МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Фаткуллова Э.Т. 1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье исследуются методы формирования здорового образа жизни у лиц пожилого возраста, приводятся основные направления работы по формированию здорового образа жизни у лиц этого возраста, даются определения основных понятий исследования.

Ключевые слова: пожилые люди, социальная работа, здоровый образ жизни, ЗОЖ, вредные привычки, активное долголетие

The article examines the methods of forming a healthy lifestyle in the elderly, provides the main areas of work on the formation of a healthy lifestyle in people of this age, and defines the basic concepts of the study.

Keywords: elderlypeople, socialwork, healthylifestyle, healthylifestyle, badhabits, activelongevity

В современном мире здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества, это в полной мере применимо и к категории пожилых людей.

В развитых странах здоровье признается важнейшей ценностью в обществе, поскольку оно выступает как необходимое средство достижения самых разнообразных жизненных целей человека и общества [1].

Прежде рассмотрения методов формирования здорового образа жизни, нужно сформулировать основной терминологический базис исследования. Бутенко Н.И., Олешкевич Т.Г., Палиева Н.А. так определяют здоровый образ жизни: «Здоровый образ жизни - сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой, культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал» [4].

Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний -первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях.

В свою очередь, формирование здорового образа жизни – процесс самовоспитания и самосовершенствования на основе преодоления вредных привычек и воспитания у себя стремления к физической и социальной активности, правильному питанию [3].

Формирование ЗОЖ не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.

Лица пожилого возраста – это наиболее быстрорастущая категория в структуре населения всех развитых стран, не остается исключением и Россия. Старение человечества является серьезной проблемой, решение которой должно осуществляться на общемировом уровне. По данным государственной статистики, пожилые люди: мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет - самая быстро растущая группа населения России [5].

По состоянию на начало 2021 года доля людей в возрасте 65 лет и старше в населении России составляет 15,8 %, доля людей в возрасте 15-64 лет составляет 66,5 %, а доля людей в возрасте до 15 лет составляет 17,7 % [10].

Формирование здорового образа жизни у пожилых людей – это комплексный процесс, который включает в себя четыре основные составляющие [7]:

Информационно-пропагандистская работа, то есть повышение уровня информированности пожилых людей о факторах, которые могут негативно повлиять на их здоровье, включая работу в направлении профилактики вредных привычек, пропаганды активного долголетия. Отметим, что информационная работа должна вестись в повседневном режиме, чтобы пожилой человек получал все необходимые знания, которые будут влиять на его непосредственное поведение;

«Обучение здоровью» или комплексная обучающая и просветительская деятельность, основная задача которой – не просто разъяснение факторов, которые могут негативно повлиять на долголетие, но формирование конкретных навыков укрепления здоровья, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Отметим, что вопрос формирования мотивации является одним из ключевых: не подкрепленные личной заинтересованностью знания не могут повлиять на поведение человека [9].

Конкретные меры по снижению распространенности вредных привычек: табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. В отличие от первого и второго направления работы, в этом случае мы говорим не только об информированности или формировании мотивации, но о реальных запретительных мерах, проведении конкретных мероприятий, с участием работников образования, здравоохранения, культуры, лидеров общественных мнений [6].

Побуждение пожилых людей к физически-активному образу жизни, к занятиям туризмом, спортом, зарядкой, повышению доступности этих видов досуга в условиях комплексного центра содержания. При этом немаловажным моментом является формирование такого двигательного режима, который будет эффективно решать задачи укрепления здоровья, но не будет препятствовать сохранению физических способностей, не будет чрезмерным и будет проводиться с учетом профилактики неблагоприятных возрастных изменений.

На последнем аспекте нужно остановиться подробнее; основу оптимального двигательного режима составляют ежедневные занятия физкультурой и спортом, но положительное воздействие они будут оказывать только в том случае, если будут соблюдаться определённые правила. К ним относится [7]:

- Отслеживание состояния здоровья пожилого человека, для того, чтобы физические нагрузки не причинили ему вреда;

- Активизация деятельности всех органов и систем путем органичного и методологически-выверенного составления плана тренировок таким образом, чтобы повышалась подвижность всех нервных процессов, укреплялась мышечная и костно-связочная массы.

- Длительность проведения занятий, так, при правильных и регулярных тренировках пожилой человек будет оставаться здоровым, в хорошей физической форме на протяжении длительного времени.

При этом могут использоваться следующие методы по формированию здорового образа жизни (с учетом всех четырех указанных нами ранее направлений работы) [2]:

Опрос – то есть метод диагностики, предшествующий плановой работе. Смысл метода заключается в выявлении вредных привычек, модели поведения, состояния здоровья с целью формирования индивидуальных подходов к работе с пациентом.

Выездной патронаж – в том случае, если пожилой человек не проживает в интернате постоянно, или не проживает в нем вовсе. Смысл метода состоит в сборе объективной информации с целью оценки как среды проживания пожилого человека, так и его образа жизни.

