Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет для образовательных организаций задачу формирования универсальных учебных действий (УУД), как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Содержание понятия универсальных учебных действий включает:
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В ФГОС НОО представлены четыре вида универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. В контексте нашего исследования большой интерес представляют коммуникативные универсальные учебные действия (УУД), отвечающие за осуществление коммуникативной деятельности. Коммуникативные УУД влияют на успешность ученика в учебе, отражают его умение работать с информацией, излагать логически теоретический материал, задавать вопросы. Коммуникативные УУД облегчают процесс адаптации, определяют эмоциональное благополучие ученика в классном коллективе, способствуют формированию дружеских отношений, положительных межличностных взаимодействий в группе сверстников. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным УУД относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
М.Я. Якимова перечисляет следующие коммуникативные УУД младших школьников:
умение задавать вопросы, слушать и выделять основные идеи, получать нужную информацию из рассказа учителя и текста учебника;
осуществлять контроль и самооценку учебной деятельности на основе критериев и требований учителя, при соотнесении целей и результатов учебной деятельности;
умение понимать позицию собеседника, учитывать его интересы, потребности, эмоциональное состояние, учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В исследованиях Л.А. Ефросинина, М.М. Зиновкина, Ю.В. Науменко, С.А. Николаева, М.С. Якимова и др. показано, что младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными УУД. Успешность развития коммуникативных УУД у младших школьников определяется их возрастными и индивидуальными особенностями.
Формирование коммуникативных УУД проходит по этапам. И.М. Шакарева в своем исследовании выделила следующие этапы формирования коммуникативных УУД. На первом этапе формирования коммуникативных УУД у обучающихся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебное сотрудничество деятельность («хочу»); определяются рамки, правила такого речевого взаимодействия (не перебивать, внимательно слушать всех и др.). Второй этап предполагает мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление, анализ возникающих проблем общения и речевого взаимодействия. Третий этап направлен на использование навыков групповой работы в разных учебных дисциплинах, обучение самоанализу и самоконтролю коммуникативных УУД. На четвертом этапе организуется контроль уровня сформированности коммуникативных УУД, их системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
По мнению М.Я. Якимовой, выделяются три основных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников:
1) развитие речевой компетенции: развитие лексического словаря, овладения речевыми формулами культуры общения и взаимодействия;
2) развитие диалогической речи: овладение умениями задавать вопросы и отвечать на них, понятно формулировать реплики, понимать основные мысли собеседника и др.;
3) развитие устной и письменной монологической речи: развитие умения рассказывать, пересказывать, писать изложения, сочинения и др.
В научном исследовании В.Н. Нестеренко выделены показатели сформированности коммуникативных УУД у обучающихся:
способность находить общее решение практической задачи;
способность высказывать и аргументировать свое предложение;
способность убеждать, уступать;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;
выяснять недостающую информацию с помощью вопросов;
готовность брать на себя инициативу в совместных действиях;
осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания и др.
Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, направлен на формирование читательской компетентности младшего школьника, на развитие родной речи, обогащение словаря различными художественными, литературными оборотами в процессе творческого пересказа, драматизации стихотворений, прозаических отрывков, сказок и др. На уроках литературного чтения формируются и коммуникативные УУД в ходе организации групповой работы, составления высказываний о произведении (героях, событиях); планов пересказов, небольших текстов с элементами рассуждения и описания. Выученные стихи закрепляются в ходе творческих конкурсов чтецов, их драматизации, чтении по ролям, обсуждений, диспутов, дискуссий.
О.Н. Бойцова, Н.Ю. Букарева, Н.Ш. Дымбрылова, Н.В. Лукьянчикова, Н.Б. Тихвинская, И.В. Топичева, Ю.А. Филонова, и др. показали в своих исследованиях эффективность метода дискуссии в формировании коммуникативных УУД у младших школьников. В основе дискуссии лежит столкновение различных точек зрения на обсуждаемую проблемы, что вызывает интерес у участников дискуссии. Дискуссия предполагает равноправное участие всех присутствующих, приучает с уважением относиться ко всем участникам, доказательно аргументировать несогласие с теми, кто придерживается другой точки зрения.
По мнению Н.Ш. Дымбрыловой, метод дискуссии, по сравнению с традиционными методами обучения на уроках литературного чтения, обладает рядом преимуществ:
развивает навыки аналитического чтения;
активизирует продуктивную мыслительную и речевую деятельность;
совершенствует основные виды учебной деятельности на уроках литературного чтения: слушание, говорение, чтение и письмо;
способствует выработке ценностных ориентаций, выделению положительных и отрицательных моделей поведения и характеристик литературных героев;
формирует коммуникативные качества.
Обязательными условиями при проведении дискуссии являются:
уважение к различным точкам зрения ее участников;
совместный поиск решения возникших разногласий.
Использование метода дискуссии в начальной школе имеет свои «плюсы», и «минусы». Положительными сторонами метода дискуссии являются:
активное включение обучающихся в познавательную, коммуникативную деятельность;
в процессе взаимодействия происходит расширение кругозора младших школьников за счет взаимообогащения мнениями;
младшие школьники учатся проявлять лидерство, самостоятельность суждений, принимать на себя ответственность за руководство группой;
под влиянием дискуссии формируются и корректируются мнения и суждения, ценностные ориентации и др.
Трудности метода дискуссии в начальной школе связаны с тем, что:
ход дискуссии трудно прогнозировать;
некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию;
лидеры группы могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае занимают позиции пассивных слушателей.
Особенностью формирования коммуникативных УУД посредством метода дискуссии на уроках литературного чтения являются: полярность и субъективность мнений по обсуждаемому вопросы; создание игровых, проблемных ситуаций; создание на уроке атмосферы сотрудничества и доброжелательности; управление дискуссией с помощью косвенных методов; активизация диалогической речи детей, творческого воображения.
Таким образом, уроки литературы, проведенные в форме дискуссии, способствуют формированию у младших школьников коммуникативных УУД. Это проявляется в том, что у учеников формируются важные умения: слушать собеседника и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; работать в группе сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие и сотрудничество; активно отстаивать собственную точку зрения. В результате чего повышается мотивация учащихся к обучению и повышается качество знаний.
Список литературы:
1. Дымбрылова Н.Ш. Организация дискуссии на уроках литературы/ Н.Ш. Дымбрылова. – URL: https:// https://nsportal.ru/shkola/literatura/-library/¬2019/04/29/organizatsiya-diskussii-na-urokah-literatury (дата обращения 17.12.2021)
2. Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников/ С.Ю. Прохорова //Управление начальной школой. – 2016. – №8. – С.19–21.
3. Топичева И.В. Учебная дискуссия на уроках литературы/ И.В. Топичева. – URL: https://multiurok.ru/files/uchiebnaia-diskussiia-na-urokakh-litieratury.¬html (дата обращения 11.01.2022)
4. Тужик С.В. От формирования общеучебных умений к развитию универсальных учебных действий обучающихся/ С.В. Тужик //Директор школы. – 2015. - №3. – С.50.
5.Шакарева И.М. Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников/ И.М. Шакарева. – URL: https://www.rae.ru/forum2012/264/1218 (дата обращения 24.12.2021)
6. Якимова М.С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения/ М.С. Якимова. – URL: https://weburok.com/804807/ (дата обращения 14.12.2021)