РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЖИЗНИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЖИЗНИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Воронцов А.А. 1, Харченко Д.А. 1, Емец О.К. 1, Белецкая Е.А. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных реалиях, когда по пути быстрого развития общества можно наблюдать изменения во всех сферах жизнедеятельности, важным становиться вопрос о личностном и культурном развитии молодёжи, формирования её мировоззрения и системы ценностей, духовного и творческого потенциала. И здесь, конечно, следует говорить о роли искусства в духовном и нравственном воспитании молодых людей. Одной из форм деятельности, способствующих самовыражению молодого человека, стремлению к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, творческому отношению к жизни, уверенностью в себе, является театральное искусство.

Театр один из традиционных видом искусства, зародившиеся не одно тысячелетие назад. Точная дата появления этого вида творчества не известна. Исследователи, изучающие этот вопрос, предполагают, что театр появился еще в древних цивилизациях. Сначала наши потомки сочиняли хвалебные песни богам, актёром, совершая магические действия вокруг божественных костров. Затем, как писал М.М. Бахтин, были «Великие Дионисии» Древней Греции — «пышные празднества античной цивилизации в честь бога виноделия и плодородия, сопровождающиеся карнавальными шествиями и многочасовыми театральными действами». [1, с. 127]

Три великих античных мыслителя — Эсхил, Софокл и Еврипид, как доказывают исторические факты, открыли миру театр, положили ему начало, подарив данное искусство человечеству. Поэтапно из века в век, театр развивался вместе с обществом. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы для деятельности людей, выполняет огромную воспитательную роль, и тем самым, содействует формированию качеств, необходимых для жизни в обществе.[7] Несомненно, увлечение театром, способно благотворно влиять на нравственную составляющую общества. И не меньше влияние он оказывает на молодёжь. Российский актёр, театральный режиссёр, педагог — А.А. Брянцев заметил: «Школа — повседневность, а театр — праздник. Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, раскрываются больше в театре». [3, с. 160]

В современном высоко организационном обществе театр выступает в роли социального института, выполняя в обществе определенные функции. Одна из важнейших функций театра, особенно для молодого поколения — познавательная. Театральное искусство даёт основы познания о мире и гармоничном существовании в нём. Он учит важным нравственным качествам — доброта, отвага, честность, терпение и верность. Театр помогает формировать общественное сознание людей, нравственность и эстетический вкус. Кроме этого, зрители узнают в театре о глубине чувств и умении любить. В школе театра люди учатся всю жизнь, примеряя на себя множество ролей, жизненных ситуаций, сопереживая, думая и познавая. Из этого вытекает регулятивная функция театра. В сфере межличностных взаимоотношений театр способен влиять на поступки и поведение людей, их духовное состояние. Регулятивная функция театра опирается на нравственность, мораль, этикет и обычаи.

Еще одна важная функция театра — развлекательная. В своей статье «Развлечение subspecia социологии» А. В. Захаров рассматривает термин “развлечение” в ряду таких понятий, как досуг, отдых, свободное время. Развлечение определятся здесь как коммуникация, участники которой занимают противоположные стороны общения, в ходе которого происходит удовлетворение желаний и потребностей развлекающихся. [4, с.106]

В эпоху развития современных технологий, традиционные формы искусства уходят на задний план. Что сказывается порой негативно на воспитании молодого поколения. Все чаще они уходят от реального мира в виртуальный, проводя большую часть своего свободного времени там. Существует мнение, что театр не относится к числу самых популярных искусств у молодёжи. И правда, многие современные электронные устройства быстро преподносят интересную и новую информацию в настолько простой и увлекательной форме, что театрализованные представления не всегда способны эффективно конкурировать с ними. Мир технологий заполонил все вокруг нас, заставляя людей забывать о других способах общения с окружающей действительностью и его познания. Значение театра в жизни молодежи снижается также и в результате развития кинематографа. С появлением домашних телевизоров театр лишился значительной части зрителей, а в перспективе — целых поколений, воспитанных не сценой, а «голубым экраном». Это привело к потере роли театра как основного поставщика «зрелищ» народным массам и резкому падению интереса к нему. [5]

Непопулярность театра среди молодого поколения может быть напрямую связана и с социальными проблемами современного общества. Познание искусства театра начинается еще в детстве и со среды, в которой растет человек. Иными словами, многое зависит от воспитания. Если еще с детства прививать ребенку любовь не к гаджетам, компьютерным играм и технологиям, а к искусству. То в дальнейшем ему будет интересно театральное творчество.

