Особенности обучения в высших учебных заведениях и характерная возрастная специфика молодого, юного организма вчиняют особые, повышенные требования к каждой функциональной системе человека. Сохранение, укрепление, и поддержка здоровья молодого поколения студентов являются одними из наиважнейших, первостепенных задач, поставленных перед каждой высшей школой. Благополучная, успешная, продуктивная подготовка компетентных, высококвалифицированных, действенных специалистов тесно переплетена с укреплением, усилением здоровья и увеличением продуктивности, эффективности, работоспособности и производительности обучающейся молодежи [5].
Проведенные исследования состояния, уровня здоровья юного поколения на текущее время отмечают, что хронические заболевания имеют свыше 40% обучающихся, а у большинства степень формирования и развития главных, основных, важных двигательных, моторных качеств организма: гибкости, выносливости, силы, ловкости и быстроты – довольно низка. Фактически здоровой считается не более чем одна десятая выпускников школ.
По официальной информации Минздрава, из шести миллионов подростков, что прошли профилактические медосмотры в возрасте от 15 до 17 лет, найдены и зафиксированы различного рода заболевания у 94,5 %. Так же была зарегистрирована распространённость недугов, обуславливающих более узкий круг выбора сфер будущей деятельности, достигает она 30 % [3].
Одной из основных, существенных причин, факторов роста и подъема заболеваемости внутри юного поколения считается прогрессирующий, возрастающий дефицит, нехватка двигательной, физической активности, продиктованный учебными образовательными нормативами и стандартами в течение всего времени прохождения учебной программы. Что, в свою очередь, неблагоприятно отражается на уровне и состоянии здоровья молодежи, а также на степени их физического развития [3]. Следует отметить, что студенты – это сообщество, что довольно серьезно подвластно рискам. Они имеют высокую вероятность ухудшить свое здоровье до критического состояния. Виновником этого зачастую как раз и становятся ученические обязанности, общественная деятельность и возникающий на их фоне стресс.
Предмет «прикладная физическая культура и спорт» как образовательная область сферы высшего образования, предназначена для формирования у обучающихся устойчивых, уверенных мотивов и интереса, потребности во внимательном, бережном, заботливом отношении к собственному, личному здоровью и физической подготовленности, а также в целостном, всеобщем развитии и формировании качеств физических и психических, в креативном, творческом использовании, применении средств и возможностей физической культуры в построении здорового образа жизни.
Из множества факторов, оказывающих влияние на здоровье и трудоспособность студентов, в особенности внимание отдается уровням выносливости и физической подготовленности.
Выносливость является тем физическим свойством, качеством, что непосредственно относится к здоровью. Это способность, возможность человека длительное время осуществлять определенную, некоторую физическую, телесную деятельность без снижения, падения ее эффективности (то есть: без понижения скорости, темпа, шага или нарушения техники), противостоять со временем наступающему и возрастающему утомлению.
Физическую выносливость определяют и характеризуют функциональные способности, возможности и свойства систем тела человека, его организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, а вместе с тем и уровень развития основополагающих физиологических качеств, таких, как: быстрота, сила, гибкость, ловкость. Степень развитости выносливости складывается из всех вышеперечисленных факторов.
Выносливость устанавливает, определяет не только степень здоровья, но и уровень трудоспособности, работоспособности (как следствие - производительности труда).
Общеизвестно, что развитию и формированию выносливости и физической подготовленности организма помогают и способствуют регулярные, систематические занятия любыми видами спорта. Плавание является оптимальным вариантом при выборе физической деятельности. Международные, интернациональные медицинские организации, объединения и медицинские общества в составленных ими рекомендациях именуют плавание в наибольшей степени надежным и безвредным видом восстановления и поддержания здоровья [5]. Благоприятный, положительный эффект плавание оказывает всецело на весь организм. В качестве метода общей физической подготовки обширно приминяется в высших учебных заведениях.
При помощи регулярных занятий плаванием человек испытывает одинаковую, равномерную нагрузку на весь организм, на все тело, одновременно расслабляясь эмоционально, психологически. Плавание развивает и укрепляет физические качества тела, а также, благодаря ему, происходит укрепление мышечного корсета (как следствие – расслабление позвоночника) и улучшение координации движений. Занятия помогают человеку научиться правильному дыханию, а различные специальные дыхательные упражнения содействуют интенсивной, приращенной вентиляции легких. Как следствие, регулярные, систематические занятия в плавательном бассейне способствуют нормализации эмоционального фона, на нервную систему оказывается положительное влияние, также в норму приходит и сон, что особенно актуально для молодежи, проходящей сложный период получения высшего образования [7].
Выносливость, демонстрируемая на более протяженных по своей длине дистанциях, но преодолеваемых с меньшей мощностью и напряжением по сравнению с главной состязательной дистанцией, именуется общей. Возможность, умение поддерживать предельно высокий средний темп выбранным стилем плавания на основной дистанции определяют к специальной выносливости.
