ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАНТА ПРИ ПЕРЕХОДЕ С ОДНОГО ВИДА ИНСТРУМЕНТА НА ДРУГОЙ (НА ПРИМЕРЕ ФЛЕЙТА-ФАГОТ) - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАНТА ПРИ ПЕРЕХОДЕ С ОДНОГО ВИДА ИНСТРУМЕНТА НА ДРУГОЙ (НА ПРИМЕРЕ ФЛЕЙТА-ФАГОТ)

Багдасарян А.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исполнительство на духовых инструментах отличается от исполнительства на других видах инструментов, в первую очередь, способом звукообразования. Только при игре на духовых инструментах в полной мере задействуется дыхательная система исполнителя и губной аппарат. И если принцип работы профессионального дыхания на всех духовых инструментах одинаковый, то постановка губного аппарата достаточно сильно отличается.

Существует три вида инструментов по способу звукоизвлечения:

1.Лабиальные

2.Язычковые или лингвальные

3.Мундштучные

Звукообразование на инструментах первой группы происходит при воздействии воздушной струи в канале инструмента, рассекающейся на выходе об острый край лабиума. К этой группе относятся все виды флейт.

Ко второй группе относятся инструменты с одинарной или двойной тростью. Это такие инструменты как саксофон, кларнет, гобой и фагот. На таких инструментах звук образуется из-за давления воздушной струи на трость.

Инструменты третьей группы - это все те инструменты, у которых есть мундштук. К ним относятся труба, тромбон, валторна, туба и т.п. Возбудителем звука на таких инструментах являются губы исполнителя. Струя посылаемого воздуха вызывает их вибрацию и при соприкосновении с мундштуком образуется звук.

Чтобы начать производить звук из какого-либо духового инструмента, начинающий исполнитель сначала должен хорошо освоить принцип работы профессионального дыхания. И только после его освоения, исполнитель приступает к работе над звукоизвлечением. Этот процесс занимает достаточно много времени, так как исполнителю нужно правильно наладить работу губного аппарата на том или ином духовом инструменте и затем синхронизировать его с дыханием.

Бывает, что по каким-либо причинам исполнитель вынужден перейти с одного духового инструмента на другой. В таком случае он может столкнуться с рядом трудностей в освоении нового духового инструмента. Казалось бы, особых сложностей быть не должно, ведь духовые инструменты имеют много общего. Но, как описывалось выше, духовые инструменты отличаются друг от друга по виду и способу звукоизвлечения и в этом может заключаться главная трудность, так как постановка губного аппарата на каждом инструменте разная, и мышцы губного аппарата соответственно задействованы по-разному. Также возникает сложность с освоением новой аппликатуры, так как у всех духовых инструментов она различна.

Если рассматривать на примере перехода с флейты на фагот, тут же возникает трудность в том, что они относятся к разным видам по способу звукообразования. У исполнителя, играющего на флейте, мышцы губного аппарата почти не задействованы, потому что губы в основном служат отверстием, через которое воздушная струя попадает в канал инструмента. И в этом случае исполнителю нужно только правильно сформировать губами отверстие, практически не задействовав мышц губного аппарата.

При игре на фаготе всё совершенно иначе. Чтобы извлечь звук, исполнителю нужно достаточно плотно сжимать губами двойную трость, поэтому при длительных занятиях на фаготе губной аппарат исполнителя устаёт и возникают неприятные и даже болевые ощущения. Поэтому, когда музыкант несколько лет занимался исполнительством на флейте и начал заниматься на фаготе, первое время он будет испытывать неприятные ощущения даже от нескольких минут занятий. Также часто возникают трудности с тем, что нужно привыкнуть к габаритам инструмента. В случае перехода с флейты на фагот это достаточно непросто, так как вес флейты намного меньше веса фагота. Вследствие чего, первое время при игре на фаготе идёт большая нагрузка на мышцы спины и рук. Ну и как уже обозначалось выше, возникает задача в освоении новой аппликатуры, что тоже требует усилий, пусть и не физических.

Если же музыкант грамотно подходит к переходу с одного инструмента на другой, дозируя вначале время занятий на новом инструменте, и сам процесс освоения происходит поэтапно, то уже достаточно через короткий промежуток времени будет виден положительный результат. Это будет отражаться и в звуке, и технике, и физически исполнителю будет всё легче и легче. И когда исполнение на новом инструменте достигает какого-то приличного уровня, перед исполнителем открываются новые возможности для творческого развития. Во-первых, владение двумя и более инструментами даёт больше вариантов работы. Музыкант может преподавать уже не один инструмент, а два. Или играть в оркестре на каком-либо из двух освоенных инструментов. На примере перехода с флейты на фагот, у музыканта очень часто открывается возможность работать в симфоническом оркестре, так как среди мест на флейту очень большой конкурс, а место на фагот всегда востребовано. В музыкальных школах и колледжах тоже очень часто требуются преподаватели таких редких инструментов как фагот.

Помимо исполнительских и педагогических преимуществ, появляется преимущество в том, что музыкант более глубоко начинает понимать методическую и психологическую сторону овладения тем или иным инструментом, а это может дать толчок к тому, чтобы писать диссертации, статьи, учебники и т.п.

Подводя итог, можно сделать вывод, что переход с одного инструмента на другой является достаточно трудным и энергозатратным процессом, но преодолев этот путь, музыканту открываются новые перспективы в его творческом развитии.

Список литературы

Гержев В.Н. Методика обучения игре на духовых инструментах. СПб.: Планета музыки, 2015. 125 с.

Леонов В.А., Палкина И.Д. Методика обучения игре на духовых инструментах. Ростов-на-Дону. РГК им. С.В. Рахманинова, 2012. 240 с.

Толмачев Ю.А., Дубок В.Ю. Музыкальное исполнительство и педагогика. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 208 с.

Просмотров работы: 39