МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ: ИСТОРИЯ И ОБЛАСТИ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ: ИСТОРИЯ И ОБЛАСТИ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ

Лизяева М.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Музыка – это искусство организации звуков во времени для создания композиции через элементы гармонии, мелодии, ритма и тембра. По словам немецкого музыковеда Г.Г. Эггебрехта, музыка является духовным «языком» осмысленного материального мира [7]. Будучи искусством нематериальным, объект которого – звук, – невозможно потрогать, из всех видов искусства музыка наиболее близка человеческой душе. Посредством звуков музыка выражает мысли и эмоции человека в слышимой форме, благодаря чему служит не только средством общения людей, но и воздействует на их психику.

Разные аспекты музыки влияют на различные сферы жизни человека. Действие музыки на организм основано на том, что нервная система наряду с мышечной способны воспринимать ритм. За восприятие ритма в мозге отвечают базальные ганглии, расположенные на линии основания головного мозга сбоку от таламуса, и мозжечок. Базальные ганглии, отсылая сигналы в лимбические и когнитивные отделы мозга, обрабатывают параллельно эмоции, моторику и когнитивные задачи. Пациенты, у которых пострадали базальные ганглии, имеют трудности с выполнением движений и отсчетом времени. Когда мозг анализирует услышанный ритм, в организме человека работают те же моторные системы, что при совершении движений, что объясняет уникальную способность человека как вида двигаться в такт. В мозге движение, ритм и эмоция очень тесно друг с другом связаны. Медленная музыка с большей вероятностью покажется грустной, чем подвижная. Водители, которые предпочитают слушать в автомобиле быструю музыку с высокими частотами, чаще отличаются более агрессивной манерой езды, чем те, кто слушают более спокойную музыку.

Музыка способна вызывать в человеке нужные эмоции, и для этого, помимо ритма, у неё есть еще несколько путей:

Рефлексы ствола головного мозга – первой точки на пути звуковых сигналов. Резкие, неожиданные звуки запускают в стволе мозге реакцию вздрагивания, вызывая эмоцию страха.

Условный рефлекс. Мелодические модели, такие, как, например, фигура lamento (нисходящая секунда), имеют определенную эмоциональную окраску, и способны вызывать нужные ассоциации в различном контексте.

Визуальные представления. Так как музыка – искусство абстрактное, визуальный ряд у каждого слушателя возникает индивидуальный. Однако, когда музыка достаточно выразительна, она будет ассоциироваться с чем-то общим для всех. Так, слушая Симфонию №7 Шостаковича, невозможно не представить трагические картины военных действий.

Эпизодическая память – или ассоциация с конкретным событием в жизни при прослушивании музыки. Здесь важную роль играет не содержание самой музыки, а эмоциональное состояние человека в конкретный момент времени. Отдавая себе отчет в том, как музыка влияет на эмоции и организм человека, человечество научилось этим пользоваться, благодаря чему сегодня существует такое явление, как музыкальная терапия.

Музыкальная терапия – это процесс, в котором специально обученный терапевт с помощью музыки и всех её аспектов – эмоциональных, физических, социальных, эстетических и духовных – помогает клиенту улучшить или сохранить своё здоровье. История музыкотерапии уходит корнями вглубь веков. В Ветхом завете описывается история, как царь Давид при помощи игры на гуслях избавил Саула от злого духа. Мысль о музыке как о лечебном средстве развивалась и в Древней Греции в трудах Пифагора, Аристотеля, Платона. В трактате «О Пифагоровой жизни» Ямвлих пишет, что если кто-то «слушает прекрасные ритмы и песни, то такой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, от которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил» [11]. Терапевтический эффект музыки упоминается также в трактате «Смыслы интеллекта» персидского философа Аль-Фараби. Мхитар Гераци, армянский врач XII века, тоже подчёркивал важность музыки при излечении разного рода недугов. В XVII веке ученый Роберт Бертон в своей работе «Анатомия меланхолии» утверждал, что решающее значение в лечении психических расстройств (особенно меланхолии) имеют музыка и танцы, и даже называл музыку «превосходным лекарством от отчаяния» [3]. На протяжении XIX века европейскими и американскими специалистами было написано впечатляющее количество книг и статей об использовании музыки в качестве терапевтического средства для лечения как психических, так и физических заболеваний.

На западе музыкальная терапия XX-XXI века как научное направление выросла из последствий Первой и Второй мировых войн. В Великобритании и США музыканты ездили в больницы и играли для солдат, страдающих от эмоциональных и физических травм, нанесенных войной. Пионерами в области музыкальной терапии как отдельного направления можно назвать четырёх выдающихся женщин: Ева Весселиус – музыкант, основательница Нью-Йоркского терапевтического общества и журнала «Музыка и здоровье» (1913), а так же автор первого в мире курса музыкотерапии; Маргарет Андертон – пианистка, занимавшаяся музыкотерапией для канадских солдат во время Первой мировой, преподаватель музыкотерапии в Колумбийском университете; Иса Мод Илсен – медсестра и музыкант, основатель Национальной ассоциации музыки в больницах (1926) и автор программ; Гарриетт Эйер Сеймур – музыкальный терапевт для ветеранов Первой мировой войны, основатель Национального фонда музыкальной терапии, автор первого учебника по музыкотерапии в США.

В России интерес к музыкальной терапии возник также на рубеже XIX-XX столетий в трудах В.М. Бехтерева, но революция остановила развитие этого направление. Новый всплеск музыкотерапии произошел лишь в конце XX века и связан с деятельностью С.В. Шушарджана [9, с. 10]. Благодаря его авторскому пособию для врачей «Методы музыкальной терапии» музыкотерапия стала официальным методом лечения в РФ с 2003 года.