Формированию общей, основной выносливости помогают и содействуют упражнения, принадлежащие к иным видам спорта, сходные с тренировочными заданиями общей подготовки по плаванию:
По длительности,
По напряженности,
по числу втянутых в деятельность групп мышц,
по течению приближающегося утомления. [1]
Основу формирования специальной плавательной выносливости студента закладывает общая. Ее центральными элементами считаются совокупный энергетический потенциал организма и в частности - работоспособность, продуктивность его главных систем - дыхательной (респираторной) и сердечно – сосудистой.
Но несмотря на то, что общая тренированность (выносливость) является основой для специальной, перенос первой на вторую является весьма трудным. Прохождение дистанций со скоростью, набираемой с соревновательной целью, вызывает усиленное повышение кислородного долга (что может вызвать гипоксию). В связи с этим, в таких непростых условиях выставляются повышенные требования к организму пловца. Предъявляются они к:
стабильности, стойкости систем к негативным, резким изменениям в организме,
возможности анаэробной (бескислородной) поддержки мышечной работы,
способности сохранять соответствие и последовательность тщательно согласованных движений [1].
Точность, уверенность и постоянность техники спортсмена, а также его личностные, индивидуальные характеристики предаются серьезным испытаниям.
Нахождение в водной среде, а тем более выполнение физических упражнений в ней являются мощными раздражителями для организма человека, запускающими процесс возбуждения физиологических процессов, способствующих возникновению приспособительных реакций [5].
Посредством плавания формируется и устанавливается необычный, другой дыхательный автоматизм, что определяется сокращением времени респираторного, дыхательного периода, круга, а также повышением, наращиванием частоты и минутного объема дыхания. В то же время усиливается и расширяется жизненная емкость легких и их вентиляция.
Значительный эффект (помимо плотности и давления) на тело человека, его организм, во время нахождения в воде оказывает ее теплоемкость. В период пребывания в ней тело выделяет больше теплоты, чем на суше, примерно на 50-80%. Таким образом, для стабилизации и поддержки теплового, температурного равновесия организма его метаболизм (обмен веществ) ускоряется. Итогом является совершенствование механизмов, обеспечивающих поддержание температурного, теплового гомеостаза.
Безусловно, рассматривая и анализируя физиологические, телесные перемены как следствие регулярных занятий плаванием и его воздействие на организм в целом, необходимо разобрать и саму двигательную практику спортсмена. Такая активность характеризуется:
высоким сопротивлением, противодействием движению (в условиях водного пространства);
горизонтальным, «лежачим» положением тела при осуществлении большинства стилей плавания;
формированием особых, характерных двигательных автоматизмов и новых координаций движений [4].
Горизонтальная позиция упрощает, смягчает деятельность одного из главных органов человека – сердца. Продолжительная, беспрерывная работа нижних конечностей – ног тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, улучшает функциональность суставов и процесс расслабления мышц, т.к. выполняется она в безопорном положении, в скором ритме и с постоянным противодействием сопротивлению воды [2].
Благодаря занятиям в бассейне обеспечиваются подходящие, хорошие обстоятельства для восстановления, налаживания и развития деятельности механизма гемодинамики: объем кислорода, потребляемого тканями и органами человеческого тела, повышается; венозный отток от нижних конечностей усиливается, сокращаются практически все мышцы пловца [4].
Одним из значительно влияющих условий является преподаватель по физической культуре. Он должен владеть высокой степенью профессионализма, подкрепляемой необходимой реальной, существенной практикой (опытом) и большим багажом теоретических знаний. Используя программно-методический материал, преподаватель обязан включать необходимые дополнения и изменения исходя из настоящего состояния студентов, их возможностей к освоению учебного материала и специфичности адаптационных способностей организма к условиям водной среды.
В большинстве случаев, в процессе последующей подготовки функциональные характеристики должны содействовать реадаптации организма по прошествии некоторого времени между тренировками и повышению плавательных возможностей. В период усвоения и закрепления навыков студенты способны воспроизвести большее количество заданий с выработанными промежутками времени на отдых, что благоприятствует формированию и развитию выносливости.
Изначально организму студентов необходимо постепенно приспособиться, адаптироваться к нахождению в водном пространстве и нагрузки обучающимися осуществляются, как правило, с умеренной интенсивностью. По этой причине костно-мышечная, функциональная, рефлекторная, сенсорная системы проходят период врабатывания [6].
Первичная подготовка предусматривает освоение подготовительных упражнений, что способны помочь начинающему пловцу адаптироваться в водной среде. К таким упражнениям относятся простые, базовые движения рук и ног в воде, упражнения на дыхание, задержка дыхания и погружение под воду, плавание в полной координации при помощи спасательной дощечки. Спортивные стили плавания гармонично, равномерно формируют все группы мышц.
