ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ССМШ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ССМШ

Логвинович И.Л. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа концертмейстера является актуальной и востребованной, поскольку присутствует почти во всех направлениях музыкального искусства. Будь это духовые инструменты, струнные, дирижирование или вокал, даже в балете при репетициях требуется концертмейстер.

Работая с музыкантами, роль концертмейстера важна на всех этапах: от выбора произведения до выступления с ним на сцене, особенно когда это касается учеников начальных классов музыкальной школы. Знакомя ученика с миром музыки, педагог и концертмейстер становятся для него наставниками в этой сфере и примерами для подражания. А значит, работа концертмейстера заключается не только в хорошей игре на фортепиано, но и в налаживании контакта с учащимися (творческая и педагогическая направленность).

Надо обратить внимание, что не каждый концертмейстер способен сразу возыметь влияние на ученика, поэтому прежде всего он должен проявить себя как профессиональный музыкант и обладать следующими навыками:

Хорошие пианистические данные. Требуется мастерски владеть навыками игры на инструменте, острым слухом и ощущением времени. С уверенным в себе и профессиональным концертмейстером учащийся сможет почувствовать поддержку и опору, а как результат - раскрыться больше с артистической и чувственной стороны.

Чтение с листа. Нередко пианисты требуются в классы к педагогам с большим количеством учеников. Для того чтобы исполнить большой и разнообразный репертуар, следует обладать хорошим навыком чтения с листа: хваткость, цепкость, непрерывность при исполнении произведения без предварительного проигрывания на инструменте, при этом сохранять внимание к фразировке солиста, иметь ясное представление его партии, параллельно уметь выявлять характер и стиль, выполнять авторские указания, а также темповые изменения.

Игра в ансамбле. Концертмейстер выступает как организатор музыкальной ткани произведения. Умение быть в контакте с солистом, хорошо чувствовать время, показывать ауфтакты. Во многом этот аспект роднит концертмейстера с дирижером, ведь нередко фортепиано играет для солиста роль оркестра.

Транспонирование. Транспонирование так же является важным навыком и умением концертмейстера. Есть много духовых инструментов (кларнет, баритон, саксофон и т. д.) для которых нужно делать транспонирование. Этим навыком пианисту так же следуют обладать на уровне.

Важно помочь ученику почувствовать себя настоящим солистом. Работая на уроках, концертмейстер и преподаватель сталкиваются с всевозможными проблемами: технические недоработки учащегося, слабые физиологические данные, психологический дискомфорт на занятиях, неудобство при игре с аккомпанементом – список причин для их возникновения довольно обширен. Найдя причину, следует искать пути решения, учитывая индивидуальный подход к ученику.

Большое значение для эффективности классной работы имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит атмосфера проведения урока, становление ребенка как личности и музыканта. В процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру пожелания, замечания. Реакция концертмейстера на такие замечания имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь – заинтересованность, которая впоследствии должна передаваться ученику.

Возвращаясь к теме ансамблевого исполнения, следует сказать, что нередко ученику бывает сложно вступить после сольных фрагментов партии фортепиано. Юный музыкант должен посчитать, почувствовать, а затем запомнить на слух трудные вступления в своей партии. Здесь важно не только качество, но и количество занятий с концертмейстером, потому как выходя на сцену, ученик должен чувствовать себя уверенно. Роль концертмейстера особенно важна во время концертных и экзаменационных выступлений. Пианисту необходимо продумать все моменты, включая перевороты нот. Пропущенный во время переворота бас или аккорд может застать врасплох солиста, и как результат при самом плохом сценарии, привести к остановке произведения. Поэтому прежде чем выйти на сцену, концертмейстер должен продумать заранее все ответственные моменты.

Очень часто, особенно в начальных классах, ученики начинают играть сразу после того как педагог проверил их готовность. В такие моменты очень важна реакция. Конечно, желательно как можно раньше, еще в стадии разбора произведения, научить ребёнка показывать концертмейстеру свое вступление небольшим кивком головы, однако такое умение появляется не у всех. Иногда пианисту необходимо самому показать вступление, но делать это стоит лишь в порядке исключения.

Работа концертмейстера многогранна: это и творческая составляющая, и педагогическая, а также социальная. Работа требует большой отдачи, как физической, так и эмоциональной. Важна мобильность и смекалка для решения проблем и задач, связанных с собственным исполнением или игрой ученика. Без хорошего концертмейстера, которому действительно будет нравиться тем, чем он занимается, сложно добиться поставленных и целей и прийти к желаемому результату. Поэтому так важен пианист-концертмейстер, ведь благодаря ему в дальнейшем могут появиться новые таланты.

Список литературы

1. О работе концертмейстера. М.: Музыка, 1974. 139 с.

2. Шендерович Е. В концертмейстерском классе. М.: Музыка, 1996. 206 с.

Просмотров работы: 29