ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Уланова А.А. 1, Белецкая Е.А. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях состояния экономики России можно четко увидеть различия в неоднородности развития субъектов страны. В некоторых регионах можно заметить быстрые скачки в развитии, в связи с общем прогрессом в социально-общественной, политической, экономической и технологической сфере. А в других наоборот прослеживается отставание от среднестатистических российских показателей. Большая часть жителей сельских поселений переживает труднейшие времена, испытывая на себе все тяготы экономического кризиса в аграрном секторе, политической непредсказуемости, социальной нестабильности, вакуума духовной жизни. В сложившейся ситуации необходимо искать новые возможности для повышения благосостояния сельских поселений.

Сельская жизненная среда включает в себя все, что создано человеком. В советские годы идея развития сельских территорий была одной из ведущих в политической программе страны. Создавались колхозы, совхозы, объекты социально - культурного назначения. Деревни находились в постоянном развитии, и являлись не только местом трудовой деятельности, но и объектом социально-культурной жизни граждан. Ведь, помимо рабочих пространств в деревни были свои клубы, дома культуры, избы-читальни. Политика государства была направлена на привлечение в аграрную промышленность страны как можно большего процента населения, а в месте с тем повышения уровня образования и культуры граждан.

В 70-е годы идея укрупнения хозяйств привела к объединению мелких сельскохозяйственных районов, в результате чего расширялись центральные усадьбы и разрушались многие деревни, лишившись школ, больниц, магазинов, клубов. Отсутствие строительства дорог привело к ограничению связей между деревнями, появилась скрытая безработица, обусловленная концентрацией производства в крупных поселениях и его ликвидацией в так называемых неперспективных, мелких деревнях. [5,с.106]На смену сельскому образу жизни приходит городской, нарастают темпы урбанизации. Молодое поколение уезжает из деревни в город, видя в этом больше перспектив для дальнейшей жизни.

Изучая различные исторические традиции, сложившиеся в определенной сельской местности, можно узнать, как люди жили и продолжают жить, сохраняя, приумножая, и передавая культурные традиции из поколения в поколение. Исследования монографических работ различных отечественных исследователей, показали проблемы развития современной культуры.

Так, в работе Борзовой Е.П. отмечается, что культура 90-х гг. отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира. Её ключевая проблема связана с самосознанием личности в её отношениях с миром природы и миром людей. Главным преимуществом культуры конца 90-х гг. является возможность целостно развивать российскую культуру в свободной для творчества стране. Состояние отечественной культуры на исходе XX века анализирует в своем исследовании Скворцова Е.И. Автор подробно описывает, как повлияли мировые тенденции на культурное развитие России в постперестроечное время. В эти годы заметны большие достижения в таких сферах как: живопись, литература, архитектура и кинематограф. Основы моделирования культурных проектов, рассматривает Жаркова А. А. отмечая, что «моделирование выступает не только как важное средство познания, но и как сторона объективного критерия истинности нашего знания о мире». [2, с.142]

Но, не смотря на все предыдущие достижения в развитии духовной сферы, в связи с переходом к рыночным отношениям, можно заметить разрушения коллективных форм деятельности и обнищания населения, в связи с этим усугубились проблемы не только экономического сектора, но и проблемы в развитии культуры.

Культурной среды села — это переплетение народных традиций с современными элементами культуры. Имеется несколько определений культурной среды, и почти все они едины в том, что это вещественные и личностные элементы культуры, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые оказывают влияние на его жизнедеятельность, формируют потребности, интересы и ценностные ориентации. [3, с.57-59]. В условиях сельской общины народные обычаи, традиции, образцы поведения, передавались из поколения в поколение, и негласно регулировали действия и поступки людей. Они сохранились до наших дней в разной степени и продолжают функционировать в сельской культурной среде, вместе с тем смешиваясь с современным элементами культуры индустриального и информационного общества. Но не в каждом регионе можно увидеть гармонично существующую социально-культурную среду. Ведь, активные процессы урбанизации приводят к потери такого синтеза народной и современной культуры. Духовная жизнь деревень и сел находиться в упадке: общественные здания в аварийном состоянии, многие и вовсе закрыты из-за отсутствия финансовых ресурсов или специалистов, их материально-техническая оснащенность не соответствует запросам населения. Низкий уровень материального благосостояния семьи не позволяет ей приобретать предметы культурного назначения — телевизоры и другую аппаратуру, подписываться на газеты, журналы, покупать книги, произведения искусства.

