ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Симагина Я.С. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе четко наметилась тенденция к изменению сущности, целей, ценностей и приоритетов российского начального образования. Одной из приоритетных целей является воспитание ученика, способного добывать знания самостоятельно. Перед учителем начальных классов встают важные задачи: сформировать готовность к самообразованию, базовые учебные умения, желание и умение учиться. Теоретические основы проблемы формирования познавательной мотивации младших школьников представлены психолого- педагогическими исследованиями А.К. Марковой, Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, И.П. Подласыго, Ю.Н. Кулюткина, В.С. Ильина, Р.А. Ждановой, Г.С. Сухобской, В.И. Василовского и др.

А.К. Маркова исследовала проблему формирования мотивов учения в школьном возрасте, Г.И. Щукина изучала особенности формирования и развития познавательного интереса, Л.И. Божович рассматривала строение мотивационной сферы личности младшего школьника, И.П. Подласый изучал условия формирования познавательной мотивации младших школьников. Научные исследования Ю.Н. Кулюткина, В.С. Ильина, Р.А. Ждановой, Г.С. Сухобской, В.И. Василовского посвящены изучению полимотивированности учебной деятельности .

Успех учебной деятельности складывается не столько из усвоения учащимися знаний, сколько от их стремления достигать высоких результатов, самостоятельно добывать знания, т.е. от мотивации учения.

Понятие «мотивация» обладает разными значениями. Это понятие по-разному интерпретируется в педагогической и психологической литературе, встречаются различные определения. Результаты теоретического анализа различных подходов к проблеме мотивации в педагогике и психологии представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные подходы к понятию «мотивация»

Автор

Понятие

1

Д.Н. Узнадзе

Мотивация – это период, предшествующий волевому акту.

2

С.Л. Рубинштейн

Это детерминация, реализующаяся через психику.

3

А.К. Маркова

Это многомерное образование отдельных потребностей, мотивов, целей, ценностей, интересов, намерений, идеалов

4

М.И. Алексеева

Это совокупность причин, которые определяют все проявления активности обучающихся в учебной деятельности.

5

М.Ш. Магомед-Эминов

Это процесс психической регуляции конкретной деятельности.

6

Д.Б. Эльконин

Это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность.

Частным видом мотивации является познавательная мотивация. Становление познавательной мотивации - один из наиболее важных этапов развития в младшем школьном возрасте.Познавательная мотивация формируется во время изучения учебных предметов, имеющих целью расширение и углубление знаний, умений и навыков.

Л.И. Божович предложила следующую классификацию учебных мотивов, имеющих различное происхождение и различное содержание. К познавательной мотивации она предлагает относить следующие виды мотивов.

1. Широкие познавательные мотивы. Они направлены на желание учащегося получать новые знания.

2. Учебно-познавательные мотивы. Характеризуются освоением новых методов добывания знаний.

3. Мотивы самообразования. Заключаются в стремлении учащегося самостоятельно добывать знания при помощи использования новых методов.

Все уровни познавательных мотивов формируют у младших школьников мотив достижения, суть которого заключается в стремлении ребенка быть выше себя, ставить более сложные цели и повышать планку своих возможностей. В процессе реализации познавательных мотивов формируется познавательная активность младшего школьника.

И.П. Подласый считает, что в формировании познавательной мотивации младших школьников следует обеспечить выполнение ряда условий: удовлетворение познавательных запросов и потребностей учеников, организацию усвоения личностно-ориентированного материала, организацию общения детей между собой, поддержание детской инициативы, внедрение разнообразных методов и приемов обучения и т.д.

Важным средством формирования познавательной мотивации является познавательный интерес. Он представляет собой избирательную направленность психических процессов индивида на объекты и явления окружающего мира, которая побуждает личность заниматься именно данной деятельностью. Наличие познавательного интереса у младшего школьника свидетельствует о его познавательной активности и является показателем высокого уровня сформированности познавательных учебных действий.

Г.И. Щукина определяет отличительные признаки познавательного интереса следующим образом:

1. интеллектуальная направленность на поиск нового в объекте, стремление изучить объект более подробно;

2. осознанное отношение к предмету собственного интереса и к задаче, которая ставится в познании данного предмета;

3. положительная эмоциональная окрашенность учебной деятельности;

4. выражение волевого действия: интерес способствует направлению сил ребенка на открытие новых свойств изучаемого объекта.

Важно выделить позитивные и негативные стороны формирования познавательной мотивации. В качестве положительных характеристик мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, любознательность, широта его интересов. Любознательность является формой проявления высокой умственной активности детей младшего школьного возраста. Однако мотивация имеет и отрицательные стороны, мешающие обучению. Интересы детей данного возраста неустойчивы, быстро теряют свою силу без поддержки учителя, не возобновляются (например, учебные задания быстро наскучивают ученику). Мотивы младшего школьника мало осознаны, слабо обобщены, направлены на знания как результат обучения, а не на способы учебной деятельности. До конца 4 класса у ребенка не сформирована воля к преодолению трудностей. Все это является причиной поверхностного и недостаточного интереса к обучению. В младшем школьном возрасте возникают мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знания.

