Многократное увеличение информационного потока и возникновение дополнительных источников, таких как телевидение и Интернет, стимулируют современных учителей задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы школьников, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основные из них познавательный.
Благодаря отображению культурно-исторических ситуаций развивается интерес к предмету, положительное психологическое отношение к его изучению. Формирование познавательных интересов студентов в обучении может происходить по двум основным направлениям: с одной стороны, само содержание учебных предметов содержит эту возможность, а с другой - через определенную организацию познавательной деятельности студентов.
Учитель, как отмечает Н.Г. Гашаров отмечает, что «при работе с детьми он должен применять задания историко-математического содержания, а для этого он должен обладать навыками включения исторического материала в тему урока и методическими приемами изложения этого материала в классе». [4,с.84].
Говоря о решении проблем, в том числе старых, Н.Б. Истомина называет их функции:
"- постановка задачи - внедрение новых концепций
- повторение и закрепление изученного материала,
- контроль за уровнем ассимиляции,
- применение изученных знаний на практике и др. » [6].
Наряду с этим назовем развивающие функции решения древних проблем:
- развитие умственных способностей студентов,
- формирование у них научного, теоретического и математического мышления.
Есть задачи, условия которых заданы в виде набора разрозненных элементов, при их решении человек должен сформировать возможные варианты, проверяя и оценивая эффективность которых, он выбирает наиболее оптимальный. Выделяют следующие последовательные этапы процесса принятия планового решения:
«1)получениеинформации;
анализинформации;
выявлениепроблемнойситуации;
формированиецелей;
построениемоделейсистемы;
разработка перечняальтернативи ихследствий;
прогнозальтернативиих следствий;
формированиекритерияи(или)профиляпредпочтения;
постановказадачи;
поискпроцедур решениязадачи;
выбор;
корректировкарешения;
реализациярешения»[5].
Для использования старинных задач на уроках математики,
Васильева,А.В. предлагает примерный план по подготовке к урокам, на которых следует:
«- запланировать использование исторического материала для
активизациипознавательнойдеятельностимладшихшкольников: определить
местофрагментаэтого материалавходеизучениярассматриваемойтемы;
выяснить,скакимиэлементамиэтойтемыцелесообразносвязатьиспользованиесоответствующегоисторическогоматериала;
определить место сведений из истории математики в уроке,возможностьего использования;
выбрать издоступныхсредствподачиматериалате,которыедаютна вашвзгляднаиболееэффективныерезультатынаданномуроке;
спланировать внеклассные мероприятия, на которых данные вопросымогутбытьобсуждены болееполно»[3,с.84].
Важнейшим средством формирования у студентов глубокого интереса к предмету математики, к исторической справке является постановка перед ними проблемных задач, а именно древних задач. Эти задания выполняют вводную и мотивационную функцию. На этом этапе старая проблема не решается, а только ставится, а затем процесс изучения темы организуется и осуществляется как процесс решения проблемных задач.
Примертивная и конкретизирующая функция. Учащиеся знакомятся с различными математическими понятиями, историческими сведениями, событиями. Эти понятия предоставляют собой обобщенное и абстрактное отражение реальных явлений и процессов, их особых свойств. Для того, чтобы учащиеся проникли и глубже осознавать сущность понятий, их смысл, рекомендуется иллюстрировать и конкретизировать эти понятия достаточным представлением примеров старинных задач.
Иллюстративно-конкретизирующая функция. Студенты знакомятся с различными математическими концепциями, исторической информацией и событиями. Эти понятия представляют собой обобщенное и абстрактное отражение реальных явлений и процессов, их особых свойств. Для того, чтобы учащиеся проникли и стали более глубоко осознавать суть понятий, их значение, рекомендуется проиллюстрировать и конкретизировать эти понятия на достаточном количестве примеров древних заданий.
Формирование математических навыков и умений (письменные и устные, измерения
простейших величин, сравнение их между собой, процентные вычисления и т. Д.) Формируются не только при решении частных примеров, но и в основном в процессе решения нестандартных проблемы, в данном случае древние.
Формирование общеобразовательных умений (чтение, письмо, рациональное пользоваться учебной и справочной исторической литературой, правильно и точно оформлять свои записи, проявлять самоконтроль и самооценку учебной работы и т. д. Решение специально подобранных старинных задач способствует формированию всех этих навыков.