Кроме этого, стоит отметить, что ориентация на те или иные духовные ценности во многом зависит и от типа поселения. В крупном селе выше уровень образования жителей, за счет большого количества молодежи и так называемой интеллигенции, которые являются носителями новых культурных ценностей. На таких территория также заметен более высокий культурный потенциал. Кроме того, местные учреждения культуры создают больше возможности для проникновения сюда городской культуры. Но в то же время, эта оказывает и негативное влияние, так как в данных сельских поселениях вытесняется этническая культура и ее место занимает, привычная нам, массовая. Традиционные формы культуры заполняют вакуум в малых типах поселений, где особенно много верующих и сохраняются праздники и обряды, связанные с древней культурой и бытом. [4]

Одним из факторов также мешающим развитию культурной жизни сельской местности выступает отсутствие современных технологий связи и Интернета. Таким образом, деревни и сёла становятся отрезанными от внешнего мира, и современные формы и методы досуговой деятельности воплощаются на практике слишком медленно. В эпоху современных технологий, компьютерная техника и Интернет стали одним из популярных средств культурного времяпрепровождения. Многие досуговые мероприятия, концерты, выставки и мастер-классы перенесены в онлайн-формат. Решив данную проблему, можно расширить сферу досуга сельских жителей.

В воздействии культурной среды на личность особое место в селе принадлежит молодежи. Это группа сельского населения с более высоким уровнем образования, с ориентацией на городские стандарты жизни. Они более требовательны к условиям культурного обслуживания и более активно воздействуют на другие общности. [6, с.90-98] Задача педагогов, руководителей домов культуры, клубов, для того чтобы привлечь молодое поколение в социально-культурную жизнь села, не только сохранить народные обычаи и традиции, но и внедрять новые инновационные методы проведения и организации досуга. Кроме этого, необходимо наладить тесное сотрудничество учреждений культуры с учреждениями образования, местных администраций и другими организациями. Ведь, именно объекты культуры могут выступать в роли средств социализации молодежи в селе.

Полноценное культурное развитие современного села, невозможно, если руководить и работать в социально-культурных объектах будут, люди без специального образования, не способные эффективно работать в условиях рынка, и без инициативные. Образование, должно стать одним из первоочередных объектов инвестиций в ходе реализации программы социального культурного развития села. В сельских учреждениях культуры не мало тех, кто не имеет высшего специального образования, поэтому очень важно наладить систему подготовки и переподготовки кадров. Это можно сделать, используя современные дистанционные программы подготовки и курсы. Стоит также отметить, что работники социально-культурных объектов своей главной целью должны ставить максимальное приближение культурных объектов и услуг культуры к сельскому населению. На данный момент можно зачастую наблюдать, непрофессиональное производство культурных ценностей в рамках кружков, студий или в домашних условиях.

Таким образом, формирование культуры села в современных реалиях предполагает приведение в соответствие с новыми стандартами всех ее элементов между собой. Повышение культуры личности сельского жителя возможно только при совершенствовании внешних факторов, таких как: пространственная среда, материальные основы духовной культуры, подготовка кадров. Формирование духовного мира личности способствует повышению потребностей, запросов, стимулирующих развитие вещественной среды культуры. Важно привести в соответствие нормы и правила традиционного и рационального характера, снять противоречия, ведущие к дисгармонии внутреннего мира человека. Необходимо регулирование процессов производства, хранения, распространения и потребления культурных ценностей, создание материальных, организационных, идеологических и методических условий для их развития[4].

Список литературы:

Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2001.

Жаркова А.А. Моделирование культурных проектов в России: философский подход: Монография – М.: МГУКИ, 2006. – С. 142.

Лисовский В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа.1994.№1.С.57-59.

Организация профилактической работы с молодежью в сельской местности [электронный ресурс].URL: https://studbooks.net/680614/sotsiologiya/organizatsiya_profilakticheskoy_raboty_s_molodezhyu_v_selskoy_mestnosti

Покровский Н.Е. Российская молодежь и глобализация // Социология и современная Россия/ Под ред.А.Б.Гофмана.М., 2003.106с

Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. // Социологические исследования. 1998. № 5.С. 90-98.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999.

Просмотров работы: 279