УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время в России остро стоит вопрос, связанный с проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является предупреждение детской инвалидности, создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения, 2-3 % детей всей планеты имеют инвалидность. За период с 2016 по 2021 годы распространенность детской инвалидности в РФ увеличилась в 3,5 раза. Негативная тенденция роста заболеваемости детей усугубляется социально-экономической, духовно-нравственной ситуацией в российском обществе.

Процесс эффективной социальной реабилитации требует создания специальных условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация).

Одним из эффективных условий социальной реабилитации, как фактора успешной социальной адаптации, является оказание квалифицированной социальной, психологической и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями и их родителям. Целью реабилитационного воздействия является Формирование умения вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым, культуры отношений, включение в процесс самовоспитания, социализация и интеграция. В качестве реабилитационных мероприятий наиболее эффективны:

социально-педагогическая диагностика особенностей психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями;

разработка индивидуальных программ комплексной реабилитации ребенка;

развитие социально-гигиенических, социально-бытовых, социокультурных знаний, умений и навыков.

В процессе педагогической реабилитации с помощью системы методов и приемов обучения, воспитания и развития решаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации утраченных и нарушенных функций в процессе образования. Кроме того, в этом процессе ребенок усваивает основы научных знаний и вырабатывает соответствующие навыки и умения, постигает опыт человеческих отношений и жизни в обществе; азы бытовых (культура внутрисемейных отношений); деловых (культура профессиональных отношений); правовых и политических стереотипов поведения [1].

В тесной связи с медицинской, психологической и педагогической реабилитацией находится процесс социальной адаптации. Социальная адаптация — постоянное, активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, этот процесс обычно связывается с периодами кардинальных изменений в жизни и деятельности индивида и его окружения. Центральным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Формирование готовности к проведению максимально возможной социальной адаптации обеспечивается созданием системы комплексной реабилитации, осуществляемой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации каждого ребенка. Она может быть представлена в виде трех основных этапов: адаптационно-диагностического, коррекционного и интеграционного, в каждом из которых реализуются свои специфические задачи [3].

На первом этапе проводится диагностика личностного развития ребенка, определяются его реабилитационный потенциал и оптимальные режимы коррекционно-воспитательной работы с ним. Второй этап подчинен организации и проведению реабилитации ребенка и обучению родителей реабилитационным технологиям. На третьем этапе подводятся итоги комплексной реабилитации за определенный промежуток времени и определяются пути интеграции ребенка в социальную среду [6].

Взаимодействуя с детьми, специалист по социальной реабилитации постоянно ставит перед собой цели и задачи, вытекающие из ситуаций, а затем переводит их в задачи детей с целью стимуляции их активности. Социально-реабилитационный процесс можно представить как цепочку последовательно возникающих социально-реабилитационных ситуаций, в ходе которых ставятся и решаются многочисленные воспитательные, развивающие и коррекционные задачи разного уровня сложности [4].

Социально-реабилитационная ситуация — это совокупность условий, в которых специалистом по социальной реабилитации ставятся цели и задачи развития и коррекции ребенка с отклонениями в развитии. Основной «клеточкой» социально-реабилитационного процесса, как и педагогической деятельности, являются оперативные задачи, последовательность выполнения которых приводит к решению тактической и стратегической целей [2].

Чтобы социально-реабилитационные задачи были грамотно поставлены, необходимо учитывать следующие их особенности:

— социально-реабилитационная задача должна включать в себя характеристику психического развития ребенка до коррекционного воздействия и желательные изменения, которые должны произойти в его психике на определенном этапе социально-реабилитационного процесса;

— считать ребенка как активного равноправного соучастника социально-реабилитационного процесса, имеющего собственную логику поведения;

— при решении оперативных и тактических задач не упускать стратегической цели реабилитации, умело конкретизировать их в зависимости от условий [1].

Важную роль занимает целенаправленная деятельность специалиста по оказанию реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Специалист по социальной реабилитации — это организатор жизни и деятельности детей с ограниченными возможностями в процессе социальной реабилитации. Его задача состоит в том, чтобы рационально определять все виды социально-реабилитационного процесса: диагностическую, коррекционную, развивающую, образовательную, пропагандистско-консультативную деятельность, деятельность по самообразованию и саморазвитию и др., которые были бы не только адекватными целям и задачам социальной реабилитации, но и целесообразными с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка. Важно, чтобы в ходе осуществления этих мероприятий у него зародилась жизненная цель — перспектива самого ребенка, которая в процессе социальной реабилитации должна быть осознана и понята. Вся последующая социально-реабилитационная деятельность во многом будет зависеть от умения взрослых использовать жизненную перспективу ребенка, личные стимулы, приводящие в движение его внутренние силы и индивидуальные способности [6].

Большое значение принадлежит социально – психологической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее действенным направлением психологической реабилитации является психотерапия. Ппсихотерапия является «комплексным лечебно-психолого-педагогическим воздействием на психику с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждений, развития у ребенка адекватного отношения к себе, своему дефекту, окружающей среде» [7].

Психотерапевтическая деятельность специалиста заключается в создании психологически благоприятных условий для физических и духовных усилий, которые необходимы для развития личности ребенка. В данном русле речь идет о личностно-ориентированном психотерапевтическом воздействии, ставящем задачу содействия ребенку в изменении его отношений к социальному окружению и к себе. Особенно актуальным данная идея видится в русле организации реабилитационной деятельности с детьми с различными профилями инвалидности в учреждениях летнего отдыха и оздоровления.

