Проблема формирования читательского интереса у младших школьников связана со снижением потребности у обучающихся в чтении. Основная причина этого заключается в том, что современные информационные технологии предоставляют огромные массивы информации преимущественно визуального характера, позволяют выражать свои мысли и чувства знаками, символами, схемами, что сокращает возможности речевого оформления сообщений, подробного изложения и описания имеющихся идей, намерений, переживаний. Все это приводит к снижению интереса детей к текстовой информации, к анализу смысловой основы литературных произведений, выделению средств речевой выразительности и изобразительности, к овладению техникой чтения, к речевому творчеству.
Так, социологи Аналитического центра Юрия Левады пришли к выводу, что «сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают – 37%. При этом 34% населения России не имеют дома книг. Жителям сел и городов с населением менее 100 тыс. человек книжно-журнальная продукция стала фактически недоступна». Несмотря на то, что в стране издается огромное количество литературы, «более трети взрослого населения нашей страны ничего не читает. Среди детей и юношества престиж чтения падает, а круг чтения ограничивается прагматической, функциональной и развлекательной литературой. Ситуация усугубляется низкой покупательной способностью населения, а также недостаточным финансированием комплектования библиотечных фондов; не хватает специалистов в сфере детского и подросткового чтения, не налажена пропаганда книги и чтения и т.д.» [7].
Задачи формирования читательского интереса у младших школьников заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в котором отмечается, что младший школьник должен овладеть навыками смыслового чтения; проявлять интерес к чтению; испытывать избирательные потребности к разным видам чтения; осознавать значимость чтения для личного развития и др.
Проблема формирования читательского интереса у младших школьников изучалась в работах Е.В. Вовк, А.С. Ганусенко, В.М. Гащенко, В.К. Зиминой, О.С. Кашириной, О.В. Кубасовой, А.А. Колесниковой, Н.Н. Лукаревой, Л.А. Миловановой, И.А. Сенновой, Л.В. Филипповой, Е.О. Чагиной и других исследователей.
Литературное чтение является той образовательной областью, которая требует от учащихся умения слышать и слушать друг друга, работать с текстовой информацией, выделять в ней средства выразительности и изобразительности, главные идеи и характеристики. Для формирования читательского интереса используются потенциалы не только уроков литературного чтения, но и внеклассного чтения.
Весомым вкладом в обоснование содержания и методов внеклассного чтения в школе стали исследования отечественных ученых О. Мазуркевича, Н. Волошиной, Е. Пасечника, Б.Степанишинаи др.
Т.М. Колесникова определяет читательский интерес как желание обучающегося прочитать текст и узнать, о чем в нем идет речь. Тем самым, в структуре читательского интереса Т.М. Колесникова выделят ряд факторов:
- внутренние факторы: познавательный интерес к новому содержанию; мотивация – потребность узнать информацию, отражающую потребности читателя и др.;
- внешние факторы: привлекательное оформление книги, текста; аннотации, сообщения о ее содержании; мнения, эмоциональные реакции тех, кто уже прочитал книгу.
Также Т.М. Колесникова выделяет и деятельностные факторы: высокий уровень техники чтения, позволяющей читать, не теряя смысла текста; развитие словаря, сформированность лексического понимания значений слов, фразеологизмов, поговорок, пословиц, встречающихся в тексте, и др. [5, с. 165].
Как отмечает А.С. Ганусенко, сформированность читательского интереса определяется его устойчивостью и действенностью.
Устойчивость читательского интереса заключена в его избирательности к тематике художественных произведений (сюжетных линий), авторов, типов героев, их возраста, наличию определенных привычек (защитник, герой, помощник, советник) и др.
Действенность читательского интереса определяется мотивацией к поиску определенных книг, потребностью узнать продолжение интересного рассказа, повести, желанием дочитать книгу до конца, что оказывает стимулирующее влияние на развитие навыка чтения [1, с. 24].
Чтение – это не только умение прочитать и понять смысл художественного произведения, но и умения эмоционально реагировать, переживать за те события, состояния героев, которые изображены в текстовой форме.
В.К. Зимина пишет, что главная функция эмоций и чувств в процессе чтения состоит в том, что благодаря им обучающиеся учатся лучше понимать окружающих, определять состояния других людей, творчески додумывать продолжение описываемых событий, предполагать варианты их дальнейшего развития, представлять образы описываемых героев, обстановки, картины природы и др.
