Актуальность исследования сама по себе заключается в практической значимости, так как спорт как многогранное общественное явление служит сферой подготовки человека к трудовой деятельности, удовлетворение духовных запросов общества, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания. Исследователи по-разному относились к проблеме изучения психического состояния, поэтому не существует единого представления о том, что следует понимать под ним и какие базовые характеристики следует использовать для описания его особенностей и закономерностей. Но, несмотря на это, позиции различных отраслей психологии по проблеме психического состояния и соответствующие ему определения можно свести к одному из трех направлений.
В рамках первого направления психическое состояние рассматривается, как совокупность показателей психической сферы человека, характеризующих личность в данный момент времени. [5, с.54]
Каждое психическое состояние имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. То есть любое состояние - это продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности. [6]
В рамках второго направления психическое состояние рассматривается как фон, на котором разворачивается психическая деятельность, уровень и направленность психической активности личности. Такой подход связан с представлениями о функционировании мозга, совокупным проявлением которого является уровень активации центральной нервной системы. Это первая, объективная составляющая психического состояния. Вторая составляющая – это отношение человека к ситуации или предмету, который имеет для него важность, выражающееся в его переживаниях и чувствах. [2]
В рамках третьего направления, психическое состояние рассматривается, как системная реакция психики человека на изменения условий. [3]
Психическое состояние как результат целостной приспособительной реакции личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленной на достижение полезного результата, проявляется в переживаниях и степени мобилизации функциональных возможностей. В таком понимании психического состояния раскрывается содержательная сторона этого явления, дающая представление о принципах его детерминации.
Все три приведенных подхода понимают психическое состояние через его соответствие сути явления. Психическое состояние, как приспособительная реакция заключается в изменении уровня активности нервной системы и переживаниях, а это есть фон, который предопределяет особенности протекания психических процессов и выраженность проявления психических свойств. Результат же такой приспособительной реакции есть характеристика психической сферы человека в данных условиях в конкретное время.
Факторы, влияющие на психическое состояние личности, стали охарактеризоваться с помощью понятия «ситуация». В психологии понятие «ситуация» трактуется как результат активного взаимодействия личности и внешней среды, а не как совокупность элементов объективной действительности [1, с.103]. Активность личности – включенность в ситуацию и способы реализации деятельности, определяется не только особенностями ситуации, но и отношением человека к ней [4]. Поэтому ситуация определяется как система субъективных и объективных составляющих [1].
Для нашего исследования мы попросили 10 мужчин и 10 женщин, возрастом 20 лет, занимающиеся спортом более 1 года пройти методику Прохорова А.О. «Актуальное психическое состояние» до и после тренировки и с помощью анкетирования нам удалось разделить группу на две подгруппы: первая подгруппа имела внутреннюю мотивацию к занятиям спортом, вторая подгруппа – внешнюю и внутреннюю.
Сводные результаты экспериментального исследования психического состояния людей до и после тренировки с внутренней и внешней мотивацией.
Психические процессы |
Физиологические процессы |
Шкала переживаний |
Поведение |
|
1.Ощущение. Чувствительность к внешним воздействиям = 4,7/7,1 |
11. Температурные ощущения = 5,5/9,7 |
21. Тоскливость – веселость = 4,2/8,6 |
31. Пассивность – активность = 4,6/7,6 |
|
2. Четкость, осознанность восприятия = 6,1/9 |
12. Состояние мышечного тонуса = 6,2/7,5 |
22. Грустность – оптимистичность = 4,6/8,8 |
32. Непоследовательность (хаотичность) -последовательность (целеустремленность) = 6,7/9 |
|
3.Особенности представлений = 6,6/8,2 |
13. Координация движений = 5/7,2 |
23. Печаль - задорность (страстность, запальчивость) = 5,1/8 |
33. Импульсивность - размеренность (равномерность) = 6,1/9 |
|
