Вопросы социальной реабилитации пожилых людей приобретают особую актуальность в современной действительности; увеличение продолжительности жизни, доли пожилых людей (по состоянию на начало 2021 года доля людей в возрасте 65 лет и старше в населении России составляет 15,8 %) в обществе заставляет по-новому взглянуть на вовлеченность пожилых людей в социальные процессы, вовлеченность, которая может быть утрачена по целому комплексу возрастных причин, что обуславливает необходимость нового обращения к теме социальной реабилитации. Это обращение должно сопровождаться использованием самых современных технологий, которые могут помочь ответить на вызовы времени.
В современных исследованиях подробно анализируется использование мультимедийных технологий в целях социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, при реабилитации инвалидов или перенесших тяжелые травмы [4]; однако использование этих технологий в целях социальной реабилитации именно пожилых людей является малопроработанной темой. Это может быть связано со стереотипом о том, что пожилым людям тяжелее овладевать требуемым инструментарием, однако, как показывают современные исследования, граждане в возрасте старше 60 лет, являются активными пользователями мультимедийных технологий [5], имеют аккаунты в социальных сетях; таким образом, мультимедийное пространство может рассматриваться как пространство для социальной реабилитации.
В широком смысле под мультимедийными технологиями понимается совокупность технологий, которые одновременно используют несколько видов информации: графику, текст, видео, звук, и предполагают определенную степень интерактивности [3].
Под пожилыми людьми понимается категория граждан, вышедших на пенсию по возрасту (соответственно, 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин) [1].
В свою очередь, понятие социальной реабилитации включает в себя совокупность мероприятий по восстановлению утраченных способностей к социальному функционированию [6].
На современном этапе само по себе медиапространство и способность взаимодействовать в нем являются частью социального функционирования (что проиллюстрировала трансформация социальных процессов в период пандемии COVID-19).
Современные исследования выделяют взаимодействие с медиапространством как отдельную проблему адаптации в медиареальности, связанную с использованием компьютера, Интернета [2].
Однако и вне этой трансформации мультимедийные технологии могут использоваться для социально-психологической, рекреационной, бытовой и других форм реабилитации. В настоящей статье будут рассмотрены основные технологии, которые могут использоваться в целях социальной реабилитации пожилых людей; кроме того, технологии будут соотнесены с формами социальной реабилитации, и осмыслены в контексте группы «пожилые люди». Нами были проанализированы следующие группы технологий и решений по их реализации:
технологии дополненной и виртуальной реальности;
социальные сети;
голосовые помощники и станции;
платформы видеоконференцсвязи;
онлайн-игры;
стриминговые сервисы;
Цифровые сервисы бытового характера (включая доставку еды и медикаментов).
Как отмечает ряд исследователей, использование мультимедийных технологий виртуальной и дополненной реальности может предоставить много преимуществ для пожилых людей, включая пропаганду здорового образа жизни, поддержание социальных контактов через цифровые интерфейсы, поддержку реабилитации в повседневных задачах. Дополненная реальность (AR) может позволить пожилому человеку по-новому взаимодействовать со своей реальной средой, в то время, как виртуальная реальность (VR) может дать опыт взаимодействия в полностью виртуальной среде [12]. Отмечается, что использование этих технологий может улучить самочувствие и психологическое состояние пожилых людей [11]. Хотя технологии VR/AR в настоящее время встречаются редко среди населения в возрасте 65 лет и старше, они могут помочь этим пожилым людям в решении повседневных задач [14]. Пандемия COVID-19 подчеркнула потенциал цифровых технологий в целом и виртуальной реальности в частности для поддержки социальных контактов, интерактивных игр и физических нагрузок с помощью упражнений, интегрированных с виртуальной реальностью. Использование этой категории технологий возможно для медицинской, социально-культурной, социально-средовой реабилитации пожилого человека. Препятствием к использованию технологии является потребность в высокой технологической компетентности социального работника, а так же необходимость наличия дорогостоящего оборудования, которое, однако, может кардинально улучить самочувствие пожилых людей, находящихся в доме-интернате, и служить целям их социальной реабилитации.
