Использование средств физической культуры для профилактики нервного и психофизиологического истощения студентов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Использование средств физической культуры для профилактики нервного и психофизиологического истощения студентов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Качественная профессиональная подготовка учащихся в вузе невозможна без их активной учебной, трудовой, познавательной деятельности. Экономические и социальные причины, не позволяющие увеличить срок обучения, активизируют его интенсификацию, что требует от студентов мобилизации волевых, психофизических, духовных и физических качеств. 

Процесс обучения в вузе содержит ряд противоречий: между расцветом умственной и физической силы и жесткими временными рамками, финансовыми возможностями для удовлетворения повышенных потребностей; между стремлением к независимости в выборе знаний и достаточно жесткими формами, методами и структурой профессиональной подготовки, нехваткой временни для удовлетворения электоральных интересов; между огромным объемом учебной, научной и культурной информации и отсутствием времени на ее обработку и усвоение; между долгосрочным и постепенным процессом достижения социальной зрелости и желанием как можно скорее заявить о себе.  Разрешение этих и других противоречий необходимо для социального, культурного и профессионального развития студентов.

Но сегодня невозможно ставить вопрос об ограничении растущего стресса в процессе обучения. Необходимо прививать студентам к здоровый образ жизни, создавать необходимый оптимум деятельности центральной нервной системы организма. Если полностью освободить ученика от психоэмоционального напряжения невозможно, то необходимо повысить устойчивость адаптивных механизмов организма к эмоциональному стрессу и структурировать деятельность ученика.    

Следует отметить, что здорового образа жизни как особой формы жизни вне образа жизни в целом не существует. Наблюдаемая иногда тенденция абсолютизировать здоровый образ жизни, превращать его в некое самостоятельное явление, искажает суть проблемы, искажает трактовку здорового образа жизни, подходы к его формированию.  

Здоровый образ жизни отражает типичную структуру форм жизни студентов, которая характеризуется единством и целесообразностью процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на полноценную реализацию их основные силы, таланты и способности. Он создает такую ​​социокультурную среду для личности, в которой возможны высокая творческая целеустремленность, работоспособность, трудовая и социальная активность, психологический комфорт. При здоровом образе жизни ответственность студента за свое здоровье формируется как часть его общего культурного развития.  

Сегодня невозможно обеспечить высокое качество подготовки специалистов без усиления познавательной активности самих студентов. Воспитывать в ученике высокую требовательность к себе, жизненную потребность работать, желание и умение работать творчески, пополнять и совершенствовать свои знания, умение вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье - одно из главных задачи высшей образования.  Неверно думать, что ученик выгорит от умственной перегрузки или эмоционального потрясения. Его нужно воспитать таким образом, чтобы в работе и учебе он находил смысл и счастье жизни.

Психическое здоровье

Психическое здоровье - это способность человека спокойно реагировать на внешние и внутренние раздражители. Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. 1Психическое здоровье, наравне с физическим здоровьем, является составной частью общего состояния здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает сам вопрос о критериях психического здоровья. 

Человек реализует себя в обществе только при наличии у него достаточного уровня психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время уравновешенность психики, позволяющую ему адаптироваться к обществу, быть расположенным к его требованиям. В понятии психического и физического здоровья есть ключевые слова сила, мощь, гармония. Кроме того, здоровая личность характеризуется устойчивой самооценкой. Эти критерии в прямом и косвенном смысле являются основными при характеристике психического состояния и диагностике психического здоровья.        

Психическое здоровье - важная часть здоровья человека, поэтому неудивительно, что физическое и психическое здоровье тесно связаны.2 В первую очередь это связано с тем, что человеческий организм представляет собой систему, в которой все элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Большая часть этих взаимодействий происходит через нервную систему, поэтому психическое состояние влияет на работу внутренних органов, а состояние внутренних органов в свою очередь влияет на психику.  

Психика человека устроена таким образом, что формирующийся в ней образ мира отличается от истинного, объективно существующего тем, что он обязательно эмоционально приукрашен. 3Человек всегда предвзято строит внутреннюю картину мира, поэтому в некоторых случаях возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы и прошлый опыт.  

Психическое здоровье, как и здоровье в целом, должно характеризоваться:

отсутствие психических или психосоматических заболеваний;

нормальное развитие психики, если говорить о ее возрастных особенностях;

благоприятное функциональное состояние.

Учебная деятельность в вузе, которую можно рассматривать как вид профессиональной деятельности, приводит к изменению здоровья студентов. По данным опроса 4 тысяч студентов МГУ, во время учебы зафиксировано ухудшение самочувствия студентов. Если взять уровень здоровья первокурсников за 100%, то на втором курсе он снизился в среднем до 91,9%, на третьем - до 83,1%, на четвертом - до 75,8%. По словам А.В. Чоговадзе, заболеваемость студентов в годы учебы стабильно оставаться на уровне 20-30%.

Здоровый образ жизни и студенческий образ жизни

Индивидуальные особенности жизни с точки зрения их соответствия здоровью будут определяться рядом других факторов: индивидуально-психологическими (для благоприятного существования холерика и флегматика нужны разные социально-психологические условия), возрастной (что полезно в подростковом возрасте, далеко не всегда таковой в старости), биоритмологической (оптимальный режим дня для жаворонков и сов будет отличаться).4

Кроме того, здоровый образ жизни неизменно связан с удовлетворением элементарных потребностей человека. У разных людей с одним и тем же набором базовых потребностей есть собственные способы их удовлетворения, во многом благодаря воспитанию. Каждый человек создает свою индивидуальную систему потребностей и в соответствии с иерархией в ней распределяет время, энергию, жизненные ресурсы между различными видами занятий. Различные способы удовлетворения потребностей и индивидуальность системы потребностей определяют разные стили жизни. 5Степень оптимальности определяется тем, насколько выбор, сделанный человеком в рамках здорового образа жизни, соответствует индивидуально-типологическим характеристикам, индивидуальной системе потребностей, насколько лично преломлен, творчески переработан и адаптирован к требованиям.

