Актуальность темы заключается в практическом применении результатов исследования и предъявлении рекомендаций по работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. В настоящее время исследованию подростков в трудной жизненной ситуации уделено большое внимание. Термин «черта» определил В.В. Столин, как «описательную переменную, фиксирующую интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социального и личностного уровней регуляции». [1, с.282]
Этап формирования личностных и индивидуальных качеств начинается в подростковом возрасте. Именно в это время у ребенка происходит становление нравственных ценностей и установок, а также расширение и усовершенствование набора личностных качеств. Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что подростковый возраст – это период активного формирования мировоззрения, самосознания, самооценки, Я-концепции и личности в целом.
Исследование было проведено среди 25 воспитанников ЦССУ, из которых посредством социометрического исследования были выделены 6 человек, 2 с низким социальным статусом и 4 с высоким социальным статусом. Для определения личностных характеристик использовали метод психодиагностическое тестирование.
На базе полученных результатов мы выделили индивидные и личностные черты подростков с низким и высоким социометрическим статусом, и описали их в портрете каждого ребенка.
Результаты теста межличностных отношений респондента 1 представлены на рисунке 1 и в таблице 1.
Рисунок 1 – оценка реального «Я»
Таблица 1 – оценка реального «Я»
Властный |
11 |
Независимый |
4 |
Агрессивный |
9 |
Недоверчивый |
9 |
Покорный |
6 |
Зависимый |
6 |
Сотрудничающий |
7 |
Великодушный |
6 |
Результаты теста «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS»:
Шкала «Социальная желательность» - 3 балла.
Шкала «Тревожность» - 31 балл (9 стенов).
На основании данных результатов мы можем отметить, что у испытуемой явное проявление тревожности, ведущий тип межличностных отношений – властный, что говорит нам о нетерпимости к критике и переоценке собственных возможностей. Респондент способна проявлять чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость, но при этом она крайне обидчива и выстраивает недоверчивые отношения с окружающими. Все это подтверждает низкий социометрический статус. Мы можем предположить о том, что яркое проявление трех типов межличностных отношений, таких как властность, агрессивность и недоверчивость, напрямую связаны с предельно высокими баллами шкалы «Тревожность».
Результаты теста межличностных отношений респондента 2 представлены на рисунке 2 и в таблице 2.
Рисунок 2 – оценка реального «Я»
Таблица 2 – оценка реального «Я»
Властный |
3 |
Независимый |
2 |
Агрессивный |
2 |
Недоверчивый |
6 |
Покорный |
5 |
Зависимый |
10 |
Сотрудничающий |
13 |
Великодушный |
7 |
Результаты теста «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS»:
Шкала «Социальная желательность» - 8 баллов.
Шкала «Тревожность» - 16 баллов (5 стенов).
На основании результатов проведенных методик мы можем сделать вывод о том, что ведущим типом межличностных отношений испытуемой является сотрудничающий, а это значит, что ее поведение конформно, она не сдержана в проявлениях дружелюбия к окружающим людям и стремиться подчеркнуть свою причастность к интересам большинства. Не менее высокие результаты шкалы «Зависимый», символизируют полную подчиненность мнению окружающих. Проявления такого сверхконформного поведения подтверждают еще и высокие баллы по шкале «Социальная желательность». Мы можем предположить, что такое поведение является следствием стремления испытуемой представить себя в лучшем свете. Все выше перечисленное подтверждает низкий социометрический статус респондента.
Результаты теста межличностных отношений респондента 3 представлены на рисунке 3 и в таблице 3.
Рисунок 3 – оценка реального «Я»
Таблица 3 – оценка реального «Я»
Властный |
4 |
Независимый |
5 |
Агрессивный |
6 |
Недоверчивый |
7 |
Покорный |
6 |
Зависимый |
9 |
Сотрудничающий |
4 |
Великодушный |
4 |
Результаты методики «Самооценка лидерства» - 5 баллов (средний уровень).
Результаты методики «Коммуникативные и организаторские склонности»:
Коэффициент коммуникативных способностей – 0,45 (низкие).
Коэффициент организаторских способностей – 0,6 (ниже среднего).
На основании полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что ведущим типом межличностных отношений является зависимый, это говорит нам о том, что респондент конформный, мягкий и социально ориентирован. Мы можем предположить, что низкие результаты лидерских, коммуникативных и организаторских способностей связаны с положением, занимаемым в группе. Респондент имеет высокие значения социального статуса, но при этом занимает не роль лидера, а роль мыслителя или «души компании».
На основе проделанной работы мы можем сформулировать рекомендации для работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации
Обобщив сказанное, мы можем сделать вывод о том, что личностные характеристики формируются, расширяются и усовершенствуются в подростковом возрасте. Данный период жизни является кризисным, а при условии нахождения ребенка в трудной жизненной ситуации могут возникнуть психологические проблемы. Подросток, который оказывается в тяжелой жизненной ситуации не в силах исправить свое положение привычными способами, и для того, чтобы решить проблему, ему необходимо переструктурировать привычные нормы поведения.
Литература:
Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для академического бакалавриата / И. Н. Носс. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 500с.
Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -440 стр.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
Лакреева А. В., Хомутова М. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 135–140.