ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАННИКОВ ЦССУ) - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАННИКОВ ЦССУ)

Телицына А.А. 1, Орлова А.В. 1, Данченко С.А. 1
1ФГАОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы заключается в практическом применении результатов исследования и предъявлении рекомендаций по работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. В настоящее время исследованию подростков в трудной жизненной ситуации уделено большое внимание. Термин «черта» определил В.В. Столин, как «описательную переменную, фиксирующую интеграль­ную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающу­юся под действием системы организмического, социального и лич­ностного уровней регуляции». [1, с.282]

Этап формирования личностных и индивидуальных качеств начинается в подростковом возрасте. Именно в это время у ребенка происходит становление нравственных ценностей и установок, а также расширение и усовершенствование набора личностных качеств. Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что подростковый возраст – это период активного формирования мировоззрения, самосознания, самооценки, Я-концепции и личности в целом.

Исследование было проведено среди 25 воспитанников ЦССУ, из которых посредством социометрического исследования были выделены 6 человек, 2 с низким социальным статусом и 4 с высоким социальным статусом. Для определения личностных характеристик использовали метод психодиагностическое тестирование.

На базе полученных результатов мы выделили индивидные и личностные черты подростков с низким и высоким социометрическим статусом, и описали их в портрете каждого ребенка.

Результаты теста межличностных отношений респондента 1 представлены на рисунке 1 и в таблице 1.

Рисунок 1 – оценка реального «Я»

Таблица 1 – оценка реального «Я»

Властный 

11

Независи­мый 

4

Агрессив­ный 

9

Недоверчи­вый 

9

Покор­ный 

6

Зависи­мый 

6

Сотрудничаю­щий 

7

Великодуш­ный 

6

Результаты теста «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS»:

Шкала «Социальная желательность» - 3 балла.

Шкала «Тревожность» - 31 балл (9 стенов).

На основании данных результатов мы можем отметить, что у испытуемой явное проявление тревожности, ведущий тип межличностных отношений – властный, что говорит нам о нетерпимости к критике и переоценке собственных возможностей. Респондент способна проявлять чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость, но при этом она крайне обидчива и выстраивает недоверчивые отношения с окружающими. Все это подтверждает низкий социометрический статус. Мы можем предположить о том, что яркое проявление трех типов межличностных отношений, таких как властность, агрессивность и недоверчивость, напрямую связаны с предельно высокими баллами шкалы «Тревожность».

Результаты теста межличностных отношений респондента 2 представлены на рисунке 2 и в таблице 2.

Рисунок 2 – оценка реального «Я»

Таблица 2 – оценка реального «Я»

Властный 

3

Независи­мый 

2

Агрессив­ный 

2

Недоверчи­вый 

6

Покор­ный 

5

Зависи­мый 

10

Сотрудничаю­щий 

13

Великодуш­ный 

7

Результаты теста «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS»:

Шкала «Социальная желательность» - 8 баллов.

Шкала «Тревожность» - 16 баллов (5 стенов).

На основании результатов проведенных методик мы можем сделать вывод о том, что ведущим типом межличностных отношений испытуемой является сотрудничающий, а это значит, что ее поведение конформно, она не сдержана в проявлениях дружелюбия к окружающим людям и стремиться подчеркнуть свою причастность к интересам большинства. Не менее высокие результаты шкалы «Зависимый», символизируют полную подчиненность мнению окружающих. Проявления такого сверхконформного поведения подтверждают еще и высокие баллы по шкале «Социальная желательность». Мы можем предположить, что такое поведение является следствием стремления испытуемой представить себя в лучшем свете. Все выше перечисленное подтверждает низкий социометрический статус респондента.

Результаты теста межличностных отношений респондента 3 представлены на рисунке 3 и в таблице 3.

Рисунок 3 – оценка реального «Я»

Таблица 3 – оценка реального «Я»

Властный 

4

Независи­мый 

5

Агрессив­ный 

6

Недоверчи­вый 

7

Покор­ный 

6

Зависи­мый 

9

Сотрудничаю­щий 

4

Великодуш­ный 

4

Результаты методики «Самооценка лидерства» - 5 баллов (средний уровень).

Результаты методики «Коммуникативные и организаторские склонности»:

Коэффициент коммуникативных способностей – 0,45 (низкие).

Коэффициент организаторских способностей – 0,6 (ниже среднего).

На основании полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что ведущим типом межличностных отношений является зависимый, это говорит нам о том, что респондент конформный, мягкий и социально ориентирован. Мы можем предположить, что низкие результаты лидерских, коммуникативных и организаторских способностей связаны с положением, занимаемым в группе. Респондент имеет высокие значения социального статуса, но при этом занимает не роль лидера, а роль мыслителя или «души компании».

На основе проделанной работы мы можем сформулировать рекомендации для работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации

Обобщив сказанное, мы можем сделать вывод о том, что личностные характеристики формируются, расширяются и усовершенствуются в подростковом возрасте. Данный период жизни является кризисным, а при условии нахождения ребенка в трудной жизненной ситуации могут возникнуть психологические проблемы. Подросток, который оказывается в тяжелой жизненной ситуации не в силах исправить свое положение привычными способами, и для того, чтобы решить проблему, ему необходимо переструктурировать привычные нормы поведения.

Литература:

Носс, И. Н.  Психодиагностика : учебник для академического бакалавриата / И. Н. Носс. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 500с.

Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -440 стр.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

Лакреева А. В., Хомутова М. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 135–140.

Просмотров работы: 23