Использование социальных сетей служит целям социально-средовой, социально-культурной, социально-психологической реабилитации. Роль социальных сетей в поддержке качества жизни пожилых людей подчеркивается зарубежными исследователями [7]. Отмечается, что так как пожилые люди сталкиваются «...с социальной дезадаптацией из-за потери социального общения и снижения взаимодействия... такие социальные сети, как Facebook могут связывать людей....косвенно объединяя социальные потребности каждого из людей, особенно пожилых...» Это напрямую соотносится с целями социальной реабилитации, что ставит перед органами социальной защиты и сотрудниками домов-интернатов задачу овладения соответствующими технологиями и подготовки соответствующей материально-технической базы – с использованием отечественных решений, таких, как «Одноклассники» или «Вконтакте».
Голосовые помощники, как отмечается в исследованиях, проводившихся в США [10], способны представлять собой комплексную систему ответов на вопросы пожилых людей, в том числе – на вопросы медицинского, социального, культурного характера. Мультимедийность голосовых помощников является ограниченной; однако при использовании специальных технических решений – таких, как специализированные станции – они способны предоставить помощь в социально-медицинской, социально-культурной, социально-психологической реабилитации.
Платформы видеоконференцсвязи, такие как Skype или Zoom, способны помочь пожилым людям, в том числе проживающим в условиях специализированного дома-интерната, поддерживать контакты с родственниками или друзьями, территориально удаленными от них, или возобновить социальные взаимодействия, расширить свой круг общения. В исследованиях, проводившихся в США, отмечается, что видеозвонки способны уменьшить одиночество и социальную изоляцию в условиях ухода за пожилыми людьми [15].
Использование онлайн-игр как эффективного обучающего ресурса для пожилых людей подробно исследуется в зарубежной научной литературе [8], в частности, исследователи отмечают, что «онлайн-игры способны включить пожилых людей в освоение цифровых технологий и развитие навыков.... помочь им стать частью технологически прогрессирующего общества». Практические исследования показали, что включение пожилых людей в процесс онлайн-игры является возможным при условии преодоления препятствий в ходе обучения. Использование онлайн-игр возможно в целях социально-средовой, психологической, социально-культурной и даже социально-педагогической реабилитации. Препятствием к использованию технологий является отсутствие отечественных решений для пожилых людей и инвалидов на рынке онлайн-игр, в иных случаях – необходимость овладения английским языком, низкий уровень подготовки социальных работников в этом направлении.
Использование стриминговых сервисов (сервисов онлайн-трансляции аудио- и видео) возможно в целях социально-культурной реабилитации; крупнейшими сервисами такого рода в России по состоянию на 2021 год являются IVI, Okko, Яндекс (Кинопоиск). Соответствующие мультимедийные приложения (доступные со смартфона, персонального компьютера, ТВ-приставки с выходом в Интернет) могут обеспечить восстановление культурной среды в цифровом формате, позволить маломобильным группам пожилых людей потреблять цифровой аудиовизуальный контент – включая кинофильмы, записи концертов любимых исполнителей. Это уже подтвердили зарубежные исследования и данные Центрального статистического управления Великобритании. В частности, сообщается, что за период пандемии число людей в возрасте 60 лет и старше, использующих стриминговые сервисы, выросло на 15% до 46% [9]. Иные стриминговые сервисы, допускающие публикацию пользовательского контента, могут расшить пространство для творческой или духовной самореализации человека. Работа в этом направлении предполагает обучение пожилых людей использованию соответствующих сервисов, а так же обеспечение их материально-технической базой, необходимой для потребления мультимедийного контента. Препятствием к использованию технологий группы является необходимость платных подписок на соответствующие сервисы, отсутствие договоров о преференциях для маломобильных, пожилых граждан, лиц с ограниченными возможностями.
Обучение использованию цифровых сервисов бытового характера являются перспективным направлением социально-средовой, социально-медицинской и социально-культурной реабилитации. На это указывают исследования из США, в частности, сообщается, что «...изменение в модели потребления пожилых людей с использованием цифровых сервисов... улучшают качество жизни, если они доступны по цене...» [13] Существующие технологии этого направления включают приложения курьерской доставки продуктов питания и не продуктовых товаров (таких как книги, принадлежности для хобби, одежда), сервисы заказа такси (в том числе, для лиц с ограниченными возможностями), сервисы доставки медикаментов. На современном этапе эти сервисы объединены в единые мультимедийные среды (экосистемы), наиболее крупными из которых являются экосистемы СБЕР, Яндекс, VK. Обучение лиц пожилого возраста, находящихся в условиях дома-интерната, использованию этих технологий, в перспективе могло бы помочь обеспечить их пребывание вне дома-интерната. Наибольшую эффективность использование этих технологий могло бы иметь в отношении категории маломобильных пожилых людей; сервисы позволили бы возобновить их творческую активность, помочь организовать новую, цифровую среду, восстановить привычные модели поведения, в конечном счете – подготовить к самостоятельному уходу и независимой жизни.
