ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, ОБЛАДАЮЩЕЙ КАЧЕСТВАМИ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА РОССИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, ОБЛАДАЮЩЕЙ КАЧЕСТВАМИ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА РОССИИ

Гладких В.В. 1, Бокова М.М. 1, Лысунов М.И. 1, Бондаренко Н.Е. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дискуссии в отношении понятия «патриотизм» ведутся еще со времен античности. В древней Греции и Италии понятие «родина» (patria) использовалось для обозначения меcта проживания – города или небольшого поселения. В работах Аристотеля, Демокрита, Геродота термин «патриот» (patriota) соотносится с гражданами только своего государства или города. Понимание патриотизма менялось в различные исторические периоды. Во время французской революции (период 1789-1793 годов) возникло новое содержательное наполнение понятия «патриот». Патриотами называли защитников завоеваний революции, «борцов» за народное дело, выступающих за народное единство и солидарность, а понятия «патриот» и «революционер» в периоды Революций в различных странах стали использовать как синонимы. В дальнейшем, с появлением термина «национализм», содержательное наполнение понятия «патриотизм» изменилось. Сначала эти понятия считали идентичными. В дальнейшем, эти понятия стали противопоставлять друг другу, хотя и в настоящее время в зарубежной литературе термины «патриотизм» и «национализм» иногда используются в качестве синонимов.

В словарях С. И. Ожегова и В. И. Даля, «патриотизм» трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу», как «защитник Отечества», «неравнодушный к Родине». Таким образом, за современным понятием «патриотизм» закрепились следующие элементы – любовь и преданность государству, народу, малой общности.

В науке сформировалось несколько направлений трактовки сущности патриотизма: государственно-монархическое и православно-монархическое направление (во Времена Российской Империи), религиозное направление (православие, самодержавие, народность), классовое направление с идеями пролетарской солидарности, содружества (после Октябрьской Революции) и др. [1].

Военно-профессиональная направленность определения сущности и содержания понятия «патриотизм» стала более явно просматриваться в период правления Петра Первого, когда проходило развитие флота и укрепление обороны государства. Патриотизм стал рассматриваться как «преданность Отечеству, безоговорочная преданность государю, почитание воинского устава и обычаев, готовность к защите чести своего мундира» [2].

С развитием в XVIII веке педагогических идей и теорий впервые стали формироваться представления о патриотическом воспитании: о принципах, способах, условиях патриотического воспитания молодого поколения. Екатерина Вторая при разработке базовых идей патриотического воспитания опиралась на австрийскую школу, на основе которой, в последствии российский педагогический деятель Ф. И. Янкович (1741-1814), впервые составил учебники на русском языке, содержащие различные уставы и инструкции для учителей. Свою первую работу, именовавшуюся «Руководство учителям народных училищ», он посвятил разработке методики организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях таким образом, чтобы у всех обучающихся было сформировано одно из таких важных личностных качеств как гражданственность и патриотизм. В дальнейшем в педагогике вопросы формирования патриотизма нашли свое отражение в трудах В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, М. М. Сперанского, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и др.

В России, деятелями разных исторических эпох вопрос о сущности патриотизма сводился к совокупности идей, способных оказать нравственно-волевое влияние на сложившиеся устои жизни русского народа. Патриотизм рассматривался не только как отечественное объединение и согласие, как стремление гражданина защитить свою Родину, как готовность нести ответственность за судьбы Родины, но и как моральный долг перед человечеством.

Особо актуальным патриотическое воспитание становится после революции 1917 года. В данный период считали, что процесс формирования государственного патриотизма требует необходимости сочетания общего образования с производительным трудом и профессиональным обучением гражданина инициативного, осознающего истину и справедливость, желающего реализовать себя на благо государства.

Новая методика воспитания патриотов основана на формировании личностных, индивидуально-творческих, субъектно-мировоззренческих ценностей. В работах А. С. Макаренко по патриотическому и гражданскому воспитанию молодого поколения говорится о том, что каждый воспитанник «должен быть патриотом своей Родины: быть трудолюбивым, храбрым, мужественным, честным», а образовательное учреждение «должно обучать наукам, воспитывать в обучающихся дисциплинированность, развивать организаторские способности, формировать гражданскую, государственную позицию».