Но несмотря на это, стоит отметить ряд признаков, по которым можно понять, что у молодого поколения вновь зарождается интерес к театру. Во-первых, это пресыщенность произведений массовый культуры. Кино, компьютерные игры, концерты современной поп-музыки — все это больше не является чем-то новым и не обычным. Сегодня все эти продукты массовой культуры — настолько рядовое явление, что театр на их фоне выглядит почти экзотично и стремительно возвращается в моду. Во-вторых, низкое качество массовой культуры. Так, чтобы обеспечить фильму высокие кассовые сборы, достаточно вложиться в спецэффекты и рекламу с хорошим трейлером. Главный залог успеха — яркая картинка, привлекающая взгляд. Но над содержанием и качеством работы никто не задумывается. В результате мы получаем продукт, ценность которых очевидна только для их создателей. А возникающий интеллектуальный голод современного зрителя может удовлетворить только «умное» кино, которого не так уж много, и конечно же, театр. [6]

Анализируя все это, можно понять, что в настоящие время театральное искусство все-таки вновь постепенно приобретает массовый характер. Зрительские залы наполняются людьми разных культур, увлечений и профессий, в связи с чем современный театр, также вынужден меняться и подстраиваться под современные запросы зрителей. Для того, чтобы привлечь интерес к театру, классические произведения переписываются на современный манер, создаются новые планы помещений и технологии производства составляющих частей представления, разрабатываются неординарные методы воздействия на зрителя. Возможно и в дальнейшем также успешно развивать данную сферу духовной жизни общества, но для этого необходимо давать возможность для работы молодым актерам и режиссерам. Их современные, инновационные взгляды помогут вдохнуть новую жизнь в театральное искусство, и подобный синтез традиционных взглядов и современных будет интересен не только взрослому поколению зрителей, но и молодому. Так, хорошим примером подобного взаимодействия является активная реализация интерактивных спектаклей, похожих на компьютерные игры с открытым миром: люди свободно ходят по залу и сами выбирают, за кем из героев наблюдать и даже взаимодействовать с ними. Непрерывный поиск чего-то удивительного вдохновляет постановщиков на новые сюжеты, декорации и то, какими средствами преподносятся новые образы, но, суть этих образов, как правило, все равно остается одной и той же. Зло и добро всегда остаются самими собой.

Таким образом, используя все перечисленные факты можно сделать вывод, что театр это динамично развивающиеся искусство. Главной задачей его является нравственное воспитание личности, ее социализация в обществе. Как отмечал А.И. Герцен: “Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов. В современном мире, массовая культура может порой затмевать театральное творчество, что ярко видно из интересов юного поколения. Но правильная реформация этого вида искусства может вновь привлечь интерес публики к нему.

Ведь, театр, позволяет привлекать внимание к актуальным общественным вопросам огромные массы людей, и театр, наконец, дает возможность людям как бы невольно втягиваться в обсуждение насущных проблем и подводить их «к заключениям не отвлеченным, но трепещущим жизнью, неотразимым и многосторонним», вести за собой «логикой событий и действий, развертывающихся и свертывающихся перед глазами зрителей» [2, с. 141].

Список литературы:

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: ГИХЛ, 1965 С.127

Беспалов О.И. Теоретические аспекты развития музыкально-импровизационных способностей подростков // Вестник Тверского государственного университета, 2009. №5. С. 141

Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. М.: ВТО, 1979. С.150

Захаров, А. В. Развлечение subspecia социологии // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 106

Исследовательский проект “Театральное искусство в современном обществе” [электронный ресурс]. URL:https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2021/07/26/issledovatelskiy-proekt-teatralnoe-iskusstvo (дата обращения 29.01.2022)

Роль театра в жизни человека [электронный ресурс].URL:https://www.teatr-benefis.ru/staty/drugoe/teatr-i-ego-rol-v-sovremennom-obshhestv/ (дата обращения 29.01.2022)

Театр как способ социализации молодёжи [электронный ресурс].URL: https://school-science.ru/7/8/38757 (дата обращения: 29.01.2022)

Просмотров работы: 7635