Правомерно говорить о следующих формах психотерапевтического воздействия на ребенка:

Непосредственное воздействие на ребенка, когда, вызывая необходимое состояние, педагог обусловливает формирование ценностного отношения и при последующей коррекции культивирует его поведение;

Личностно-опосредованное психотерапевтическое влияние: через родителей, другого ребенка, административное лицо, т.е. путем включения в систему взаимоотношений с ребенком третьего субъекта;

Предметно-опосредованное воздействие через книги, музыку, картины, рисунки и т.д. [5].

Обобщая различные исследования в области психотерапевтического воздействия на развитие детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, было выявлено, что к направлениям психотерапии относят: игровую психотерапию, арттерапию (имаготерапию, музыкотерапию, кинезитерапию, библиотерапию и др.), иппотерапию, гарденотерапию

В рамках арт-терапии выделяются следующие направления и технологии применения искусства в коррекционно-реабилитационной работе:

Психофизиологическое направление (связанное с коррекцией психосоматических нарушений),

Психотерапевтическое направление (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы),

Психологическое направление (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции),

Социально-педагогическое направление (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно - эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве);

Социально-творческое направление (связанное с реализацией задач социализации, интеграции и творческой реабилитации) [5].

Подготовка ребенка-инвалида к труду является важнейшей составляющей социально-реабилитационного процесса. Центральное место в системе подготовки ребенка к трудовой деятельности занимает процесс формирования мотивационной готовности к труду, которая помогла бы ему достичь высокого уровня самореализации. Обусловлено это тем, что у многих детей может отсутствовать или очень слабо проявляться нравственная мотивация труда, могут возникать дополнительные трудности в выработке тех или иных навыков и действий, у отдельной части детей в силу специфики дефекта может быть ограничена сфера их труда лишь некоторыми отдельными видами [4].

Очень важным моментом в подготовке ребенка к труду, в формировании у него различных трудовых навыков является осуществление психологической поддержки. Она позволяет помочь ему поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддержать при неудачах.

Другими важными направлениями подготовки детей к труду в условиях комплексного социально-реабилитационного процесса могут быть:

социальная диагностика — выявляет состояние системы жизнеобеспечения ребенка-инвалида и ее направленности на подготовку к труду;

социальный патронаж — включает социально-бытовую, социально-трудовую и социально-правовую поддержку ребенка и его семьи на основании диагностики с целью создания оптимальных условий реабилитации и подготовки ребенка к труду;

социально-трудовая поддержка — включает помощь ребенку, подростку с отклонениями в развитии в осуществлении профориентации, в получении профессионального образования и в трудоустройстве;

социальная адаптация — включает социально-бытовую и социально-средовую адаптацию в зависимости от имеющихся у ребенка нарушений и ограничений жизнедеятельности [3].

Подготовка ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности к труду предполагает не только выработку у него определенных трудовых навыков и умений, но и его ориентацию на профессиональное самоопределение. Человек с ограничениями в развитии должен в течение жизни быть готовым к возможной смене рабочих мест, областей профессиональной деятельности, к повышению квалификации, самообразованию и переподготовке, к самореализации и постоянному росту в процессе трудовой деятельности.

Подготовка детей с ограничениями жизнедеятельности к труду — сложный и длительный процесс, начинающийся в раннем детстве. Особая роль в подготовке детей к труду принадлежит семье. В ней важно не только создать условия для нормальной жизнедеятельности ребенка и проявления его активности в трудовых делах, но и сформировать у него веру в себя, свои возможности.

Организуя трудовую деятельность детей с ограниченными возможностями, надо иметь в виду, что необходимая отдача в решении задач социальной реабилитации появится лишь в том случае, если будут учитываться специфические особенности развития детей. Отсюда приобщение детей к доступной им трудовой деятельности должно строиться на строгом учете индивидуальных особенностей ребенка [4].

Итак, подготовка детей с ограничениями жизнедеятельности к труду — важнейшая составляющая комплекса мероприятий, направленных на формирование целостной личности, обладающей качествами, необходимыми для успешной интеграции в социально- экономическую жизнь общества.

Таким образом, социально-реабилитационное воздействие будет иметь эффект при реализации комплекса условий. Успешность функционирования системы во многом зависит от слаженности действий, распределения и выполнения функциональных обязанностей.

Литература

Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие / Л. И. Акатов. – М.: Владос, 2010. – 180 с.

Бронников, В.А. Словарь по комплексной реабилитации инвалидов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Бронников, Т. В. Зозуля, Ю. И. Кравцов, М. С. Надымова. – Пермь: Перм. Гос. Ун–т, 2010. – 530 с.

Завражин, С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. М.: Академический проект: Трикста, 2015. – 400 с.

Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Зозуля. ­ М.: Академия, 2010. – 324 с.

Морозова, Е.В. Психологическая и социокультурная реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Морозова, О.С. Перепелкина, А.А. Мелешко. – М.: Академия, 2010. – 148 с.

Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие / А.Г. Московкина; под ред. В.И. Селиверстова - М.: МПГУ, 2014. - 252 с.

Трофимова, В.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде: монография / В.И. Трофимова. – Самара: Современные образовательные технологии, 2011.- 212 с.

Просмотров работы: 41