Зачастую публичные выступления становятся настоящими испытаниями «на прочность» даже для концертирующих исполнителей, не говоря уже о воспитанниках музыкальных учебных заведений. Кто хоть раз выходил на сцену - может лучше понять, в чем же состоят сложности задачи, которые будут затронуты в статье.
В данной статье мы рассмотрим проблему психологического настроя музыканта перед сценическим выступлением, обращаясь к определённой категории людей. Речь пойдёт, конечно же, о музыкантах-исполнителях.
Каждый музыкант сталкивался с негативными мыслями перед выходом на сцену. Очень важно прогонять весь негатив из головы, отсеивать совершенно ненужные, и только мешающие спокойствию и правильному настрою, мысли. Наоборот, следует придать мыслям светлые и солнечные краски, чтобы выйдя к публике, музыкант смог наполнить сердца слушателей настоящими эмоциями, и наполниться чувством удовлетворённости изнутри самому. В случае, когда постигает неудача на сцене, не каждый музыкант способен с легкостью прощать себе ошибки. Порой не хватает целой жизни, чтобы артист смог простить себя за какой-то промах в своей сценической деятельности. Доходит вплоть до того, что люди бросают любые занятия музыкой, закрывают и продают свой инструмент, уходят из "любимой" профессии навсегда и с ненавистью вспоминают о своем музыкальном прошлом.
Конечно же, нужно давать себе второй шанс. Можно бросить выбранную Вами профессию в том случае, если профессия Вам не по душе.
Ведь то, что Вам нравится - Вы будете делать с удовольствием, не будете жалеть свои силы, нервы, время. Будете трудиться не покладая рук, пока не добьётесь хотя бы минимального роста в заветном деле. Но есть и другая грань - излишнее усердие и стремление к идеалу.
Возвращаясь к проблеме, можно сказать, - нужно понимать, что нельзя от себя ждать идеального исполнения. Как говорится: «Нет предела совершенству». Нужно принять, что на сцену выходит играть живой человек, а не робот. Его задача дарить музыку. Поэтому нужно допускать, что могут быть какие-то изъяны в исполнении. Идеально сыгранный текст никому не интересен. Наоборот, это скучно. Другое дело, когда музыкант выложился, сыграл очень эмоционально, убедительно, пускай где-то и взял фальшивую ноту. Перфекционизм не всегда имеет благоприятное воздействие.
То, на ЧТО музыкант себя настраивает, и, что ещё интереснее, - КАК он себя настраивает, - является залогом успешного или неуспешного выступления.
У каждого музыканта в сценической практике было огромное количество самых различных выступлений. Были и удачные, и не очень удачные, и совсем неудачные. Ведь именно последние учат тому, как избавиться впредь от такого рода поражений. Горький опыт помогает научиться лучше понимать себя, свою индивидуальность и свою психологию.
Возьмём в пример самые неудачные выступления. Какие факторы могли этому способствовать?
Неуверенность на сцене может возникнуть от плохо выученного текста, или когда в программе концерта не одно произведение, а несколько разнохарактерных, и в одном из них присутствует неуверенность. Музыкант начинает за него переживать, нервничать, волноваться. Конечно же, неуверенность и волнение за произведение, которое не слишком хорошо удаётся, передаются и на другие сочинения, несмотря на их хорошую подготовленность. Каждый, кто проходит через данный опыт, учится тому, что нужно выходить на сцену, как минимум, хорошо зная текст произведения, не говоря уже о каких-либо художественных задачах, которые нужно выполнить в определённом произведении. Произведение должно быть выучено не на 100%, а на 200%, и тогда ощущение тщательной выученности принесёт исполнителю уверенность в себе.
