Воспитание военнослужащих – сложный процесс, направленный на формирование здорового взгляда на жизнь, независимо от возраста воспитанников. В данной статье мы рассмотрим принципы воспитания, а также выделим проблемы, которые возникают в процессе воспитательной деятельности офицера-воспитателя.
Целью данной статьи является раскрытие роли офицера-воспитателя в жизни курсантов, а одной из задач – изучение принципов воспитательного и педагогического процесса офицером – воспитателем, его профессиональный портрет.
Общество, государство формируют цели и требования к курсантам, воинам Вооружённых Сил, создают экономические, социальные, правовые, кадровые, нравственные и иные условия для воспитания.
Описание качеств и задач воспитательной работы, как правило, приведено в военной присяге, воинских уставах, в руководящих документах. Перечень качеств, необходимых той или иной категории военнослужащих, образует своеобразную модель личности воина-специалиста. В самом общем плане в них могут быть включены патриотизм, войсковое товарищество и дружба, честь, достоинство, дисциплинированность, мужество, смелость, решительность. Эти общие для всех военнослужащих качества в практической работе можно дополнить и другими в зависимости от специфики службы, профессии, должности, индивидуальных особенностей каждого воина, уровня его развития, степени сформированности у него тех или иных качеств. На основе общей цели и модели, включающей в себя различные качества, осуществляется отбор содержания воспитательной работы, то есть тех знаний, положений, целей, теорий, которые обеспечивают формирование личности, необходимых качеств.
Так какими же качествами должен обладать курсовой офицер-преподаватель? На мой взгляд – это патриотизм, чистота помыслов, коммуникабельность, целеустремленность, упорство и терпиливость, эмпатия, высокая степень ответственности. Офицер-воспитатель должен стать примером для курсантов, воинов.
Одной из главных задач офицера-воспитателя является сплочение коллектива, объединение его единой целью и задачами, умение сформировать боевой дух.
Офицер-воспитатель должен быть опрятным, тем самым прививать воспитанникам культуру, уметь говорить грамотно, убедительно, аргументируя свою точку зрения.
Также одним из успешных аспектов работы офицера курса является правильное духовно-нравственное воспитание. Нельзя забывать о том, что именно офицер, занимающий такую должность, вкладывает в курсантов основы нравственности, у каждого, однако, есть свои методы, например, посещение музеев, выставок, театров, просмотр фильмов.
Помимо духовно-нравственного воспитания офицер-воспитатель должен особое место уделить военно-патриотическому воспитанию курсантов. Сегодня, во время нестабильной, сложной политической обстановки вокруг нашей страны, это является наиболее сложным процессом. СМИ пестрит информацией, которая зачастую вызывает негативное отношение к здоровому формированию чувства патриотизма. Задача воспитателя – направить курсантов на здоровое восприятие ситуации, научить «фильтровать» достоверность информации, сохраняя спокойствие и уверенность, товарищеский дух.
Как упоминалось ранее, офицер-воспитатель должен быть примером для курсантов, пользоваться уважением в коллективе. Мы часто слышим выражение «кнут и пряник». Полагаем, что это определенно действенная модель стимулирования работы с курсантами, хотя многие считают ее устаревшей и неэффективной. Но здесь имеется в виду, что курсовой офицер-воспитатель не должен внушать страх курсанту, а обоснованное уважение, не допускающее панибратское отношение, в тоже время, не принижающее значимость курсантов в процессе выполнения тех или иных задач. Особо следует обратить внимание на необходимое, обязательное поощрение отличившихся. Воспитателям, как людям опытным и знающим, иногда представляется элементарным выполнение всех требований воинской службы, отсюда нередко нетерпение в работе с молодыми и неопытными воинами, нежелание «лишний» раз объяснить содержание и значение того или иного дела, что зачастую говорит о некомпетентности или профессиональном выгорании специалиста.
Метод «воспитание в коллективе и через коллектив» обоснован известным педагогом А.С. Макаренко. Жизнь подтверждает, что этим принципом всегда руководствовались в российских Вооруженных Силах. Природа принципа кроется в традиционной общинной русской психологии, в коллективистском характере самой воинской службы и боя, в коллективной по своей сути воинской организации, особенно в первом эвене, где воины взаимодействуют и постоянно находятся в непосредственном контакте. Опять же, метод не новый, но на наш взгляд эффективный.
Также офицер-воспитатель должен быть психологом. Найти общий язык с каждым воспитанником – сложный процесс, особенно, когда речь идет о подростках и молодежи, ведь у каждого свой, уже сложившийся характер. Также стоит взять во внимание проявление нездоровых лидерских качеств, которые зачастую являются аккумулятором негативной атмосферы в коллективе. И как известно, особенно в мужском коллективе выявить такие проблемы достаточно сложно, так как прийти и рассказать о возникшей проблеме может не каждый военнослужащий, независимо от его возраста. Поэтому офицер-воспитатель обязан изучить личную карточку каждого воспитанника, знать сильные и слабые стороны его характера, направить его умения в «правильное русло».
Среди подростков и молодежи есть модное слово «буллинг», когда сверстники издеваются над одним или несколькими людьми, унижая их честь и достоинство, что может вызвать у жертвы буллинга чувство мести, спровоцировать суицидальные наклонности. Здесь также необходимы педагогические и психологические умения и навыки военного воспитателя, чтобы выявить проблему как можно раньше и на ранней стадии решить ее.
Как мы видим, работа военного воспитателя является фундаментальной и носит собирательный характер. По большей части, воспитательный процесс достаточно индивидуален и требует интуитивного и творческого подхода. Существуют тысячи методических рекомендаций, разработанные преподавателями и психологами-теоретиками, которыми можно руководствоваться, но личный опыт является лучшим методическим пособием. Да, иметь теоретические знания просто необходимо, но ни одна теория не сравнится с практикой. Поэтому в процессе обучения в военном вузе курсанты получают тот самый практический опыт, глядя на своих офицеров-преподавателей и офицеров-воспитателей, перенимают у них опыт работы, их навыки в воспитательной работе с военнослужащими, а значит, получают те самые бесценные знания для будущей профессиональной деятельности.