Реализуемые как на суше, так и в воде упражнения развивают и закаляют мышцы туловища, а также мышцы верхних и нижних конечностей. Плавание считается отличным корректирующим, восстанавливающим и улучшающим видом тренировок, т.к. оно устраняет такие нарушения, как:
Сутулость,
Сколиоз,
Кифоз.
Такое влияние имеет наибольшее значение для обучающейся молодежи в связи с их образом жизни. Данный эффект происходит за счет симметричных движений при горизонтальном положении тела в воде, из-за чего происходит разгрузка позвоночного столба от давления, что оказывает на него вес всего тела [2].
В заключении хочется сказать, что обширный диапазон влияния плавания представляется действенным инструментом всестороннего физиологического развития студентов, является средством восстановления, поддержания и усиления здоровья как физического, так и эмоционального, средством закаливания и укрепления организма, а также регулярные занятия плаванием служат путем получения постоянных гигиенических привычек и овладения жизненно-необходимыми умениями.
Важную роль в гармоничном развитии пловца играет компетентность преподавателя. Учреждения высшего образования выпускают квалифицированных специалистов - тренеров - преподавателей так же, как и набирают новых студентов - ежегодно. Популярность направления не снижается, что помогает обеспечивать необходимый объём кадров.
Необходимо отбирать на протяжении всех подготовки такие упражнения и техники, что обладают разносторонним характером, именно поэтому постоянно модернизируются и испытываются современные методики тренировочного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1) Бережной Сергей Вадимович Развитие выносливости спортсменов-пловцов [Электронный ресурс] / Бережной С. В. – Режим доступа: https://vk.com/doc153749088_624001122?hash=3b9160a78882728c08&dl=f744020c283e6203b2, свободный (дата обращения: 04.01.2021) – Загл. с экрана
2) Завязочникова Маргарита Геннадиевна ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ [Электронный ресурс] / Завязочникова М.Г. // Проблемы педагогики. 2021. №1 (52) – С. 88-90 – Электрон. Дан – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-plavaniya-v-zhizni-studentov, свободный (дата обращения: 17.12.2021). – Загл. с экрана.
3) Кашмина Екатерина Олеговна Динамика показателей общей выносливости на основании теста Купера у студентов, занимающихся плаванием [Электронный ресурс] / Кашмина Е.О. // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2018. №1 –С. 68-74 – Электрон. Дан – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-pokazateley-obschey-vynoslivosti-na-osnovanii-testa-kupera-u-studentov-zanimayuschihsya-plavaniem, свободный (дата обращения: 23.12.2021). – Загл. с экрана.
4) Кублик Д.А., Поборончук Т.Н. Плавание как прикладной вид физических упражнений для студенческой молодежи [Электронный ресурс] / Кублик Д.А., Поборончук Т.Н. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. №13 – С. 1196-1198 – Электрон. Дан. – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie-kak-prikladnoy-vid-fizicheskih-uprazhneniy-dlya-studencheskoy-molodezhi, свободный (дата обращения: 19.12.2021). – Загл. с экрана.
5) Ревва С.А., Сизова Н.Н. Влияние занятий плаванием на физическое состояние студентов [Электронный ресурс] / Ревва С.А., Сизова Н.Н // МНИЖ. 2017. №5-2 (59) – С. 60-62 – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-plavaniem-na-fizicheskoe-sostoyanie-studentov, свободный (дата обращения: 21.12.2021). – Загл. С экрана.
6) Раевский Дмитрий Александрович Динамика дальнейшего обучения и контроль плавательной подготовленности студентов [Электронный ресурс] / Раевский Д.А. // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №2 (168) – С. 294-497 – Электрон. Дан – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-dalneyshego-obucheniya-i-kontrol-plavatelnoy-podgotovlennosti-studentov, свободный (дата обращения: 15.12.2021). – Загл. с экрана.
7) Фролова София Михайловна, Андреенко Татьяна Александровна Виды плавания как один из видов инновационных технологий физкультурно-оздоровительной направленности в физическом воспитании учащихся [Электронный ресурс] / Фролова С. М., Андреенко Т. А. //Наука-2020. 2019. №5 (30) – С. 30-33 – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-plavaniya-kak-odin-iz-vidov-innovatsionnyh-tehnologiy-fizkulturno-ozdorovitelnoy-napravlennosti-v-fizicheskom-vospitanii (дата обращения: 05.01.2022). – Загл. с экрана.
8) Хорьков Вадим Владимирович Изучение влияния занятий плаванием на физическую подготовленность студентов-первокурсников [Электронный ресурс] / Хорьков В.В.// Проблемы педагогики. 2016. №10 (21) – С. 39-42 – Электрон. Дан – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vliyaniya-zanyatiy-plavaniem-na-fizicheskuyu-podgotovlennost-studentov-pervokursnikov, свободный (дата обращения: 13.12.2021). - Загл. с экрана.