Креативность - это самый сложный для овладения навык мышления, а также самый востребованный. Мы ценим это в нашей музыке, развлечениях, технологиях и других аспектах нашего существования.
Творчество всегда начинается с воображения, и история показывает, что многие вещи, которые мы воображаем, позже действительно создаются. Джин Родденберри представил флип-коммуникаторы Star Trek в 1966 году, а Motorola выпустила их в 1996 году. В середине 1800-х годов Августа Ада Кинг представила язык для вычислительных машин, которого даже не существовало; сегодня ее почитают как основателя современных языков программирования.
Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды [4].
Нет единого мнения относительно определения креативности, но она была общепринята как способность создавать творческие продукты. Творческий продукт определяется как нечто новое, оригинальное и подходящее или ценное в определенном контексте [10].
Креативность возникает в результате мышления, и человек может развивать креативность независимо от возраста. Школьная среда является одной из наиболее подходящих областей для обучения творческому мышлению, если она разработана с учетом культуры мышления, и этот процесс проходит под руководством учителя. Торранс (1977) подчеркивает важность обеспечения позитивной среды, которую учителя могут создать со школьниками, и безопасной среды, в которой ученики могут самостоятельно выражать себя, не подвергаясь осуждению. Урбан (2007) рекомендует развивать креативность с конструктивной критикой, ошибками, допусками и юмористической обстановкой в классе, где поддерживаются интересы учащихся[5].
Креативность - важный аспект обучения. Благодаря творчеству ученик приобретает позитивное отношение к учебе и ему становится интереснее учиться.
Благодаря творчеству школьник активирует пассивную информацию, преобразуя ее в продукт. Благодаря творчеству, приобретенному в юном возрасте, люди могут легче решать свои повседневные жизненные проблемы и становиться более продуктивными во взрослом возрасте. Это одна из главных целей образования: сделать учеников хорошо подготовленными к их будущей жизни и воспитывать их как продуктивных граждан.
Несмотря на наблюдаемую потребность в развитии креативности в учебной программе, существует общая тенденция к воспроизведению моделей преподавания и обучения и ограничение на поиск учителем процедур обучения креативности, что предполагает незначительное развитие креативности у учащихся с преобладанием репродуктивного обучения [5].
«Мое образование было прервано только моим школьным обучением» сказал Черчилль. Физик Митио Каку говорит: “Мы все рождаемся учеными, но часто теряем чувство любопытства в школьные годы”. Школа обычно является местом, где детей формируют, следят за академическим развитием.
Можно найти дилемму в школе, где пытаются привить культуру творческого мышления. Является ли школа местом, где учат творчеству, или это место, где проводится творческое обучение?
Ожидается, что методы и приемы преподавания будут творческими и инновационными в школе, миссия которой состоит в обучении учащихся, обладающих навыками творческого мышления.
Исследования креативности показали, что юмор положительно влияет на способность генерировать большее количество идей, а также улучшать качество творческого мышления в группах (Shade & Shade, 2016). Тем не менее, учителя превращают учебную среду в более серьезное место для достижения как управления классом, так и завершения учебной программы. Кроме того, домашнее задание также направлено скорее на закрепление усвоенных уроков, чем на развитие навыков мышления учащихся.
Можно разделить творческое мышление на два, как и все другие виды мышления: пассивное мышление и активное мышление. В конце пассивного творческого мышления нет действия или конкретного продукта. На самом деле, большинство людей думают своим умом и генерируют творческие идеи каждый день и каждый раз, но творческие идеи, которые не реализованы, мало что значат. А активное творческое мышление – это какое либо действие, которое превращается в продукт, например, произведения творчества, такие как рассказ, поэзия, роман, драма, изобретение, дизайн, живопись, решение проблем. Конечно, одной способности творческого мышления недостаточно для появления этих продуктов, но в то же время необходимо обладать хотя бы минимальной способностью воплощать мысль.
Развитие навыков творческого мышления имеет важное значение для превращения творческого потенциала в творческую деятельность. То есть, если сознательно и добровольно развивать творческие навыки, каждый индивид сможет преобразовать свой творческий потенциал в творческое поведение [2].
Исследования творчества в области образования показывают эффективное и реальное развитие творчества, если в этом направлении будут предприняты соответствующие усилия на всех уровнях образования от дошкольного до высшего образования [1]. Кроме того, были найдены доказательства, свидетельствующие о важности роли воспитателя как основы для развития творческих способностей и возможности направлять раннее развитие творческих способностей ребенка [9].
