ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ДИСКУССИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ДИСКУССИИ

Гужова Ю.М. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет для образовательных организаций задачу формирования универсальных учебных действий (УУД), как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Содержание понятия универсальных учебных действий включает:

умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,

совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В ФГОС НОО представлены четыре вида универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. В контексте нашего исследования большой интерес представляют коммуникативные универсальные учебные действия (УУД), отвечающие за осуществление коммуникативной деятельности. Коммуникативные УУД влияют на успешность ученика в учебе, отражают его умение работать с информацией, излагать логически теоретический материал, задавать вопросы. Коммуникативные УУД облегчают процесс адаптации, определяют эмоциональное благополучие ученика в классном коллективе, способствуют формированию дружеских отношений, положительных межличностных взаимодействий в группе сверстников. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным УУД относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

М.Я. Якимова перечисляет следующие коммуникативные УУД младших школьников:

умение задавать вопросы, слушать и выделять основные идеи, получать нужную информацию из рассказа учителя и текста учебника;

осуществлять контроль и самооценку учебной деятельности на основе критериев и требований учителя, при соотнесении целей и результатов учебной деятельности;

умение понимать позицию собеседника, учитывать его интересы, потребности, эмоциональное состояние, учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В исследованиях Л.А. Ефросинина, М.М. Зиновкина, Ю.В. Науменко, С.А. Николаева, М.С. Якимова и др. показано, что младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными УУД. Успешность развития коммуникативных УУД у младших школьников определяется их возрастными и индивидуальными особенностями.

Формирование коммуникативных УУД проходит по этапам. И.М. Шакарева в своем исследовании выделила следующие этапы формирования коммуникативных УУД. На первом этапе формирования коммуникативных УУД у обучающихся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебное сотрудничество деятельность («хочу»); определяются рамки, правила такого речевого взаимодействия (не перебивать, внимательно слушать всех и др.). Второй этап предполагает мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление, анализ возникающих проблем общения и речевого взаимодействия. Третий этап направлен на использование навыков групповой работы в разных учебных дисциплинах, обучение самоанализу и самоконтролю коммуникативных УУД. На четвертом этапе организуется контроль уровня сформированности коммуникативных УУД, их системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

По мнению М.Я. Якимовой, выделяются три основных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников:

1) развитие речевой компетенции: развитие лексического словаря, овладения речевыми формулами культуры общения и взаимодействия;

2) развитие диалогической речи: овладение умениями задавать вопросы и отвечать на них, понятно формулировать реплики, понимать основные мысли собеседника и др.;

3) развитие устной и письменной монологической речи: развитие умения рассказывать, пересказывать, писать изложения, сочинения и др.

В научном исследовании В.Н. Нестеренко выделены показатели сформированности коммуникативных УУД у обучающихся:

способность находить общее решение практической задачи;

способность высказывать и аргументировать свое предложение;

способность убеждать, уступать;

сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;

выяснять недостающую информацию с помощью вопросов;

готовность брать на себя инициативу в совместных действиях;

осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания и др.

Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, направлен на формирование читательской компетентности младшего школьника, на развитие родной речи, обогащение словаря различными художественными, литературными оборотами в процессе творческого пересказа, драматизации стихотворений, прозаических отрывков, сказок и др. На уроках литературного чтения формируются и коммуникативные УУД в ходе организации групповой работы, составления высказываний о произведении (героях, событиях); планов пересказов, небольших текстов с элементами рассуждения и описания. Выученные стихи закрепляются в ходе творческих конкурсов чтецов, их драматизации, чтении по ролям, обсуждений, диспутов, дискуссий.

О.Н. Бойцова, Н.Ю. Букарева, Н.Ш. Дымбрылова, Н.В. Лукьянчикова, Н.Б. Тихвинская, И.В. Топичева, Ю.А. Филонова, и др. показали в своих исследованиях эффективность метода дискуссии в формировании коммуникативных УУД у младших школьников. В основе дискуссии лежит столкновение различных точек зрения на обсуждаемую проблемы, что вызывает интерес у участников дискуссии. Дискуссия предполагает равноправное участие всех присутствующих, приучает с уважением относиться ко всем участникам, доказательно аргументировать несогласие с теми, кто придерживается другой точки зрения.

По мнению Н.Ш. Дымбрыловой, метод дискуссии, по сравнению с традиционными методами обучения на уроках литературного чтения, обладает рядом преимуществ:

развивает навыки аналитического чтения;

активизирует продуктивную мыслительную и речевую деятельность;

совершенствует основные виды учебной деятельности на уроках литературного чтения: слушание, говорение, чтение и письмо;

способствует выработке ценностных ориентаций, выделению положительных и отрицательных моделей поведения и характеристик литературных героев;

формирует коммуникативные качества.

Обязательными условиями при проведении дискуссии являются:

уважение к различным точкам зрения ее участников;

совместный поиск решения возникших разногласий.

Использование метода дискуссии в начальной школе имеет свои «плюсы», и «минусы». Положительными сторонами метода дискуссии являются:

активное включение обучающихся в познавательную, коммуникативную деятельность;

в процессе взаимодействия происходит расширение кругозора младших школьников за счет взаимообогащения мнениями;

младшие школьники учатся проявлять лидерство, самостоятельность суждений, принимать на себя ответственность за руководство группой;

под влиянием дискуссии формируются и корректируются мнения и суждения, ценностные ориентации и др.

Трудности метода дискуссии в начальной школе связаны с тем, что:

ход дискуссии трудно прогнозировать;

некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию;

лидеры группы могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае занимают позиции пассивных слушателей.

Особенностью формирования коммуникативных УУД посредством метода дискуссии на уроках литературного чтения являются: полярность и субъективность мнений по обсуждаемому вопросы; создание игровых, проблемных ситуаций; создание на уроке атмосферы сотрудничества и доброжелательности; управление дискуссией с помощью косвенных методов; активизация диалогической речи детей, творческого воображения.

Таким образом, уроки литературы, проведенные в форме дискуссии, способствуют формированию у младших школьников коммуникативных УУД. Это проявляется в том, что у учеников формируются важные умения: слушать собеседника и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; работать в группе сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие и сотрудничество; активно отстаивать собственную точку зрения. В результате чего повышается мотивация учащихся к обучению и повышается качество знаний.

Список литературы:

1. Дымбрылова Н.Ш. Организация дискуссии на уроках литературы/ Н.Ш. Дымбрылова. – URL: https:// https://nsportal.ru/shkola/literatura/-library/¬2019/04/29/organizatsiya-diskussii-na-urokah-literatury (дата обращения 17.12.2021)

2. Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников/ С.Ю. Прохорова //Управление начальной школой. – 2016. – №8. – С.19–21.

3. Топичева И.В. Учебная дискуссия на уроках литературы/ И.В. Топичева. – URL: https://multiurok.ru/files/uchiebnaia-diskussiia-na-urokakh-litieratury.¬html (дата обращения 11.01.2022)

4. Тужик С.В. От формирования общеучебных умений к развитию универсальных учебных действий обучающихся/ С.В. Тужик //Директор школы. – 2015. - №3. – С.50.

5.Шакарева И.М. Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников/ И.М. Шакарева. – URL: https://www.rae.ru/forum2012/264/1218 (дата обращения 24.12.2021)

6. Якимова М.С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения/ М.С. Якимова. – URL: https://weburok.com/804807/ (дата обращения 14.12.2021)

Просмотров работы: 83