Как собраться с мыслями, если педагог сообщает за короткий срок о том, что предстоит выходить на сцену, когда слова сказаны буквально в последнюю минуту? Естественно, перед артистом стоит очень трудная задача. Нужно успеть правильно настроиться, и только затем выйти к публике. Артисту важно успеть сконцентрировать мысли исключительно на своём деле - игре на инструменте. Кому-то может понадобиться больше времени для того, чтобы настроиться, кому-то меньше. Кто-то с легкостью справляется с непредвиденными обстоятельствами, которые подкидывает ему жизнь, а те, кто привыкли к спокойному и традиционному раскладу, им сложно справиться с этой непростой задачей, и очень часто категория таких музыкантов терпит неудачу на сцене. Именно поэтому музыканту лучше знать заранее о своих выступлениях, - за несколько дней, а то и больше. Это нужно для того, чтобы побыть наедине с собой, со своими мыслями, не растрачивать понапрасну энергию, и затем настроиться на нужный характер произведения. Будет намного спокойнее перед выступлением, если отстраниться от людей, уйти в себя, хотя бы ненадолго. Чтобы окунуться на сцене в мир музыки, где музыкант находится один на один с "живым" инструментом, надо заранее войти в нужное состояние. Поэтому очень важно, чтобы у исполнителя было время поразмышлять и побыть одному.
Музыканты все совершенно разные. Каждый пленяет своей лучшей стороной. Одни одарены безупречной техникой, другие - очень рациональной, умной и «светлой головой». А третьи - эмоциональностью, чувствами, умением тронуть сердце. И очень редко, когда все выше перечисленные черты сочетаются в одном музыканте. Конечно, каждый работает над своей слабой стороной или сторонами. И если получилось все три пункта в себя воплотить- это высшее искусство, высшее мастерство. Владимир Горовиц говорил, что фортепианная игра состоит из здравого смысла, сердца и технических средств. Все должно быть развито в равной мере: без здравого смысла можно потерпеть фиаско, без техники вы дилетант, а без сердца — машина. Так что профессия, по мнению пианиста, таит в себе и опасности.
Представим музыканта, у которого сильной стороной является не техника, а эмоциональность. Представим музыканта, который живёт на сцене чувствами. И такому пылкому артисту предстоит исполнить на сцене одно из его любимых произведений. Хорошо ли, плохо ли, когда музыкант влюбляется в произведение, которое играет..? И с артистом это произошло. Он влюбился, был полностью поглощен и жил произведением. И когда наступил день академического концерта, музыкант среди присутствующих в зале увидел малоприятного человека. Случилось то, что он никогда не мог себе представить,- эмоции остались где-то далеко, за сценой. Это большой урок для музыканта. Нельзя никогда зацикливаться на том, кто сидит в зале и кто тебя слушает. Исполнитель должен уметь отстраниться от всего, что не имеет отношения непосредственно к музыке. Ведь каким благородным делом занят музыкант! Он «лечит души» людей! Он тоже врач. Врач по «душевной части».
Музыкант большую часть своей жизни тратит на многочасовые занятия за инструментом, значит, он живёт музыкой, любит её во всех проявлениях. Если об этом часто себе напоминать, будет легко и радостно выходить на сцену.
Одной из самой распространенной ошибкой перед выступлением является боязнь музыканта забыть текст. Музыкант на психологическом уровне заранее даёт себе эту глупую установку. И, естественно, чаще всего именно так и происходит. Он выходит на сцену и понимает, что забыл, как, и с каких нот начинается сочинение, которое ему предстоит в данный момент исполнить. И все это происходит только потому, что страх одолел верх над разумом, волнение оказалось чрезмерным.
Когда волнение принимает болезненные формы, оно не только неприятно для исполнителя, но и чревато определёнными потерями на сцене. Но отсутствие волнения ещё более нежелательно для исполнителя нежели присутствие его в чрезмерной форме. Профессор Н.В. Трулль по этому поводу говорит, что волнение является непременным условие для того, чтобы человек сконцентрировал все свои силы: физические и психические, а человек равнодушный, не волнующийся, ничего интересного и значительного на концертной эстраде не сотворит.
Случается, когда во время игры исполнитель начинает думать о нотном тексте, или снова же даётся себе установка, что сейчас произойдёт сбой и ошибка в исполнении. Почему бы не подумать не о дурном, а о чем-то более позитивном?