По мнению Н.П. Котельниковой, одними из эффективных средств и инструментов формирования читательского интереса выступают:
- новизна учебных материалов (создание мотивации к чтению);
-применение инновационных методов в учебном процессе (обеспечение сформированности навыка чтения, понимания смыслового содержания, эмоционального отреагирования);
- создание наглядных ситуаций на уроке (способы мненмотехники, сравнения, анализа и др.);
- увлеченное преподавание (сотворчество учителя с обучающимися) и др. [6, с. 665].
Для формирования читательского интереса у младших школьников используются потенциалы не только уроков литературного чтения, но и внеурочной деятельности.
С одной стороны, уроки внеклассного чтения – это свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю[3, с. 12].
Как отмечает О.Джежелей, для формирования читательских интересов у младших школьников уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним. Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой–либо схеме.
При проведении уроков внеклассного чтения необходимо соблюдать определенные требования.
1. На каждом уроке необходимо «проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока.
2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг.
3.На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2–3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух. Используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям» [2, с. 15].
4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения – не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но и в форме свободных высказываний.
5. Словарная работа, как и работа над средствами языка на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить.
6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях» [2, с. 18].
В настоящее время уроки внеклассного чтения в начальных классах складываются в систему организации самостоятельного чтения школьников, воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система ориентирует обучающихся на самостоятельное «добывание знаний», к расширению круга детского чтения.
Л.Ф. Климанова неотъемлемой частью курса литературного чтения считает внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения [4].
Наряду с внеклассным чтением, домашними заданиями по литературному чтению во внеурочное время, с младшими школьниками проводятся различные формы образовательной работы, способствующих формированию читательского интереса.
В работе Л.А. Миловановой «Формы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников» [8], дает характеристика следующих форм внеурочной деятельности детей в начальной школе.
Литературная игра – игра с текстом, «цель которой преобразовать существующий или создать новый. Смысл литературной игры заключается в том, что необходимо узнать художественное произведение по отдельным отрывкам.
Конкурс репортажей – импровизированный «репортаж с места событий» («Репортаж с места событий, сегодня (дата) загорелся кошкин дом, по предварительным данным, причиной стала оставленная без присмотра печь» - по сюжету произведения С. Маршака «Кошкин дом»), «интервью с известной личностью» (с Незнайкой, Томом Сойером, Маленьким принцем и т.д.), «выпуск последних новостей» («Пропал мальчик, зовут дядя Фёдор. Глаза голубые. Рост метр двадцать. Родители его ищут. Нашедшему - велосипед» (по произведению Э.Н. Успенского «Трое из Простаквашино») по мотивам заданного литературного произведения.
Литературное караоке – это конкурс чтецов, который проводится под музыкальное сопровождение. Учащимся заранее выдаётся список произведений, который необходимо выучить к мероприятию. Путём жеребьёвки стихи распределяются между детьми. Музыка также заранее подбирается к произведению (соответствует ритму, размеру, настроению). Задача чтеца интуитивно подстроиться под ритм стиха и музыки. Таким образом, получится прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.
Квесты – разновидность игры по запланированному сюжету для команд из нескольких человек в специально подготовленном помещении. Обязательное условие – наличие маршрутного листа с обозначениями остановок. На каждой остановке учащиеся получают тематические задания, выполняя их, постепенно продвигаются по маршруту квеста» [8, с. 44].
Литературный каламбур, такое мероприятие может быть посвящено творчеству писателей-однофамильцев (Л.Н. Толстой и А.Н. Толстой), «по разным произведениям со схожими или идентичными сюжетами, написанными в одну или разные эпохи, с целью произвести комическое впечатление. В ходе каламбура производится сравнение авторов и произведений, выясняются причины сходства и различий.
«Цветопись» – выражение отношений, характеристик литературных героев через зрительные образы. Младшим школьникам предлагается нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Проект по созданию книжки-самоделки (книжка-малышка) с собственной придуманной сказкой, с самостоятельно подобранными иллюстрациями, играми, ребусами и кроссвордами является одной из эффективных форм формирования читательского интереса у младших школьников.
Библио-кросс проводится с целью привлечения к чтению книг. В основе лежит скорость чтения и количество правильных ответов по прочитанному произведению. Также победителем может стать ученик, прочитавший максимальное количество книг. Формой контроля в данном случае может выступать презентация читательских дневников» [, с. 46].