Исследование ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни показывает большое различие в структуре ценностей студенток и студентов по составу классифицируемых групп, уровням атрибутов для одних и тех же ценностей.

При рассмотрении соотношения общей и физической культуры студентов на вопрос, можно ли считать культурным человеком, не заботящимся о своем физическом состоянии, около 22% опрашиваемых ответили, что считают это возможным, 51,0 % отрицали такую ​​связь, около 28% - затруднились определить свою позицию.

Оценка физического здоровья сильно беспокоит 32,5% респондентов, не имеет значения - 57,3% и совсем не беспокоит - 10,3%. На желание подчинить свои привычки интересам здоровья указали 24,3%, 18,5% желали жить в свое удовольствие, даже если это навредило бы их здоровью, 29,7% высказались за компромиссный вариант, 28,1% затруднились. От выбора решения отказались - 28,1%. На вопрос, ведете ли вы здоровый образ жизни, 38,7% ответили утвердительно, 22,9% - отрицательно, 38,4% затруднились с ответом.

Таким образом, меньшая чать студентов признают особую связь между общей и физической культурой в своем личностном развитии и строят свои поведенческие решения в соответствии с этим.

Режим работы и отдыха 

Необходимо организовывать свой образ жизни, соблюдать постоянный режим учебной работы, отдыха, питания, ложиться спать, вставать, есть, заниматься спортом в одни и те же часы.6 Когда обычный образ жизни повторяется каждый день, между этими процессами быстро устанавливается связь, фиксируемая цепочкой условных рефлексов. Благодаря этому предыдущее занятие служит своеобразным толчком для последующего, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на другой вид деятельности, обеспечивая лучшую работоспособность.    

Распорядок дня как нормативная основа жизни является общим для всех студентов.7 При этом он должен соответствовать определенным условиям, состоянию здоровья, уровню успеваемости, личным интересам и склонностям студента, т.е. быть индивидуальным. 

Что необходимо для формирования научно обоснованного распорядка дня? Во-первых, привести учебное, внешкольное и свободное время в соответствие с временем на отдых. Согласно этим нормам дневной запас времени студента состоит из двух половин: 12 часов аудиторных занятий (6 часов аудиторных и 4-6 часов самостоятельных) и 12 часов, затрачиваемых на восстановление (сон, отдых, уход за собой) и личные занятия (занятия по интересам, общественная деятельность, повседневное и дружеское общение, физическая культура и спорт). Воскресенье содержит 12 свободных часов. Далее следует распределить разные виды деятельности в пределах одного дня, установить последовательность и своевременную смену работы и отдыха. В результате составляется общий распорядок дня. Например:       

6.50-7.00 - подъем, проветривание помещения;

7.00-8.30 - утренняя зарядка, гигиенические процедуры, завтрак, дорога в университет;

8.30-13.45 - тренировки по расписанию;

13.45-16.00 - возвращение с учебы, обед, полдник;

16.00-22.00 - самостоятельная воспитательная работа, занятия по интересам и др., обед;

22.00-22.30 - прогулка перед сном;

23.00-6.50 - сон.

Заключение

Здоровый образ жизни оказывает большой положительный эффект на все аспекты человеческого тела и личности. В поведении это проявляется в большей энергичности, подтянутости, хороших коммуникативных навыках; ощущение своего физического и психоэмоционального здоровья, оптимистический настрой, способность обеспечить полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизни. В психологическом аспекте достоинство здорового образа жизни проявляется в качестве психического здоровья, благополучия, нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психического стресса.

В функциональном проявлении можно отметить более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение болезненности и болезненных ощущений; более быстрое и полное восстановление после физических и умственных нагрузок; укрепление механизмов иммунной защиты организма; активность обменных процессов в организме; улучшение состояния сердечно-сосудистой системы в целом, в том числе увеличение ударного и минутного объема сердца.

Список литературы

Абулханова К.А. О предмете умственной деятельности. М., 1971.  

Амосов Н. М. Размышления о здоровье. М., 1985.   

Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов н / д, 2002.     

Афанасьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П., Хомутов Г.А. Общая валеология: конспект лекций / под ред. Петленко В.П. СПб., 2002.      

Брушлинский, А.В. Проблемы субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1990.     

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: стандарты, представления, установки. М., 2002.   

Жук, Э.Г. Научные основы систем оздоровления и управления. Смоленск, 1996.   

1Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: стандарты, представления, установки. М., 2002.   

2Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов н / д, 2002.

3 Афанасьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П., Хомутов Г.А. Общая валеология: конспект лекций / под ред. Петленко В.П. СПб., 2002.

4 Абулханова К.А. О предмете умственной деятельности. М., 1971.

5 Амосов Н. М. Размышления о здоровье. М., 1985.

6 Брушлинский, А.В. Проблемы субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1990.

7 Жук, Э.Г. Научные основы систем оздоровления и управления. Смоленск, 1996.

Просмотров работы: 194