История развития дистанционного обучения - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

История развития дистанционного обучения

Володина Т. С. 1
1ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Несмотря на многолетний опыт по теории дистанционного образования, до недавнего времени отсутствовало единое понимание базовых терминов дистанционного обучения, используемых в образовательных кругах, были недостаточно разработаны теоретические основы проблемы дистанционного обучения, отсутствовала координация по внедрению в практику продуктов педагогического проектирования для дистанционного обучения.

Исследование содержания научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах, показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия «дистанционное обучение» (ДО). Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО, приведем наиболее известные трактовки этого термина.

В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводится следующее определение: дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации [3].

В решении коллегии Госкомвуза 1993 года «О создании системы дистантного образования в РФ» говорится: «Дистанционное образование – это форма образования, обеспечивающая использования новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местоположения» [4].

Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения [2].

Дистанционное обучение – это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудио-, космической и оптоволоконной техники [1].

Дистанционное обучение – систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.

Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов [5].

Анализ приведенных определений позволяет прийти к выводу, что наиболее приемлемым определением понятия «дистанционное обучение» является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: «это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [5, с. 120].

В рамках данной статьи понятие дистанционного обучения нами рассматриваются как форма обучения, требующая перестройки учебного процесса, исходя из объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности дисциплин электронными образовательными ресурсами и готовности преподавателей к использованию цифровых платформ и сервисов в образовательном процессе.

Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и обучаемых. Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946 г. В 1969-м г. был основан Британский Открытый университет. Немногим позже в 1974 г. в Германии был основан Fern Universitеt in Hagen. В настоящий момент все они являются мировыми университетами [6].

Важно отметить, что дистанционное обучение развивается не только в рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями как IBM, General Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.

Дистанционное обучение в России впервые использовано Черновым В.П. при обучении рыбаков и моряков в г. Находка в 1987 году. В начале 90-х годов дистанционное обучение делало лишь первые робкие шаги. Сегодня разработан проект стандарта качества дистанционного образования «Дистанционное образование. Контроль и оценка качества дистанционного образования».

В целом при рассмотрении истории дистанционного обучения обычно выделяют четыре основных этапа, которые напрямую соответствуют четырем моделям дистанционного обучения:

Первая модель заложена еще в далеком XIX-ом веке и оставалась таковой до 60-ых годов XX-го века. Модель представляла собой передачу знаний от преподавателя к обучающемуся. Знания передавались с помощью материалов печатного характера, радио или телевизионных передач. Данная модель имела задачу свести к минимуму взаимоотношения студента и педагога, при этом график был очень жестким.

Вторая модель, предложенная в 60-ые годы, создавала переход к новым методическим принципам преподавания. Теперь вместе с печатными материалами, радио- и телепередачами стали внедряться аудио- и видеокассеты. Но оставался главный недостаток: связь была односторонней, конечно, за редким исключением происходили консультации по телефону или почте, но этого было явно недостаточно.

Третья модель, основанная в 1985 году, начала применять инновационную методику образования, использую новейшие технологии, например, компьютера, который открывал возможности, связанные с компакт дисками, электронной почтой, досок объявлений (интерактивного характера), видео- и аудио- конференцсвязи. При такой модели педагог отвечал в первую очередь за координацию процесса доставки информации студентам. Большое количество учебных заведений начали использовать многофункциональные сайты, теперь стала возможной уже двусторонняя связь. Хотя взаимодействие происходило, в основном, не синхронно, это не приводило к каким бы то ни было проблемам.

Четвертая по счету модель обучения схожа с третьей, но доработана при участии компьютерный технологий обеспечивающих высокую скорость передачи информации, что улучшило синхронизацию взаимодействия преподавателя и обучающегося. Появилась возможность использовать видеосвязь, видеоконференции, проводить занятия он-лайн.

Востребованность данной формы обучения стала особенно высокой в период пандемии. Такая форма обучения, несомненно, имеет множество преимуществ, однако нельзя забывать и о существенных недостатках, которые в первую очередь связаны с вопросами социализации и социальной адаптации всех участников образовательного процесса.

Список литературы

1. Карманова, Е. В. Дистанционное образование в условиях компетентностного подхода: монография / Е. В. Карманова. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 159 с. — URL: https://e.lanbook.com/book/104908 (дата обращения: 08.01.2022). 

2. Приказ Министерства образования от 18 декабря 2002 года №4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ» // Документы в образовании. – 2002. – №24.

3. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России: утверждена Постановлением Госкомитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 // КонсультантПлюс: Высшая Школа: Программа информационной поддержки российской науки и образования: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов: учебное пособие. - 2007. - Вып. 4.

4. О создании системы дистантного образования в РФ: Решение коллегии Госкомвуза от 9 июня 1993 года № 9/1 // КонсультантПлюс: Высшая Школа: Программа информационной поддержки российской науки и образования: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов: учебное пособие. - 2007. - Вып. 4.

5. Пьянников, М.М. К вопросу об истории дистанционного образования / М.М. Пьянников // Педагогика и психология. – 2011. – № 5. – С. 119–123.

6. Овсянников, В.И. Дистанционное образование: теоретические проблемы и противоречия / В.И. Овсянриков // Педагогическое образование без отрыва от основной деятельности. Ежегодник. – 1999. – №2.

7. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»: Федеральный закон // Бюллетень Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию. – 1996. – №2.

Просмотров работы: 36