Моделирование - основной метод познания окружающей действительности. «Математическое моделирование - это общий метод математического исследования реальных явлений, математическое решение проблем, возникающих при их изучении. Некоторые из имеющихся старых задач» позволяют студентам сформировать представление о них как о математических моделях и в то же время сформировать свое отношение к ним. проблема как объект глубокого изучения и исследования»[2].
И.В. Абрахманова разработала методические рекомендации для учителя по методике использования старых задач на уроках математики:
«1.Усвоение содержания древней задачи. Невозможно приступить к решению старой проблемы, не понимая, в чем состоит задача, то есть не установив, какие данные и желаемое или посылки и выводы. Не торопитесь решать проблему, но это не значит, что проблему нужно решать как можно медленнее. Это означает, что решению старой проблемы должна предшествовать подготовка, которая заключается в следующем:
сначаласледуетознакомитьсясзадачей,внимательнопрочитавеесодержание.Приэтомсхватываетсяобщаяситуация,описаннаявзадаче.
ознакомившисьсзадачейнеобходимовникнутьвеесодержание,выделитьискомыеи данные.
если старинная задача связана с фигурами, то полезно сделать чертеж кзадачеиобозначить на чертежеданные иискомые.
еслиданныеилиискомыевстариннойзадаченеобозначены(типичныйслучай старинныхзадач),надоввестиподходящиеобозначения.
Составление плана решения. Составление плана решения старой проблемы - главный шаг к ее решению. Поэтому крайне необходимо предлагать студенту ненавязчивые вопросы, советы, которые помогут ему лучше и быстрее составить план решения старой проблемы. Реализация плана решения старинной задачи. План указывает лишьобщийконтуррешениязадачииприрешенииучащемусяследуетпридерживатьсянекоторымсоветам:-проверяйкаждыйсвойшаг,убеждайтесь, что он совершен правильно. Нужно доказывать правильностькаждогошагассылкаминасоответствующие,известныеранеематематическиефакты,предложения.-приреализациипланазаменитетерминыисимволыихопределениями.
Анализ и проверка правильности решения старинной задачи. Анализ решения задачи, проверка решения и достоверности результата должны быть этапом решения задачи. Проверка результата может быть различными способами. Проверяя правильность хода решения, тем самым убеждаемся и в правильном результате. Второй способ проверки результата получения решения того же результата метода другого метода задачи. Здесь уместны вопросы: «Нельзя ли тот же результат получить иначе?», «Решите задачу другим способом» [1].
Эти рекомендации по решению старых проблем позволяют решить множество других проблем, но не могут служить рецептом решения какой-либо проблемы. Эти рекомендации, основанные на совете Д. Пояи, правильно ориентируют ученика на поиск решения старой проблемы, сокращают время на решение многих задач.
Таким образом, из всего вышесказанного, мы видим, что при использовании старинных предметов на уроках математики необходима постановка проблемы; введение новых понятий; повторение и закрепление изученного материала; контроль за уровнем усвоения; применение изучаемого на практике.
Для этого педагог должен иметь навыки включения исторического материала в тему урока и методические приемы изложения этого материала на занятиях с учетом целесообразности использования соответствующего материала; наличие материала для наиболее эффективных результатов на этом занятии.
Литература:
Абдрахманова,И.В.Методикаиспользованияучебно-познавательных задач для формирования логических операций у в процессеобученияматематике// И.В.Абдрахманова[Электронныйресурс].
Александрова,Т.С.Методикаразвитияматематическойдеятельности младших школьников// Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер4.
Васильева,А.В. Формирование самоконтроля и самооценки школьников на уроках математики // Начальная школа. Проблемыиперспективы,ценностииинновации.–2015.–№8.–С.45–48.
Гашаров,Н.Г.Использованиесведений изисторииматематикив начальнойшколе/ Н.Г.Гашаров,А.А.Омарова,Н.Г.Магомедов// Мирнауки, культуры,образования2017.– №2(63). – С.84 –86.
Демидова, Т.Е. Формирование умений самоконтроля у младшихшкольниковнаурокахматематики/Т.Е.Демидова,И.Н.Чижевская//Начальная школаплюс.– 2019.– №10.– С.10 –15.
ИстоминаН.Б.Методикаобученияматематикевначальныхклассах / Н.Б. Истомина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2018. –288с.