Все это свидетельствует о том, что в педагогике в советский период получили закрепление идеи формирования патриотизма с помощью воспитания активных граждан, как в ходе обучения в школе, так и в рамках профессионального обучения [2].

В период Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания приобретает новый контекст. В этот период у населения страны чувство патриотизма проявилось массовыми героическими поступками не только на линии фронта, но и в тылу. Понятие государственного патриотизма нашло место и в послевоенное время, в период восстановления государства. В трудах педагогов данного периода представлены различные направления патриотического воспитания молодежи. Так, В. А. Сухомлинский считал, что главная цель педагога заключается в необходимости организовать процесс обучения так, чтобы «воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине».

Особенности общественного развития в послевоенный период и становления государства способствовало развитию идеи воспитания патриотизма у граждан не только на основе общественно-полезного труда, но и на понимании беззаветного служения Родине в рядах Вооруженных Сил [4].

В 70-х годах патриотизм и гражданственность рассматриваются как единое целое. В качестве основных стимулов общественной деятельности и сознательности выступают общественный долг, совесть, честь, ответственность и достоинство человека, родной язык и родная литература, народные традиции, нравственные и культурные ценности, общественные идеалы, а также используемые формы, средства и методы воспитания, способствующие развитию у молодого поколения любви к Родине, готовности к ее защите. Патриотизм рассматривается как одна из наиболее значимых ценностей, присущих и государству, и обществу.

Таким образом, патриотизм – это преданность традициям, сохранение культурных ценностей, почитание старшего поколения, привязанность к своей малой Родине. Все эти качества в совокупности характеризуют патриота. Патриотизм – это, во-первых, фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора; чуткое понимание и переживание своей родственности со своей Родиной (Отчизной), видение своих корней в ее существовании независимо от политической или социальной формы; во-вторых, патриотизму никогда не будет характерен национальный шовинизм или расовая дискриминация. Патриотизм включает любовь и гордость людей за свое государство, его политический и экономический строй, достижения многонациональной культуры и может проявляться во всех областях и сферах деятельности человека (трудовой, общественно-политической и др.). По мнению современных авторов, основными элементами патриотизма являются «готовность к защите своего государства, любовь к Отечеству, непримиримость к любым террористическим и националистическим проявлениям, принятие нравственных норм, знание национальной культуры и традиций, гражданственность, национальное достоинство, гордость и честь». С. Н. Булгаков в содержательное наполнение понятия патриотизм включает такие составляющие как «поддержание интересов государства», «преданность Родине», «стремление защитить свое Отечество», «уважение традиций народов многонационального государства», «гордость за историческое и культурное прошлое» [2].

В современных условиях процесс формирования государственного патриотизма происходит на фоне трансформации ценностных ориентаций молодежи. При существующей неопределенности путей, форм и средств формирования патриотизма у молодежи, требуется целенаправленная воспитательная работа с учетом социально-психологических особенностей обучающихся и специфики профессиональной подготовки в образовательном учреждении [5].

ЛИТЕРАТУРА

Ефименко Н. А. Субъекты формирования патриотической культуры: государственный, региональный и муниципальный уровни: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии / Н.А. Ефименко. – Краснодар, 2012. – 22 с.

Булгаков С. Н. Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология / С. Н. Булгаков. – Москва: АКИРН, 1996. – 205 с.

Ворошилова И. С. Диагностика патриотизма в структуре мониторинга личностно-профессионального развития студентов / И. С. Ворошилова, Д. А. Романов, Е. С. Киселёва // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». – 2015. – № 5. – С. 130–144.

Воспитание патриотизма как приоритет профессионально-личностного развития будущих офицеров / О. А. Лактюхин, А. В. Бражников, В. И. Воробьев, А. О. Лактюхин и др. / Профессионально-личностное становление и развитие специалиста: история и современность. Сборник статей. – Рязань: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Концепция», 2017. – 250 с.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»

Просмотров работы: 32