Литературная печа-куча (с япон. - «болтовня») – это презентация кратких докладов, сопровождаемые красочными презентациями из 20 слайдов. «Время, отводимое для показа одного слайда и его комментария, всего 20 секунд. Таким образом, выступление каждого оратора продолжается не более 6 минут 40 секунд, что усиливает внимание учеников к тексту, стараясь не упустить самые важные детали.
Литературный аукцион – литературная игра, повторяющая условия настоящих аукционов: победителем становится тот, кто последним даст правильный и самый полный ответ на заданный вопрос. Можно предложить задание, где нужно вспомнить название книг, в которых встречается числительное, цвет или кличка животного. Другим условием аукциона может стать предложенная буква, игроки должны перечислить произведения, фамилии писателей или имена литературных героев, начинающихся на указанную букву. На торги могут выставляться предметы, принадлежащие литературным героям» [, с. 49].
Сторисек (с англ. - «мешок историй) - литературный проект. «Учитель в полотняный мешок складывает художественную иллюстрированную детскую книгу с дополнительными материалами. Это могут быть мягкие игрушки (главные герои книги), реквизиты (предметы обихода, бытовые предметы из произведения), компакт-диск с аудиозаписью текста произведения, шпаргалки для родителей в виде советов или рекомендаций. В мешок можно положить костюмы для инсценировки или пальчиковые куклы для минитеатра. Основной целью сторисека является получение удовольствия от чтения, стимулирование интереса к книге, соответственно происходит активное формирование читательского интереса учащихся» [8, с. 51].
Флешбук – книга, блокнот с записями, посвященным одному произведению или автором, в которую записывают цитаты, описание героев, биографию автора, личные переживания и другую информацию о литературном произведении, способствуя формированию читательского интереса школьников[8, с. 52].
Таким образом, можно отметить, что читательский интерес – это проявление активности и инициативности в процессе чтения, интереса к книге и желание осуществлять самостоятельное чтение для поиска информации, получения опыта и увлекательного времяпрепровождения.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования читательского интереса на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности, которые способствуют формированию устойчивого интереса к чтению у младших школьников; умению работать с литературой различных видов и жанров ; умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение, отношения; формированию первичных навыков самостоятельной читательской деятельности.
В разных формах внеурочной деятельности (литературные игры, конкурс репортажей, квесты, литературное караоке, литературный каламбур, библио-кросс, литературная печа-куча, сторисек, флешбук и др.) расширяется читательский кругозор детей, развиваются их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество, формируется читательская культура, читательский интерес.
Список литературы:
Ганусенко А.С. Развитие читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения/ А.С. Ганусенко. – URL: https://nauchkor.ru/pubs/razvitie-chitatelskogo-interesa-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya-5c1a58d27966e104f6f853e9 (дата обращения 11.01.2022)
Зимина В.К. Внеклассное чтение в начальной школе/ В.К. Зимина. – URL: https://studfile.net/preview/4583867/ (дата обращения 11.01.2022)
Калиш Ю. В. Особенности внеурочной деятельности по развитию читательских интересов младших школьников/ Ю. В. Калиш. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/21/statya-po-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti. (дата обращения 18.01.2022)
Климанова Л.Ф. Волшебная сила слов/ Л.Ф.Климанова, Т.Ю. Коти. – М.: Просвещение, 2013. – 112 с.
Колесникова Т. М. Формирование у детей интереса к родному языку при подготовке к обучению грамоте в Академии детства/ Т.М. Колесникова, И.Ю. Талалаева // XXV Ершовские чтения: международный сб. научных ст. / отв. Ред. Л.В. Ведерникова. – Ишим: Изд-во филиала ТюмГУ в г. Ишнме, 2015. – С. 165 -168.
Котельникова Н. П. Обзор научных исследований проблемы чтения в современной методической науке / Н. П. Котельникова // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 665–668. – URL: https://moluch.ru/archive/87/16594/ (дата обращения: 19.01.2022).
Кузьминых Е.О. Динамика читательских интересовсовременных школьников/ Е.О. Кузьминых. – URL: https://didacts.ru/termin/chitatelskii-interes.html (дата обращения 14.01.2022)
Милованова Л.А. Формы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников/ Л.А. Милованова. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formy-effektivnogo-formirovaniya-chitatelskogo-interesa-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения 11.01.2022)