Динамика формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста представлена следующим образом: в начале обучения у школьников преобладает интерес к внешней стороне учебной деятельности (сидение за партой, пролистывание новых учебников, обладание школьными принадлежностями). Далее следует возникновение интереса к первым результатам учебной деятельности (в частности, к первым отметкам). И лишь в конце формируется интерес к содержанию учения, а еще позднее – к способу получения знаний.

Существует большое количество методов, средств, способствующих формированию устойчивых познавательных интересов. Одним из эффективных методов формирования познавательного интереса младших школьников является проблемное обучение.

Идея проблемного обучения была предложена американским философом Д. Дьюи. Далее она разрабатывалась такими отечественными психологами, как: С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская и т.д.. Проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации, требующий разработки правильного дидактического содержания материала, включающего в себя цепь проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация включает в себя главный компонент, в роли которого выступает неизвестное. Факт столкновения с трудностью предлагаемого задания при помощи имеющегося, но недостаточного уровня знаний, порождает потребность в получении нового знания. Именно эта потребность является главным условием возникновения проблемной ситуации.

Наличие проблемной ситуации не у всех детей способно вызвать познавательный интерес. Для этого учителя используют повышенный эмоциональный настрой в процессе создания проблемной ситуации.

Все вопросы активизации познавательной мотивации ученика обязательно содержат вопросы, задачу, задание, наглядные образы и их сочетание. Суть активизации заключается в том, что при определенных условиях эти понятия становятся формой выражения проблемной ситуации.

Отметим классификацию проблемных ситуаций, предложенную М.И. Махмутовым:

ситуации, возникающие в результате столкновения с жизненными явлениями;

ситуации, возникающие в результате организации практической деятельности;

ситуации, возникающие в результате побуждения к анализу жизненных ситуаций;

ситуации, возникающие в результате построения гипотез;

ситуации, возникающие в результате сравнения, сопоставления и противопоставления;

ситуации, возникающие в результате побуждения к обобщению новых фактов;

ситуации, возникающие в результате решения исследовательских задач.

В формировании познавательной мотивации учителя начальных классов на уроках русского языка используют следующие типы проблемных ситуаций:

проблемная ситуация с удивлением;

проблемная ситуация с затруднением.

Проблемную ситуацию можно включить на уроке на этапах актуализации знаний, постановки проблемы, открытии нового знания.

К методам постановки учебной проблемы относят следующие.

1. Создание проблемной ситуации. Это одновременное предъявление ученикам противоречивых фактов, мнений, столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием и т.д.

2.Подводящий диалог. Он состоит из системы вопросов, доступных для учащегося, которые постепенно подводят его к правильному выводу. Диалог может состоять из репродуктивных заданий типа «вспомни и выполни» и из заданий, способствующих развитию мыслительных операций «обобщи, сравни, проанализируй и т.д.

3.Сообщение темы урока в готовом виде, но при помощи мотивирующего приема. Суть метода заключается в предъявлении учителем готовой темы интригующим материалом, например, при помощи использования «яркого пятна».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основу проблемного обучения составляют проблемные ситуации, которые создаются учителем путем постановки проблемных вопросов и заданий. В данном обучении основное внимание уделяется осмыслению изучаемого материала. При этом не отмечается перегрузки на память, т.к. интерес удерживает более длительное время внимание.

Наше экспериментальное исследование посвящено разработке и апробации программы по формированию познавательной мотивации младших школьников в учебном процессе. Исследование состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе была осуществлена диагностика уровня познавательной мотивации младших школьников. На формирующем этапе исследования была разработана и будет апробирована программа по формированию познавательной мотивации младших школьников посредством создания проблемных ситуаций. На контрольном этапе предполагается проведение оценки эффективности проделанной работы.

Таким образом, в начальной школе главной задачей учителя становится формирование таких мотивов, которые будут придавать учебе значимый личностный смысл, т.е. познавательных мотивов. Поддерживать познавательный интерес помогает создание на уроке проблемных ситуаций. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.

Список литературы:

Избранные труды: В 7 т. / М.И. Махмутов. — Казань: Магариф— Вакыт, 2016. Т. 1: Проблемное обучение: Основные вопросы теории / Сост. Д.М. Шакирова. — 423 с

Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: "Педагогика", 1999. – 352 с.

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.

Рубинштейн, С. Л./ Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – Издательство: Питер, 2002. - 720 с.

Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Педагогика», 1999, с. 22-33.

Просмотров работы: 86