К актуальности проблемы профессиональных информационных компетенций учебно-вспомогательного персонала в вузе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К актуальности проблемы профессиональных информационных компетенций учебно-вспомогательного персонала в вузе

Коренева М.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям высшее образование как институт гражданского общества, ориентируется на множественность интересов потребителей. Требуется гибкая и вариативная система высшего образования, предоставляющая гражданам широкий спектр образовательных услуг. Организация целостности образовательного процесса обусловлена содержанием профессиональной деятельности, как профессорско-преподавательского состава, так и учебно-вспомогательного состава университета [1, с. 167].

Успешным фактором любой организации является компетентность ее персонала, что требует современного и грамотного планирования кадровой политики.

Базовый стандарт профессиональных компетенций работников вуза – это совокупная величина деловых качеств, знаний и навыков, минимально необходимых компетенций, которыми должен обладать каждый работник университета вне зависимости от возложенных на него должностных обязанностей или его должности.

Таким образом, мы считаем, что необходимой и неотъемлемой структурой образовательной организации высшего образования является учебно-вспомогательный персонал (УВП).

Учебно-вспомогательный персонал — это категория персонала, трудовые функции которой связаны: во-первых, с обеспечением учебной деятельности преподавателей путем предоставления необходимых инструментов для их работы, освобождением времени для педагогической и научной работы; во-вторых, с предоставлением необходимой информационной помощи студентам [3, с.100].

Рассмотрим причины, по которым сложно оценить труд учебно-вспомогательного персонала вуза: разнообразие их трудовых функций; неясность и изменение объема функциональных обязанностей в разных структурных подразделениях и др. Данные причины значительно затрудняют определение критериев для оценки результатов труда этой категории персонала.

Основными составляющими компетентности учебно-вспомогательного персонала, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 N 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», являются: информационная компетентность, коммуникативная компетентность, правовая компетентность.

Рассмотрим более подробно информационные компетентности.

О.Б. Зайцева понятие «информационная компетентность» определяет, как индивидуально-психологическую характеристику интегрирующую определенный набор личностных качеств, теоретические знания и практические умения в сфере инновационных технологий.

А.Л. Семенова рассматривает информационную компетентность как новую грамотность, включающую умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных и нестандартных ситуациях с использованием технологических средств 2, с.83.

К показателям информационной компетентности Е.Б. Бобонова относит:

– готовность к освоению доступа к большому объему информации и ее аналитической обработке;

– формирование и развитие творческих качеств личности;

– высокий уровень коммуникативной культуры, культуры передачи, получения, хранения, отбора, представления информации;

– готовность к освоению социального и научного опыта;

– способность к рефлексии и саморефлексии 2, с.85.

Изучение содержания профессиональной деятельности учебно-вспомогательного персонала вуза в настоящее время выявило, что их участие в организации образовательного процесса значимо усложняется в силу цифровизации образования, усложнения нормативных требований, появления новых форм взаимодействия с участниками образовательного процесса и требует осмысленности, оценки к разработке подходов к их развитию.

Так же следует признать, что нет современных исследований, посвященных изучению профессиональных компетенций учебно-вспомогательного персонала необходимых и значимых с позиции повышения эффективности их деятельности и влияния на успешность образовательного процесса в вузе.

Анализируя должностные инструкции УВП, в частности, должность специалиста по организационно-методической работе, на нее назначается лицо, имеющее высшее образование без предъявления требований к стажу работы.

В ходе своей деятельности, специалист должен владеть аналитической деятельностью по сбору, обработке информации, компьютерной грамотностью, использованием корпоративных информационных систем:

– использование базовых средств электронной коммуникации (корпоративная электронная почта, корпоративный портал, система электронного документооборота Docs Vision);

– использование офисной техники (принтер, сканер);

– использование текстовых редакторов; использование электронных таблиц Excel;

– использование интернет-браузера;

– начальные знания по информационной безопасности;

– образовательные технологии технической поддержки электронного обучения (система управления образовательным процессом Tandem University, система дистанционного образования Sakai).

Для проверки соответствия уровня компетенций, знаний и навыков работников учебно-вспомогательного персонала современным требованиям необходимо выделить особенности профессиональных компетенций, разработать структуру и обоснование условий для развития профессиональных компетенций. В практической части необходима система тестирования, а также разработка индивидуальных программ повышения профессиональной компетентности в зависимости от функционала сотрудника.

Таким образом, деятельность учебно-вспомогательного персонала университета многофункциональна, что требует создания системы развития таких специалистов в университете на основе типовых профессиональных задач [1, с.175].

Список литературы

Соловова Н.В., Никулина И.В., Новоселова О.В., Санько А.М. Инновационные технологии управления персоналом образовательной организации высшего образования в условиях институциональных изменений: Монография. — Самара: СНЦ РАН, 2017. — 322 с.

Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность : учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 162 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06234-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455221.

Широкова Ю. Критерии оценки труда учебно-вспомогательного персонала высшего учебного заведения // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2013. № 5. С. 100 - 104.

Просмотров работы: 17