В то же время препятствием к использованию технологий этой группы является высокий порог вхождения (и соответственно, потребность в обучении их использованию), необходимость наличия специальных технических средств (таких, как смартфон), отсутствие системных договоренностей между экосистемами и органами социальной защиты в части предоставления преференций социально-незащищенным группам населения, включая одиноких пожилых людей.
использование проанализированных нами мультимедийных технологий и отдельных технологических решений может качественно улучшить процесс социальной реабилитации пожилых людей в условиях дома-интерната; однако несмотря на подтвержденную эффективность соответствующих технологий, перед органами социальной защиты стоит комплексная проблема их практического внедрения – что потребует расширения материально-технической базы, обучения специалистов, подготовки методологической базы использования соответствующих технологий.
Таким образом можно сделать вывод о том, что исследования использования мультимедийных технологий в социальной работе (и конкретнее – в социальной реабилитации) представляет собой перспективное направление, которое может определить облик отрасли в горизонте следующих десятилетий; однако, низкая проработанность темы в отечественной научной школе затрудняет немедленное их внедрение и требует дополнительной проработки.
Список литературы:
Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Анипкин М. А., Сергеева О. В., Калашникова О. С., Каушан Ю. Э., Смирнова Е. Д. Пожилые люди и компьютер // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2012. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozhilye-lyudi-i-kompyuter (дата обращения: 15.01.2021).
Анисимова. Н. С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства: монография / Н.С.Анисимова; Под ред. Е.А.Бордовского. - СПб. : Изд-во РЕПУ им. А.И.Еерцена, 2002. - 89 с.
Гудина Т.В. Интернет-технологии как средство реабилитации детей-инвалидов в современном информационно-образовательном пространстве // Специальное образование. 2016. № 12.
Лебедев С. А. Особенности обучения информационным технологиям людей пожилого возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-informatsionnym-tehnologiyam-lyudey-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 24.11.2021).
ХолостоваЕ.И., ДементьеваН.Ф. Социальнаяреабилитация //Педагогикаисоциальнаяработа –М., 2016 – 245 с.
/Haris N. The role of social media in supporting elderly quality daily life September // Conference: 2014 3rd International Conference on User Science and Engineering (i-USEr). 2014. p. 52
Oppl S., Stary Ch. Game-playing as an effective learning resource for elderly people: encouraging experiential adoption of touchscreen technologies // Universal Access in the Information Society. Volume 19, 2020. p. 295–310
Power J. Increase in over 60s using streaming services during lockdown // New figures from CSO – Irish News, 2020. p.14
Ramasubramanian S. A voice assistant for the elderly to answer medical queries// The Hindu – New York. 2021 URL: https://www.thehindu.com/sci-tech/technology/internet/a-voice-assistant-for-the-elderly/article34489617.ece (датаобращения: 24.11.2021).
Roberts, A. R., De Schutter, B., Franks, K., and Radina, M. E. Older Adults’ Experiences with Audiovisual Virtual Reality: Perceived Usefulness and Other Factors Influencing Technology Acceptance. Clin. Gerontol. 2019.
Seifert A. The Use of Virtual and Augmented Reality by Older Adults: Potentials and Challenges Front. Virtual // School of Social Work, University of Applied Sciences and Arts Northwe tern Switzerland, 2021 URL: https://doi.org/10.3389/frvir.2021.639718 (датаобращения: 24.11.2021).
Serva Ch. Service Delivery for Older Adults Instructor //Gerontology for Teachers: Professional Development - Study.com. 2021 URL: https://study.com/academy/lesson/service-delivery-for-older-adults.html
Wiederhold, B. K. How Virtual Reality Is Changing the Reality of Aging. Cyberpsychology Behav. Soc. Netw. 23. 2020. P. 141–142.
Zamir S., Hennessy H., Taylor B., Video-calls to reduce loneliness and social isolation within care environments for older people: an implementation study using collaborative action research //, BMC Geriatrics volume 18, Article number: 62 .2018. p.54