Обследование – это дополнительный метод диагностики, который применяется для объективной количественной оценки состояния здоровья и поведенческих факторов риска пожилого человека.

Лекция – метод массовой информационно-пропагандистской работы, который заключается в организации коллективных мероприятий, в том числе, во время медицинских профилактических осмотров. При этом важно отметить, что во время лекции, что доказывается статистически, человек усваивает не более 5% информации, поэтому во время лекции рекомендуется использовать иные методы доведения информации и иные формы контента – такие как наглядные пособия, видеоролики и фильмы, дискуссии, открытый обмен мнениями, беседа. Типовая продолжительность лекции – до 20 минут, поскольку более продолжительные лекции могут привести к утомлению пожилого человека [5].

Профилактическиая консультация – специфический метод, осуществляемый в индивидуальной и групповой формах. Он предполагает взаимное обсуждение проблем со здоровьем, вопросов здорового образа жизни между пациентом (пациентами) и медицинским, социальным работником с выработкой конкретных практических рекомендаций по оздоровлению.

Распространение информационно-образовательных материалов, к которым следует относить печатные материалы (листовки и брошюры), видеоматериалы (фильмы, ролики) и проч. Так же в данном блоке предусматривается работа со средствами массовой информации, работа должна быть направлена на массовый охват аудитории с целью пропаганды здорового образа жизни.

Отдельно следует рассмотреть такой метод пропаганды здорового образа жизни, как организация школ здоровья, или школ для лиц с определенными факторами риска. Этот метод обучения целевых групп предполагает организацию постояннодействующего интерактивного общения по определенным тематикам – таким, как сахарный диабет («школы больных сахарным диабетом», гипертония («школа «Здоровое сердце») и др. [Плеханова].

Школы здоровья предполагают наличие общих и унифицированных программ подготовки как инструкторов-преподавателей (или модераторов), так и наличие специфического информационного обеспечения. Типовая продолжительность интерактивных занятий – 50-100 минут, один раз в неделю, с циклами 1-2 месяца, при этом оптимальное количество обучающихся – не более 10 человек [8].

Для успешной работы в группах используются методики интерактивного обучения, которые должны дать почувствовать пожилым пациентам, что они не оторваны от общества, не остаются наедине со своими проблемами, что служит основой для привития навыков здорового образа жизни и активного долголетия.

Семинар-тренинг – так же специфический метод работы по пропаганде здорового образа жизни, он предполагает не только обмен информацией в интерактивной форме, но и привитие конкретных практических навыков через выполнение серий последовательных упражнений – с использованием методов группового обучения.

Обучение практикой действия – метод предполагает использование ролевой игры, практического занятия, при котором участник усваивает модель поведения, испытывает процесс изменения объекта под действием определенных факторов.

Обсуждение в группах – метод отличается от иных групповых форм тем, что основным источником информации и актором взаимодействия в нем являются сами участники группы, которые в свободной форме высказывают свои мысли и идеи, возникшие в процессе реализации иных методов пропаганды здорового образа жизни.

Таким образом, в настоящей статье мы рассмотрели основные направления и методы работы по формированию здорового образа жизни у лиц пожилого возраста. Мы можем сделать вывод о том, что пропаганда ЗОЖ включает в себя четыре основные направления работы, реализация которых связана информационной работой, обучением здоровью, снижению распространенности вредных привычек и побуждением к активному образу жизни. Кроме того, мы привели десять основных методов работы по формированию здорового образа жизни, которые могут использоваться в практической деятельности специализированного дома-интерната.

Список литературы:

Анненкова Е. В., Мешкова Н. С. Формирование здорового образа жизни // Система ценностей современного общества. 2011. №20.

Белова Н. И. Практики поддержания здоровья российских пенсионеров: структура и модели // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020. №3 (22).

Бурцева И. В. Здоровый образ жизни лиц пожилого возраста как фактор социального долголетия // Система ценностей современного общества. 2012. №22.

Бутенко Н.И., Олешкевич Т.Г., Палиева Н.А. От формирования гигиенической и физической культуры к формированию здорового образа жизни // Здоровый ребенок - в здоровом социуме / Авт.-сост. И.В.Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсер-висшкола, 2019. - С. 16-20.

Ваганова-Наймушина Л.А. Особенности состояния здоровья лиц пожилого возраста и социально-медицинская работа // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. №2 (34).

Карамова Ф. А., Фролова А. К., Зуйкова Т. Г. Особенности никотиновой зависимости и мотивации к отказу от курения у лиц пожилого возраста // Тюменский медицинский журнал. 2014. №2.

Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. - М.: Академия, 2018. - 256 с.

Плеханова Ольга Евгеньевна Роль комплексных центров социального обслуживания населения в социокультурной реабилитации пожилых людей // Вестник МГУКИ. 2012. №2 (46).

Шарфутдинова Р.И. К здоровому образу жизни // Евразийский Союз Ученых. 2016. №29-2.

Щербакова Е. Демографические итоги I полугодия 2021 года в России (часть I) // URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2021/0911/barom03 (дата обращения: 25.12.2021).

Просмотров работы: 494