ИГРА В КАВЕР-ГРУППЕ, КАК ОСОБАЯ ФОРМА СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАНТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИГРА В КАВЕР-ГРУППЕ, КАК ОСОБАЯ ФОРМА СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАНТА

Гридчин А.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый учащийся в музыкальной среде достигает определённого потолка, в меру своих возможностей и желания. Учащиеся в среднем и высшем звене образования постигают это искусство ни как развлечение, а как профессию, в особом ритме со своими нюансами. Музыка – это эфемерный вид искусства, и в каждой ступени обучения выполняют свои цели и задачи для его освоения:

Музыкальная школа, лицей. Основная задача - привить любовь к музыке, обучить её основам, музыкальной грамоте.

Колледж. Это база, в нём затрагивают основы исполнительского мастерства, вкладывают багаж знаний, благодаря которому студент может считаться музыкантом, и так же продолжают прививать любовь к музыке.

Институт, академия или консерватория. Высшее образование предполагает закрепление базы, а дальше идет более творческая деятельность. «Играть музыку, а не ноты» - это ключевые слова. Интересуются больше освоением музыкальной ткани, развивая себя не с точки зрения техники, а больше вкладываются в художественный образ, музыкальную материю, эфемерность самого явления как музыка.

Зачастую случается так, что музыканты, пройдя все этапы образования, став высококвалифицированными людьми, не могут сыграть что-то простое и обыденное для простого ума людей. В чём же дело? В этом попробуем разобраться.

Проблема обучения

В учебных заведениях основную силу прикладывают на изучение нотного материала, забывая, что развитие творческого мышления тоже имеет большую роль для музыканта. Это касается не всех, есть люди, воображение которых выплёскивается наружу чрезмерно, и путём сублимации, найдя себя в творчестве, выходит что-то интересное, а порой и грандиозное. Но большая часть людей, особенно в малом возрасте, в силу воспитания и характера, путём контроля со стороны, замыкают в себе творческую жилку, которую восстановить требует больших усилий. Со временем, получается так, что человек хотел-бы что-то сочинить по собственному желанию или по заданию в дисциплине, но не представляет, как это делается и с чего начать.

Другими словами, многие музыканты, услышав игру другого исполнителя, который мастерски овладел инструментом, гармонией, импровизацией, имеет понятие о стилях, формах произведений и жанров, могут сказать – «А что, так можно было?»

В проявлении себя, как музыканта может помочь игра в ансамбле, точнее в кавер-группе. Зачастую такие группы играют простой репертуар, который узнает обыватель. Партии инструментов не сложные, что позволяет готовить материал в большом объёме при малых временных рамках.

Многие студенты, учась много лет. Начинают терять веру в себя, что приводит к расстройствам организма, психозам, нарушению работы органов, депрессии и не желанию идти по выбранному пути. Такое развлечение или работа в группе может положительно сказаться на общем состоянии музыканта т. к. играя для людей, видя их улыбки и восторженные лица, видя, как они танцуют радуются, и осознавая, что именно ты побуждаешь их на эти эмоции стоит дорогого. Повышается уверенность в себе и понимание, если что-то не получается, не стоит из-за этого переживать или останавливаться. Понимание, для чего я посвятил себя этому ремеслу, для чего вообще нужна эта профессия. Играть для себя, «писать в стол»? Нет! Дарить людям эмоции!!!

Боязнь сцены

Музыканты, которые не ведут концертную деятельность или последний концерт был слишком давно, сталкиваются с боязнью сцены, из-за чего может появиться желании вовсе не заниматься подобным. В связи с особенностями в кавер-группе, это можно исправить. Простые партии легко запоминаются и их исполнение не вызывает неудобства и сильных волнений, как исполнение экзаменационной программы перед комиссией.

Так же нужно помнить, ты играешь не для педагога, а для людей, которые хотят «хлеба и зрелищ», никто тебя не поругает из-за фальши, человеческий фактор никто не отменял, на моей памяти ещё не было такого, чтобы после концерта, выслушивать конструктивную критику, как правило говорят, каких песен не хватило, либо просто благодарят.

Но также есть ряд особенностей. Концерт группы проводят в разных местах и обстоятельствах: на хороших площадках, на малой сцене, без сцены, в парках, на улице, злачном заведении, роддоме, тюрьме… где угодно. Условия концерта могут быть как благоприятны, так и не совсем: плохая погода, отсутствие должного оборудования, отсутствие гримёрки для музыкантов, буйные или неадекватные слушатели, различного рода форс-мажоры…

Относиться к такому можно по-разному, но я вижу в этом огромный жизненный опыт, после которого играть любой концерт уже не страшно.

Дополнительный опыт

Исполнители, особенно академисты, посвящают себя полностью работе над техникой, звукоизвлечением, правильной трактовкой исполнения, наработкой классического репертуара, иногда пренебрегая другими дисциплинами. Но даже полное высшее музыкальное образование даёт лишь часть знаний огромного музыкального мира.

Многие академисты не снимают на слух музыкальные произведения, не снимают партии и не записывают их в ноты, не занимаются гармонией разносторонне. Штатному музыканту зачастую негде проявить творческую натуру.

В кавер-группе дела обстоят другим образом. Чтобы сыграть какое-либо произведение, придётся снять ноты (есть возможность найти их в интернет пространстве, но лучше довериться своему слуху т. к. встречаются опечатки и огрехи). Сталкиваешься с гармонией, может для человека с абсолютным слухом это не будет проблемой, но для людей, не одарённым таким талантом появляется хорошая возможность получить новый опыт, посмотреть под другим углом на закономерности гармонии, голосоведения, отличительные черты жанров и конкретных исполнителей. Нет чётких границ, появляется отдушина, где можно воплощать свои задумки.

Часто песни играют в другой тональности, и как правило, это зависит от вокалиста или неудобства воспроизведения оригинала. Перекладывание произведения в другую тональность как правило, «на ходу» способствует развитию мышления и помогает овладеть данным навыком. Если в группе есть транспонирующие инструменты, то для их владельцев наступает время удивительной умственной практики.

Итог

Игра в кавер-группе несёт для музыканта больше пользы, чем вреда, главное подходить к делу с толком. Даже для хороших исполнителей есть ряд положительных особенностей: улучшается память, появляется свобода в игре, уходят на второй план замкнутость, стеснение, боязнь сцены… Но нужно отдавать себе отчёт чем ты занимаешься и для чего. Но всё же дарить людям эмоции – это дело правое.

Список литературы

Часкалсон М.Живи осознанно, работай продуктивно. 8-недельный курс по управлению стрессом. М.: Альпина Паблишер, 2014. 194 c.

Чугунов Ю. Н. Эволюция гармонического языка джаза. М.: Музыка. 2006. 168 c.

Ханзелика Э., Хортон Д. Стресс как внутренняя игра. М.: «МИФ», 2019. 59 с.

Просмотров работы: 6