Очень важно во время исполнения научиться не давать должного внимания каким-то шероховатостям и нечаянно зацепившимся фальшивым нотам. Главное двигаться только вперёд, не думая о предыдущих ошибках. Наши мысли имеют очень сильное воздействие на нас. Это нужно принять и работать над усовершенствованием мыслей всю свою жизнь.
Влияние педагога перед выступлением имеет весомую роль. Педагог должен уметь правильно настроить, суметь мотивировать своего студента перед публичным выступлением. Важен процесс общения педагога с музыкантом в преддверии выступления. Не так важно напоминать о нужных темпах, нужных штрихах, нужной динамике. Подобные советы могут лишь вызвать скованность. Гораздо более ценно сказать, что в музыканта верят. Каждому исполнителю нужна поддержка в непростые минуты жизни. От многих педагогов редко можно услышать какие-либо хвалебные слова перед выступлением на сцене, после, или вообще, во время обычных занятий. Но бывают фразы, полные тепла, сказанные педагогами, которые запоминаются на всю жизнь и остаются навсегда в сердце. И в дальнейшем музыкант всякий раз перед важным концертом, зачетом или экзаменом, вспоминает эту фразу. Она греет изнутри, вселяет веру, что все обязательно получится. Ю.С. Слесарев подчёркивает, что нужно внушить ученику уверенность в своих силах, ведь это тоже входит в круг обязанностей педагога.
Через сложную и тернистую дорогу приходится проходить музыкантам. Говорят, несмотря на жизненные трудности, на сцену нужно выходить, отсторонившись от всех житейских проблем. Возьмём, к примеру, молодого пианиста, обладателя первой премии международного конкурса имени П.И. Чайковского Дмитрия Маслеева. В один из дней пришло известие, что у пианиста умерла мама. Но Дмитрий оказался сильнее трагедии, которая преподнесла ему судьба. Он продолжил борьбу в конкурсе, не опустил руки и сражался до конца. Эта история очень поучительная. Александр Скрябин говорил, что тот силён и могуч, кто испытал отчаяние и победил его. Эти слова композитора как нельзя лучше подходят к ситуации, в которой оказался музыкант.
Что ещё помогает артистам преодолевать свои страхи, неуверенность, волнение перед выходом на сцену?
Одни считают нужным пить успокаивающие таблетки. Другие ступают на сцену только с правой ноги. Третьи - кладут под пятку пятирублевую монету. Каждый музыкант находит ритуал, более подходящий под свою индивидуальность, психологию и характер.
Какие ещё ритуалы помогают больше поверить в себя и в свои силы?
Можно класть ночью под подушку ноты произведений, которые предстоит исполнить на следующий день. Прокручивать в голове возможные благоприятные варианты выступления. Представлять, как в зале сидят дорогие и близкие люди, которых с огромным удовольствием хотелось бы видеть, ведь их поддержка так важна и приятна.
Занимаясь дома, можно завязать глаза повязкой, проиграв произведение целиком, также можно выполнить физические упражнения, чтобы участился пульс, и начинать играть программу.
У кого-то есть собственный талисман, и перед важными и ответственными выступлениями музыкант всегда его надевает. Это его талисман удачи, который будет защищать от неудач, вселять уверенность и отгонять все страхи и смятения на сцене.
Нужно не бояться ошибок, быть открытым новому, идти навстречу мечтам! Важно любить дело, которым занимаетесь, и дарить свою любовь через музыку!
Список литературы:
1. Кэролайн Форен Уверенность: Внятное руководство по избавлению от страхов, комплексов и тревог, «Альпина Паблишер», 2019. URL: https://inde.io/article/19059-kak-perestat-boyatsya-neudach-otryvok-iz-knigi-pisatelnitsy-kerolayn-foren-uverennost (дата обращения: 15.12.2021).
2. Трейси Бр. Убеждение. Уверенное выступление в любой ситуации. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. URL: https://psyfactor.org/lib/orator42.htm (дата обращения: 15.12.2021).