Память =6,2/7,3 |
14. Двигательная активность = 5,3/7,6 |
24. Пассивность –активность = 4,5/8 |
34. Необдуманность -продуманность =6,5/8,6 |
|
Мышление =5,8/7,8 |
15. Сердечно-сосудистая система = 5,7/8,5 |
25. Сонливость – бодрость = 5,5/7,8 |
35. Неуправляемость (бесконтрольность) -управляемость (контроль) =7,6/8,7 |
|
Воображение = 5,8/7,8 |
16. Проявления со стороны органов дыхания = 5,5/8,2 |
26. Вялость - бойкость (живость, проворность, оживленность) = 5/7,7 |
36. Неадекватность (несоответствие) – адекватность =7,5/9,2 |
|
Речь = 6/7,2 |
17. Состояние потоотделения = 5,5/6,6 |
27. Опускает (погружает)- поднимает (возвышает) = 5,5/8,1 |
37. Расслабленность – напряженность = 6,5/5,5 |
|
8.Эмоциональные процессы = 5,6/8,6 |
18. Ощущения со стороны желудочно -кишечного тракта = 6,7/9,3 |
28. Напряженность - раскрепощенность = 5,5/8,8 |
38. Неустойчивость (шаткость) - устойчивость (стабильность, равновесность) =6,2/7,7 |
|
9. Волевые процессы = 3,2/9,7 |
19. Состояние слизистой оболочки полости рта = 6/5,1 |
29. Тяжесть (трудность) –легкость 5/9 |
39. Неуверенность (сомнение) - уверенность = 5,5/9,1 |
|
10. Внимание = 4,5/8 |
20. Окраска кожных покровов = 5,7/7,5 |
30. Скованность - раскованность (свобода) = 5,3/8,7 |
40. Закрытость (замкнутость) – открытость =5,2/8,8 |
1 число – результаты до тренировки, 2 число – результаты после тренировки. Все показатели указаны в процентах.
Стоит обратить особое внимание на то, что наибольший сдвиг значений произошел в сфере переживаний, все десять показателей увеличились на 2,5 % или более. Причем только один полюс «сонливость – бодрость» был увеличен у первой подгруппы (только с внутренней мотивацией), все остальные – у второй подгруппы (с внешней и внутренней мотивацией). После тренировки респонденты стали веселыми, оптимистичными, задорными, активными, бодрыми, оживленными, раскрепощёнными, чувствовали лёгкость и раскованность.
В сферах психических и физиологических процессов по 5 показателей увеличились на 2,5% и более. В шкале психического у второй подгруппы увеличилась чувствительность к внешним воздействиям, осознанность восприятия, эмоциональные процессы. Меньше всего физические нагрузки изменили показатели сферы поведения, всего 4 показателя увеличились на 2,5% и более. У второй подгруппы изменились полюса «пассивность – активность», «неуверенность (сомнение) – уверенность», «закрытость (замкнутость) – открытость». Полюс «импульсивность - размеренность (равномерность)» изменился у обеих подгрупп.
На основе обобщённых данных можно сделать вывод о том, что, вне зависимости от мотивации человека, занятия спортом положительно сказываются на психическом состоянии и общем состоянии организма. То есть несмотря на то, с какой целью человек ходит заниматься в тренажерный зал, у него будут улучшаться эмоциональный фон. Но также стоит уточнить тот момент, что мотивация сильно влияет на продуктивность тренировок и как следствие, на достижение каких-либо результатов в спорте, так как наибольшая разница в показателях была у тех испытуемых, кто имел и внутреннюю, и внешнюю мотивацию одновременно. То есть респонденты, имеющие смешанный тип мотивации, более осознанно подходят к своим занятиям, тем самым повышая свою работоспособность и больше изменяя свои показатели.
На основании проделанной работы можно сделать вывод о том, что несмотря на то, какую цель преследует человек, занимающийся спортом (для себя, здоровья, соревнований и т.д.), на его организм и психическое состояние тренировки оказывают положительное влияние: улучшается внимание и мышление, развивается координация движений и сердечно-сосудистая система, человек чувствует бодрость и веселость, человеку легче управлять своим поведением из-за выброса негативных эмоций на тренировке и многое другое.
Литература:
Ганзен В. А., Юрченко В. Н., Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека / Психические состояния / Под ред. А.А. Крылова. - Л., 1981. – 421 с.
Еникеев Н.И. Общая и социальная психология – М.: изд-во «Норма», 2005. – 624 с.
Ильин Е. П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 2001. - 287 с.
Корнилова Т.В. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: учеб. пособие – СПб.:Питер,2004. – 254 с.
Левитов Н.Д. О психических состояниях человека – М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
Панов В. И. Психические состояния как объект и предмет психологического исследования –М.: Мир психологии,1998. - С.20-35.