Современный этап подготовки военных специалистов характеризуется коренной перестройкой и модернизацией профессионального образования. Это обусловлено, прежде всего, динамичностью экономических, политических и социальных процессов в России. Все это выдвигает новые требования к подготовке курсантов, одним из которых является умение быстро перестраиваться, адаптироваться к новым ситуациям и гибко реагировать на изменившиеся условия и требования в современном образовании.
Данная статья посвящена проблеме формирования личностно-профессиональных качеств курсантов в современных условиях с опорой на духовные качества российского война со времен А.В. Суворова.
Среди боевых качеств каждого военнослужащего, особенно командиров высокого уровня, обязательно должна быть инициатива. Инициатива – предприимчивость; умение самостоятельно действовать в нужный момент, в сложной обстановке, но в рамках поставленной задачи. Требование инициативы является условным и предполагает рассуждение. Инициатива есть духовное начало, особого рода действенная самостоятельность, проявленная при учете всех условий данной обстановки и имеющая своей целью достижение определенной задачи с наиболее совершенным результатом.
Инициатива может проявляться в двух видах: во-первых, в более ограниченном, когда данное лицо при наличии в его распоряжении определенных средств само избирает тот или иной способ действия для использования их в видах достижения поставленной свыше цели с наименьшими усилиями и жертвами и во-вторых, в более широком, когда при изменении обстановки и невозможности получить своевременные указания от старшего начальника данное лицо не только избирает способ действия, но в интересах общего дела ставит себе и новые частные цели, вытекающие из основной идеи общих действий.
Пользоваться частной инициативой в указанном смысле является обязанностью каждого командира и начальника, какую бы низкую ступень он не занимал в иерархической лестнице командного состава, но вместе с тем это есть и его неотъемлемое право, лишать которого не должен и не может никто.
С этой точки зрения нужно различать, не смотря на основную сущность инициативы, ее действенную самостоятельность, два рода инициативы – активный, проявляемый в обоих указанных выше видах начальником, непосредственно выполняющим действия для достижения поставленной задачи, и пассивный, заключающийся в том, чтобы не стеснять и не мешать проявлению подчиненными активной позиции. С изменением средств ведения вооруженной борьбы, использование инициативы в разные времена было различно.
Начиная с Александра Македонского и вплоть до конца XVII в., право пользования инициативой представлялось только начальникам тех войсковых соединений, которые содействовали на далеком расстоянии и совершенно не были связаны с руководящим центром.
Оценивая все колоссальное значение частной инициативы и стремясь к возможно более широкому ее использованию, нужно помнить, что такое представление инициативы командирам требует: во-первых, признания в ряду с единой волей главнокомандующего, в области боевых действий, власти части начальников; во-вторых, серьезного знания командирами военного искусства и широкого понимания ими военного дела; в-третьих, высокого развития характера, моральной храбрости, и в-четвертых, высокого нравственного развития, доходящего до полного отрешения от самого себя, от преследования, в ущерб общему делу, каких бы то ни было личных интересов.
Достигнуть же всего этого можно только путем воспитания, которое основывается на привитии убеждения всех степеней в громадном значении частной инициативы, необходимости пользоваться ею и целесообразности такого пользования в возможно широкой мере пользоваться предоставляемой им разумной инициативой, как в деятельности служебного порядка в условиях текущей работы, так и при специальных занятиях по боевой подготовке войск.
Фридрих II говорил, что избегает рукопашного боя, так как «там решает дело рядовой», а как раз на рядового он не мог положиться. Совершая марш через лес, поле с высокой рожью или другую местность, где можно легко укрыться, он всегда заранее оцеплял такие районы пикетами жандармерии, но тем не менее дезертирство из прусской армии было необычайно велико. Невысоки были боевые качества и прусских офицеров, высшая добродетель которых заключалась в том, чтобы, не рассуждая, с «тупой» исполнительностью повиноваться приказам.
В суворовских же войсках, где основой всего была не мертвящая палочная муштра, а разумная дисциплина («душа наша, мать родная, святая дисциплина» - говорили суворовские солдаты), дело обстояло иначе. Солдаты русской национальной армии верили, что они сражаются за Родину. Поэтому они служили с гораздо большим чувством ответственности, проявляя инициативность, неизменно выказывая храбрость и готовность к лишениям. В такой армии можно было положиться на каждого солдата, на каждого офицера, и потому можно было всячески использовать их индивидуальные боевые качества. Став фельдмаршалом, Суворов продолжал заниматься чуть ли не с каждым солдатом.
- Всякий солдат к тому должен быть приведен, чтобы сказать ему можно было: «Теперь знать тебе больше ничем не остается, только бы выученного не забывал,» - таков лозунг Суворова в деле воспитания солдат.
Он обращал главное внимание на то, чтобы выработать в войсках сноровку, инициативность и храбрость. Приучить солдат к самостоятельному мышлению. С этой точки зрения любой ответ был хорош, лишь бы в нем проявлялась находчивость и инициативность солдата.
На поле боя он требовал от всех воинских чинов уменья разобраться в обстановке и действовать сообразно с ней, ставя на первый план не столько успех своей части, сколько осуществление общего замысла боя. При этом он указывал на разумное применение частной инициативы на поле боя в целях лучшего выполнения отданного приказа.
Суворов сам проявлял в широкой степени инициативу вплоть до отдачи приказаний неподчиненным им частям армии Императрицы, раз обстановка того требовала и вел кампании наступательно, когда указывалось вести ее оборонительно. А своим подчиненным предоставлял полную самостоятельность в условиях достижения поставленной общей задачи и не отказывался от этого принципа даже тогда, когда подчиненные не оправдали в этом отношении его ожиданий.
Времена Суворова давно прошли, но с тех времен армия лишь крепла и набирала силы. Мы должны твердо знать и ясно осознавать, что ныне только такой армии обеспечен боевой успех, которая будет пропитана духом инициативы и что русскую армию легко воспитать в этом духе, ибо зачатки инициативы, несомненно, имеются в наших национальных свойствах, а богатая сокровищница нашей истории военного искусства представляет обильный материальный и моральный источник, из которого щедрой рукой можно черпать обширные средства для развития этого важного духовного начала, несущего боевое счастье и победу.
Список литературы:
1. Бескровный Л.Г. Очерки по источниковедению военной истории России. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 453 с.
2. Военное искусство рабовладельческого и феодального общества. Сб. материалов для военных училищ / Отв. ред. В.Ф. Воробьев. М.: Военное изд-во Военного министерства СССР, 1953. Вып. 1. 455 с.
3. Жилин П.А. Военно-теоретическое наследие А.В. Суворова // Жилин П.А. О войне и военной истории. М., 1984. С. 487-492.
4. Не числом, а умением!: Военная система А.В. Суворова / Сост. А.Е. Савинкин и др. М.: Русский путь, 2001. 615 с. 5. Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Воениздат, 1987. 40 с.