При проектировании учебного процесса учителя могут планировать и составлять учебные программы и предоставлять инструменты, которые дают учащимся возможность голоса и выбора, чтобы они могли проявлять творческий подход. Во время учебной практики нами были выявлены действия успешных учителей по развитию творческих способностей у своих учеников.
В МБОУ Лицей при УлГТУ учителя организовывали учебные мероприятия, которые позволяют учащимся исследовать свои творческие способности релевантными, интересными и стоящими способами. Пример в классе: Учащимся четвертого класса преподносят образец горных пород. Они должны разработать тесты, чтобы определить, какие породы у них есть, основываясь на определениях, которые они изучили. Студенты находят свои собственные способы определения различий в твердости, цвете и формах.
Другой пример в классе: Учащиеся третьего класса каждую неделю создают комиксы, посвященные другому члену класса или взрослому в школе. Каждая книга полна страниц, нарисованных каждым учеником. У них есть полная свобода изображать то, что нравится человеку и как они его воспринимают.
Педагоги придерживаются девиза «Цените творчество, празднуйте и вознаграждайте его». Ученики третьего класса изучают многоугольники, и чтобы проверить, знают ли они эту концепцию, учитель выводит их на улицу и дает каждому ученику мелок для тротуара. Каждому студенту дается задание нарисовать несколько примеров многоугольников.
Как только ученики справятся с этим, учитель говорит ученикам преобразовать эти формы во что-то, что они любят. Ученики хотят показать всем своих котят, роботов и драконов на основе геометрии, а затем иметь возможность объяснить всему классу, почему они им понравились.
Педагоги обучают учащихся и другим навыкам, необходимым им для творчества. Например, второй класс изучает концепцию заморозки. Учитель задает один вопрос, чтобы они начали: “Замерзает только вода?” Затем студенты разрабатывают эксперимент, чтобы определить, какие другие вещи замерзают. Ограничение заключается в том, что они могут использовать только то, что у них есть в классе в то время. Ученики составляют список вещей, которые они оставят снаружи, чтобы посмотреть, не замерзнут ли они: вода, сок, уксус, клей, средство для чистки стекол, зубная паста и бумага. На следующий день они обсуждают свои выводы и ведут увлекательные беседы о том, почему бумага жесткая, а уксус не замерз.
Первоначальная дискуссия среди детей о том, что может заморозиться, развивает такие навыки, как отстаивание своих идей и компромисс. Последующее обсуждение поощряет дедуктивные рассуждения и активное слушание.
Учителя устраняют ограничения для творчества и предоставляют ученикам пространство и рамки, в которых они могут проявлять творческий подход. В частности, ученики шестого класса готовят костюмированные спектакли на Хэллоуин. Чтобы надеть костюмы в школу, учащиеся должны написать пьесу, которая включает каждого из их персонажей в сюжет, а затем представить пьесу. Например, они должны придумать, как будут взаимодействовать гигантская банка содовой и Чудо-женщина-супергерой. Ученикам нравится этот вызов.
Креативность - это черта, которая питает будущее. И то, и другое служит для вдохновения студентов и должно быть интегрировано в каждую часть обучения.
Цель данной статьи - стать аргументом в поддержку развития креативного мышления учащихся, чтобы поощрять их навыки, которые впоследствии могут привести к чему-то новому.
Используемые источники:
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2000.
2.Белухина Н.Н., Шубович М.М. Непрерывное образование и современная цифровая образовательная среда в сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании 2018. V Международная научно-практическая конференция. 2018. С. 624-628.
3. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128с.
4. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990
5. Еремина Л.И., Бибикова Н.В., Белухина Н.Н. Креативные технологии подготовки вожатых в педагогическом вузе Учебно-методическое пособие / Ульяновск, 2017.
6. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 1999 – 25-44 с
7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
8.Amabile, T. M. (1983). The social psychology of creativity: a componential conceptualization. Journal of Personality and Social Psychology, 45 (2), 357-376.
9. Barron, F. (1968). Creativity and personal freedom. New York: Van Nostrand.
10. Kim, K. H., Cramond, B., & VanTassel-Baska, J. (2010). The relationship between creativity and intelligence. In J. C. Kaufman & R. J. Sternberg (Eds.), The Cambridge handbook of creativity (pp. 395-412). New York: Cambridge University Press.
11. Leggett, N. (2017). Early Childhood Creativity: Challenging Educators in Their Role to Intentionally Develop Creative Thinking in Children, Early Childhood Educational Journal, 45, 845-853.
12. Yates, E. & Twigg, E. (2017). Developing creativity in early childhood studies students. Thinking skills and creativity, 23, 42-57.