Социокультурной пространство термин, встречающийся довольно часто в современной философии и культурологии. По мнению ученых социологов, филологов, историков, философов, искусствоведов данный аспект зародился с началом существования общества и появлением понятия мировой истории. Это понятие описывает собой некое историческое пространство рассматриваемое с точки зрения культурных и социальных особенностей. Е.Н. Ненахова изучая историю появления термина в своем труде отметила следующее: «Представители культурно-исторической школы диффузионизма – Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт, Л. Фробениус –развивали идеи распространения культур, формирования культурных кругов и зон в некоем пространственном измерении. В трудах А. Тойнби существовало понятие «культурного поля», но позже британский историк приходит к осмыслению социокультурного пространства» [3, с. 45]. Таким образом я прихожу к выводу, что, рассматривать социокультурное пространство нужно, как характеристику общества с точки зрения культурных и социальных аспектов и учитывать его зависимость от определенных пространственно-временных рамок.
Интерес к этому многогранному термину, по мнению Е.Л. Орловой, заключается в уникальном объединении в нем всего многообразия существующих на сегодняшний день подходов к описанию и определению сущности социальных и культурных изменений. Также необходимость введения данного термина объясняется многими учеными невозможностью в полной мере изучить социальную реальность отдельно от культуры и наоборот.
Итак, термин социокультурное пространство представляет собой слияние нескольких понятий таких, как «пространство», «социальное пространство» и «культурное пространство». Разберёмся в значении каждого из них.
Пространство является фундаментальным, базовым понятием, встречающимся во многих науках благодаря своему всеобъемлющему значению. Таким образом пространство – это форма сосуществования материальных объектов и процессов, которая характеризует структурность и протяженность материальных систем, их расположение друг относительно друга, относительную величину и конфигурацию.
В рамках данной темы пространство не является чем-то материальным как, например, в математике. Оно тесно связано с временными рамками, то есть со временем. Определение времени даёт М.М. Самчук: «Время – форма последовательной смены явлений и состояний материи, характеризующая длительность их бытия» [5, с. 79]. Пространство и время являются универсальными категориями. В данном исследовании они важны как нечто общее, как единый пространственно-временной аспект.
Термин социальное пространство сложен за неимением точного и неоспоримого определения. Немало ученых разбирает это понятие с разных точек зрения. Одни считали, что пространство физическое и социальное это разные, но взаимосвязанные между собой понятия. Другие же считали, что все пространство социально, ибо его нельзя отделить от созерцающего субъекта, субъекта познания, то есть человека. В итоге я могу сказать, что социальное пространство – это физическое пространство на, которое спроецированы формы существования человека – его коммуникации, статусы, накопленный опыт и т.д.
Культурное пространство по мнению многих ученых считается основополагающим для истолкования и понимания понятия социокультурное пространство. По мнению Е.В. Орловой культурное пространство представят собой не просто форму хранения вещей, явлений, процессов, а как пространство, формируемое культурными процессами, регулирующее взаимодействие субъектов культуры и в то же время, выступающее условием формирования и развития последних. Культурные процессы соответственно не могут протекать не зависимо от человеческой деятельности, то есть социального влияния [6, с. 174].
В итоге если объединить все три рассмотренных нами понятия, то можно прийти к выводу, что социокультурное пространство – это пространственно-временной аспект, в котором отражаются формы взаимодействия людей, формирующие культурные процессы, способствующие взаимодействию, созданию и развитию субъектов культуры.
Далее мы рассмотрим специфику социокультурного пространства современности. Сейчас социокультурной пространство изменено под воздействием общества в целом, при этом каждый человек вносит какое-либо изменение в него. Социальное пространство невозможно ограничить географически масштабами отдельно взятой страны или культуры, хотя существуют различного рода общества (локальные, региональные, национальные и даже индивидуальные, свойственные отдельному индивиду и т.д.), обладающие характерными для социокультурного пространства особенностями.
Современное социокультурное пространство выходит далеко за пределы только одной культуры, в силу своей подвижности, текучести, непрерывного развития. Его также невозможно представить лишь в пределах одной плоскости, оно не одномерно, т.к. оно связано с миром человеческих идей, норм, ценностей.
Положение каждого индивида в нём определяется целым рядом особенностей: социальное положение и статус, образованность и коммуникабельность, степень чувственно-эмоциональных способностей, образ жизни индивида, достижения его деятельности в сфере духовного и материального производства и т.д. Для каждой исторической эпохи характерно определённого рода социокультурное пространство. Основными особенностями современного социокультурного пространства являются: интеграция экономической, политической, культурной, духовно-информационной сфер жизни большинства стран мира, возрастающие межкультурные связи, стремительный рост различного вида технологий и коммуникаций, формирование единого для всех информационного пространства.
В процессе становления современного социокультурного пространства, трансформации мирового общества всё более и более широкие массы людей становятся вовлечёнными в сферы коммуникации и поток информации. Одним из ключевых понятий, характеризующих современно социокультурное пространство, является «информационное общество» [1, с. 97]. Этот термин распространился в последнее время как особая форма современной социальной действительности. Главным компонентом, способствующим появлению «информационного общества, является все возрастающее влияние и распространение социальных сетей, как среды активного социального и культурного взаимодействия людей.
Для активного участия в процессах информационного общества человеку необходимо не только, умело пользоваться информацией, повышая свой интеллект, но и владеть языками, чтобы иметь возможность вести диалог с представителями иноязычных культур и быть активной коммуникативной-культурной личностью.
Список литературы:
Есипов, Б.П. Метод проектов // Педагогическая энциклопедия / Б. П. Есипов, З. И. Равкин. – М., 2006. – Т. 2. – 806 с.
Социокультурное пространство как научное понятие [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://studbooks.net/2420355/sotsiologiya/sotsiokulturnoe_prostranstvo_nauchnoe_ponyatie (дата обращения: 20.12.2021)
Социокультурное пространство современности: основные характеристики/Е.Ю. Шакирова//Культура. Духовность. Общество – 2013. – № 7.– С. 174.
Социокультурное пространство: структура и основные элементы/М.М. Самчук// Извести волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально гуманитарного знания – 2012. – № 3. – С. 78.
Специфика современного социокультурного пространства [Электронный ресурс] – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://studwood.ru/743124/kulturologiya/spetsifika_sovremennogo_sotsiokulturnogo_prostranstva (дата обращения: 20.12.2021)
Социокультурное пространство мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»/В.И. Захарова// Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 2. – С. 25.