Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного уровня, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Важнейший критерий социальной активности личности является мотивированность на саморазвитие, принятие другого и содействие другим людям в их деятельности. В советское время социальная активность в школах выполняла функции политической социализации и была идеологизирована, воспитывалась гражданская ответственность школьников, предоставлялась возможность получать опыт самоорганизации и участия в общественной деятельности. На сегодняшний день активизация социальных качеств, сводятся к участию подростков в процессе самоуправления школой. Таким образом, чтобы повышать социальную активность подростков необходимо разрабатывать программы по формированию активной жизненной позиции ребенка и включение его в различные виды деятельности.
Современные подростки находятся в опасности, когда их социальной активности, развитию и личностно-нравственному росту, особенно в детских общественных объединениях, вредят: «вездесущие» социальные сети, общепринятые нормы и установки, с которыми не согласен подросток, внутренних проблем, таких как недооценка жизни, природная дисгармонии, как непринятие себя, абстракция идеалов.
Кроме того, эгоцентричность или наоборот – чувство стадности с нежеланием брать на себя ответственность за свои поступки, при отсутствии знаний, при высокой мотивации тоже являются основными мотивами усложняющими социальную адаптацию подростков. А когда подросток так или иначе зависим от этих внешних и внутренних факторов, то он уже не может приспособиться к обществу, что приводит его как личность к замкнутому состоянию.
На разных этапах становления личности социальная активность имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями и, соответственно, социальным статусом личности. Возрастную периодизацию можно рассмотреть с точки зрения различных подходов. Так социологический подход опирается на изменение общественного положения и социальной деятельности личности. В его рамках акцентируется внимание на особенностях подростков как социально-демографической группы. Психологический подход, прежде всего, интересуется психологическими изменениями в социализации личности подростка и его деятельности. В социальной педагогике анализ подросткового возраста связан с содержанием социализации и, соответственно, социального воспитания1.
Все названные выше подходы признают, что подростковый возраст наиболее сензитивен для развития социальной активности. В частности, самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.
Социализация в подростковом возрасте проходит иначе, чем у человека во взрослом состоянии. Здесь большую роль играет развитие потребности в общении. На этом этапе оно происходит посредством сотрудничества взрослого и подростка, их совместной деятельности, различного рода занятий. Будучи учеником, подросток лучше начинает понимать, что такое социальная среда (общество, государство, политика, рынок, деньги и пр.) и какую роль играет она в жизни людей, правда, до конца не познав, какое значение она играет в его развитии. В процессе социализации подросток приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимы ему для нормальной жизни и адаптации в обществе2.
Подростковый возраст - переход от детства к взрослости, сопровождающийся появлением нового психического новообразования - чувства взрослости, рефлексии собственного поведения, устремленности в будущее и недооценки настоящего.
Главное новообразование – открытие «Я», развитие рефлексии (отражение себя в своем образе «Я»), осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности.
Можно выделить следующие источники проблем в социализации и в развитии социальной активности подростков:
1. Жесткий лимит времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.
2. Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений, разнообразных злоупотреблений.
3. Подросткам свойственна некая природная дисгармония. Желания и стремления развиваются раньше, чем воля и сила характера.
4. Подростки имеют абстрактные идеалы и жизненные планы.
5. Трудность социальной и психологической адаптации к условиям нынешней жизни и желание побыстрее освободиться от опеки родителей.
6. Стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения.
7. Эгоцентризм и «чувство стадности», плюс сознание своей собственной исключительности.
8. Желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.
9. Подростки изолированы, не включены в социально-значимую деятельность, часто «сидят» в интернете.
10. У них наблюдается искаженное развитие социальной активности (мотивация есть, а знаний и умений нет)3.
Можно отметить следующие причины проблем в сфере социализации подростков и ее формирования.
Во-первых, существование остаточных явлений предыдущего общества, которое под воздействием реформ трансформируется в новое социально-экономическое, политическое и духовное общественное устройство.
Во-вторых, действие объективных законов современного общества, неизбежность борьбы нового со старым, прогрессивного с консервативным. Так, в условиях реформирования системы образования возросли требования к теоретико-методологическому, проблемному характеру обучения, в то же время преподаватели и учащиеся не всегда в состоянии пользоваться методологией науки и творчески воспринимать информационные потоки. Живучесть консервативных тенденций и стереотипов в жизнедеятельности людей является достаточно сильной и распространенной.
В-третьих, нарушение объективных законов общественного развития, нравственных, правовых и политических требований общества. Реальные общественные отношения по субъективным причинам порой недооцениваются, своевременно не блокируются и не разрешаются. В результате они превращаются в фактор торможения процессов общественного развития, в почву, на которой могут возникать конфликты.
В-четвертых, основной социальной причиной нарушений общественных норм определенной частью подростков является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм подростков являются следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьезных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания подростков4.
Выявив основные источники проблем в социализации подростков, а также их причины педагог может создать соответствующие психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития социальной активности подростков. При реализации данных условий у подростков заметны следующие изменения:
- повышается их инициативность в момент актуализации личностно и социально значимых проблем;
- формируется умение разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию образования с целью повышения собственной компетентности в решении стоящих перед ними задач;
- значительно возрастает ответственность за собственные поступки и коллективные проекты, способность к сотрудничеству и партнерству с другими людьми, причем разных возрастов5.
Таким образом развитие социальной активности подростков представляет собой системное образование, определяющее последовательность и взаимосвязь этапов, педагогических условий, форм и методов организации, а также результатов деятельности подростков, направленных на формирование их социальной активности и проявление качеств социальной активности - организованности, самостоятельности, инициативности и ответственности, в других видах социально значимой деятельности: учебной, общественной и досуговой.
Список использованной литературы
Анцигина, Л.К. К проблеме социальной активности личности в современных условиях / Л.К. Анцигина/ Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия. Материалы региональной научно-практической конференции / Под ред. Н.В. Чекалевой. – Тара: Мир книг, 2016. – С. 174 - 176.
Горяева, Т.Н. Социализация молодежи / Т.Н. Горяева // Аспирант и соискатель. – 2016. – № 2. – С. 164 - 167.
Мордкович, В.Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения: факторы социальной активности городского населения / В.Г. Мордкович. - М.: Издательство Института социологических исследований, 2016. – 158 с
Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2015. – 125 с
Шаламова, Л.И. Социальная активность молодежи: принципы управления / Л.И. Шаламова // Высшее образование в России. – 2021. - № 7. –С. 96 - 99.
1 Горяева, Т.Н. Социализация молодежи / Т.Н. Горяева // Аспирант и соискатель. – 2016. – № 2. – С. 164 - 167.
2 Анцигина, Л.К. К проблеме социальной активности личности в современных условиях / Л.К. Анцигина/ Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия. Материалы региональной научно-практической конференции / Под ред. Н.В. Чекалевой. – Тара: Мир книг, 2016. – С. 174 - 176.
3 Мордкович, В.Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения: факторы социальной активности городского населения / В.Г. Мордкович. - М.: Издательство Института социологических исследований, 2016. – 158 с
4 Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2015. – 125 с
5 Шаламова, Л.И. Социальная активность молодежи: принципы управления / Л.И. Шаламова // Высшее образование в России. – 2021. - № 7. –С. 96 - 99.