В современном мире, в последнее время, довольно часто поднимается вопрос о развитии креативного мышления у младших школьников. Это связанно, в основном, с совершенствованием нашей системы образования. Человек должен обладать определенным набором свойств и качеств, которые будут соответствовать цивилизованному, постоянно развивающемуся и совершенствующемуся обществу. К набору подобных качеств причисляют креативное мышление, которое в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования является одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. [9]. Как показано в исследованиях, младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития креативного мышления.
В современной психолого-педагогической науке креативность рассматривается как личностная категория в аспектах: проявления дивергентного мышления (Дж. Гилфорд, О.К. Тихомиров), актуализации интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина), интегрированного качество личности (Я.А.Пономарёва, А.В.Хуторской).
Уже после выхода трудов Дж. Гилфорда обрела известность теория креативности равно как универсальной познавательной творческой способности. Его кубообразная форма умственных способностей послужила причиной данной концепции.
Гилфордом было выделено шесть параметров креативности:
1) способность к обнаружению и постановке проблем;
2) способность к генерированию большого числа идей;
3) гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи;
4) оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно;
5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
Четыре основных параметра, которые характеризуют креативность, выделяет Э.П. Торренс. К ним относятся:
- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;
- гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
- точность выполнения заданий [2].
По мнению Д. Б. Богоявленской, креативность – это ситуативно нестимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы [1].
С точки зрения Стернберга, креативность – это способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределённости, готовность противостоять мнению окружающих [2].
Основу креативного мышления, по мнению И.Я. Лернера, представляют следующие черты:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новой функции знакомого объекта;
- видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
- умение видеть альтернативное решение, альтернативный подход к поиску;
- видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом;
- умение комбинировать способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других [5].
После овладения этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако представленным чертам свойственна одна способность - «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления различных творческих черт и тем самым эти черты формирующую».
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития креативного мышления. Это связано с тем, что в этот период жизни детская непосредственность постепенно отступает и логика мышления ребенка меняется.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. [8].
За счет интеллекта происходит развитие множества психических функций.
Восприятие – в начале младшего школьного возраста недостаточно дифференцированно, но развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины.
Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Они легко запоминают материал, который вызывает у них бурный интерес, особенно если он представлен креативно и разнообразно.
Внимание - довольно сложная психическая функция, без нее процесс обучения становится невозможен. Детям очень трудно концентрироваться на материале, который им не интересен или не понятен. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – он может сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут.
Основой любой творческой деятельности является воображение. Благодаря ему ребенок освобождается от инерции мышления, преобразовывая представление памяти, в итоге, обеспечивает создание чего-то нового [1]. Именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития креативного воображения.
Одной из главных педагогических задач по развитию креативного мышления в младшем школьном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие именно этих качеств делает мышление младшего школьника гибким, оригинальным и продуктивным. Большое значение при этом имеет ассоциативность, под которой рассматривают способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых [10]. Благодаря ее развитию процесс мышления становится гибким и нестандартным. Кроме этого, наличие ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти.
Над исследованием специального, целенаправленного развития креативного мышления, работал А. Савенков. Он выделял следующие условия формирования креативного мышления учащихся:
- соотношение заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
- преобладание развивающего учебного материала над его информационной составляющей;
- совмещение условий развития продуктивного мышления с мастерством его практического применения;
- доминирование самостоятельной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;
- неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;
- формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;
- стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
- индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
- проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций [7].
Одним из источников совершенствования процесса обучения и развития креативного мышления является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определенной корректировке и совершенствовании. Большой интерес представляют наметившиеся подходы к использованию творческих заданий как наиболее эффективного средства формирования креативного мышления [4].
Эффективность развития креативного мышления во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к «условно творческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ. Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие креативного мышления учащихся с помощью данных методов.
Успешное развитие креативного мышления возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор — личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.
Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы — внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее — является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.
При отборе содержания для системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:
1. то, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
2. творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.
В младшем школьном возрасте развитие креативного мышления ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности [3].
Накопление знаний, опыта – это только предпосылка для развития креативного мышления. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.
Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то все это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности [6].
Таким образом, из выше сказанного мы можем сделать вывод, что младший школьный возраст является вершиной детства, но при этом в этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни. Креативное мышление связанно с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Интерес в изучении и формировании креативного мышления состоит в том, чтобы средствами этого мышления открыть ученикам возможность в самостоятельном познании окружающего мира, который является противоречивым, сталкивающим детей с нестандартными, новыми для них открытиями. Благодаря мышлению, которое является доминирующей функцией, интенсивно развиваются и перестраиваются мыслительные процессы, от которых зависят остальные психические функции: восприятие, память, внимание и, следовательно, воображение, как основа любой творческой деятельности, что тесно связано с креативностью.
Список литературы:
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.: ил., c. 185-190.
Ересь, Е. П. Способности и их развитие [Текст] / Е. П. Ересь. – Москва: Знание, 1957.
Курочкина, М. Методы развития творческих способностей младших школьников [Текст] / М. Курочкина // Воспитание школьников. – 2009. – No4., c.48–51.
Лeрнeр И.Я. Рaзвитиe мышлeния учaщихся в прoцeссe oбучeния истoрии: Пoсoбиe для учитeлeй. - М.: Прoсвeщeниe, 1982. - 191 с.
Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Пономарев. – Москва, 1976.
Рудкевич, Л.А. Возрастная динамика самореализации творческой активности / Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2012. - 286 с.
Сироткин, Л. Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание [Текст] / Л. Ю. Сироткин, А. Н. Хузиахметов. 3-е изд. - Казань: Изд-во «Матбугат йорты». 2009. – 212 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы). Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
Х. Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Креативное и критическое мышление [Текст] / Хрестоматия по общей психологии // Психология мышления. – Москва. 1981. – 288 с.