Наряду с другими видами арт-терапии, музыкотерапия призвана гармонизировать психическое состояние человека через развитие самовыражения и самопознания. Арт-терапия выступает средством достижения следующих целей:

Установить контакт с пациентом, создать с ним эмпатические отношения, чтобы он мог выразить себя без блоков и фильтров;

В психотерапии – облегчить процесс лечения;

Получить материал для психодиагностики.

Дать выход сдерживаемым эмоциям и чувствам; в том числе вызвать социально приемлемую агрессию и другие негативные чувства;

Развить в человеке творческие способности, укрепить и повысить самооценку.

Для пациента, или клиента, целью арт-терапии является не столько продукт его творчества, сколько путь, который он преодолевает, чтобы этот продукт создать. В процессе терапии человек способен улучшить свои коммуникативные и аффективные навыки, что способствует личностному росту; распознать свои истинные эмоции, достичь гармонии с внутренним миром; «приблизиться» к собственным травмам и болям таким образом, чтобы понять их и проработать в новом ключе.

С одной стороны, музыкальная терапия нередко вводится как вспомогательный метод при восстановительной терапии. Согласно исследованиям, прослушивание музыки может улучшить частоту сердечных сокращений, частоту дыхания и артериальное давление у пациентов с ишемической болезнью сердца. При реабилитации после инсульта музыка полезна для восстановления моторики. Музыка также оказывает положительное влияние при расстройствах аутистического спектра: она помогает отточить моторные навыки и навыки внимания, а также стимулирует здоровое нейроразвитие навыков социальной коммуникации.

С другой стороны, основное поле действие музыкальной терапии – это психотерапия. В этой области музыкотерапия выступает средством психологической коррекции как взрослого человека, так и ребёнка. Основанием для применения музыкотерапии как правило являются следующие проблемы:

трудности эмоционального развития, стресс, депрессия;

повышенная тревожность, фобии, страхи;

низкая степень самовосприятия, искажённая самооценка;

конфликт в межличностных отношениях, переживание эмоционального отвержения и чувство одиночества;

нескоординированное движение мышц, нервный тик, тремор;

косноязычие и заикание.

Современные методы коррекции психологического состояния подразделяются на рецептивные (пассивные), в которых пациент не принимает активного участия, а предстаёт лишь в роли слушателя, и активные, включающие работу пациента с музыкальным материалом – пением, игрой на инструменте. Выдающийся специалист в области музыки и психологии Валентин Петрушин разработал целый пласт активных приёмов и способов проведения сеансов музыкальной терапии:

Двигательные и ритмические упражнения, нацеленные на взаимодействие правого и левого полушарий мозга, развитие координации движение и умение синхронизировать движения с другими членами группы;

Различные виды дыхательных упражнений, направленных на снятие отрицательных эмоциональных состояний;

Медитативное пение вокализов, нацеленное на развитие навыка концентрации внимания на своём внутреннем мире;

Пение песен соответствующего содержания, как воодушевляющих, так и успокаивающих;

Разучивание и исполнение формул самовнушения, направленных на развитие уверенности в своих силах, высокой самооценки, гуманистического отношения к окружающим и позитивного отношения к миру;

Оздоровительная медитация, вводящая в состояние изменённого сознания. Её цель состоит в достижении глубокого покоя, в котором включаются механизмы саморегуляции [6].

Актуально применение методов музыкотерапии в педагогике, и особенно в работе с подростками, у которых часто диагностируется тревожное расстройство, расстройство пищевого поведения, агрессия, социальная изоляция от сверстников. Музыкальная терапия для детей и подростков проводится как индивидуально, так и в групповом формате. Групповая терапия позволяет подросткам почувствовать чувство принадлежности, выразить свое мнение, улучшить навыки компромисса и развить терпимость и сочувствие. Освоение педагогом методов музыкальной терапии подразумевает его высокую осведомленность как в области музыки, так и в области психологии и психотерапии. Современные психологи, проводящие сеансы арт-терапии, являясь блестящими специалистами в своей профессии, зачастую не владеют должным уровнем знаний в области искусства, в результате чего терапия становится не такой эффективной, какой могла бы быть. За рубежом в профессию музыкального терапевта, как правило, идут люди, уже имеющие специальную подготовку в музыкальной сфере, после чего их два-три года обучают основным положениям психотерапии. В нашей стране пока нет стратегии обучения профессиональных музыкальных терапевтов, потому исследование и освоение этой области и по сей день остаётся актуальным.

Список литературы:

Бреан А. Музыка и мозг: Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект / Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе: Пер. с норв. М.: Альпина Паблишер, 2020. 295 с.

Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. СПб.: Питер, 2003. 204 с.

Елифёрова М. В. Анатомия меланхолии // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 3. С. 219—221.

Музыкальный энциклопедический справочник. М.: Музыка, 1990. 800 с.

Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Международной научно-практической конференции 5 мая 2008 г., Санкт-Петербург / Сост. и науч. ред. проф. А.С. Клюев. СПб.: Астерион, 2008. 168 с.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия – необходимость специализации / Сб. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2008. С. 7-9.

Риман Г. Музыкальный словарь / Пер.: Б. Юргенсон. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 10440 с.

Рудзик М. Ф. О подготовке будущих педагогов-музыкантов к реализации музыкально-терапевтической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения / Сб. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион, 2008. С. 64-66.

Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма, 1998. М.: Антидор. 363 с.

Шушарджан С. В. Современные методы музыкальной терапии и эффекты, возникающие при воздействии музыкой и различными акустическими сигналами на организм человека / Традиционная медицина. Восток и Запад. 2005. Т. 2. № 2. С. 23-29.

Ямвлих Халкидский. О Пифагоровой жизни. М.: Алетейа, 2002. 192 с.

Просмотров работы: 1804