Спорт, как публичная сфера, обладает высоким многогранным потенциалом — политическим, гуманистическим, социальным, культурным. Мировое сообщество рассматривает спорт в качестве одного их эффективных инструментов для решения глобальных проблем современности, среди которых — обеспечение прав человека инвалидам. Практически перед всеми государствами стоит задача комплексной (медицинская, социальная и профессиональная) реабилитация представителей самого многочисленного сообщества современности и их равноправной интеграция в общество.
Государства в лице ООН, которая согласно своему Уставу создана в том числе для поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, без какого-либо различия, прошли длительный путь от документов рекомендательного характера, провозгласивших спорт одной из целевых областей для создания равных возможностей инвалидам, к обязательной для государств-участников базирующейся на общепризнанных принципах международного права Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. [1] (далее – Конвенция). По согласию государств- участников цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства (ст. 1 Конвенции). Спорт входит в число областей, призванных способствовать достижению цели Конвенции.
На момент проведения исследования Конвенцию подписали все государства постсоветского пространства (кроме Республики Таджикистан), а некоторые и ратифицировали ее. Российская Федерация подписала Конвенцию
В результате проведенных исследовательских работ, вопросов правового регулирования отношений в сфере адаптивного спорта (далее – АС) (в Конвенции и законодательстве Российской Федерации – спорт инвалидов) в названных государствах показали, что Конвенция оказала решающее влияние на развитие национального законодательства об АС. Так, в законодательстве большинства из них, в том числе РФ, наблюдается тенденция системного правового регулирования отношений в сфере АС, т.е. с учетом основных направлений АС (паралимпийский спорт – среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения; дефлимпийский спорт – среди лиц с нарушениями слуха, специальный олимпийский спорт – среди лиц с нарушениями интеллекта), а также ориентация на создание равных по отношению к олимпийскому спорту условий их развития и становление новых направлений АС.
В связи с подписанием Конвенции Российской Федерацией актуально исследовать национальное законодательство об АС на предмет его соответствия положениям Конвенции с целью определить направления совершенствования правового регулирования отношений в сфере АС, которые будут способствовать реализации инвалидами прав человека.
Преамбула Конвенции дает новое понимание инвалидности, согласно которому «человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе» [1]. Поэтому реабилитация (абилитация) инвалидов предполагает и изменение отношения к ним со стороны общества, чему в значительной мере может способствовать АС, демонстрируя потребности и возможности инвалидов. Документ закрепил социальный подход к инвалидности, заменив социальное обеспечение инвалидов на систему прав и свобод, что предполагает активную роль данной категории лиц в жизни общества.
Статья 3 Конвенции провозгласила следующие общие принципы: уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности и независимости, недискриминация. Полное и эффективное вовлечение и включение в общество, уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества. Равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Участие инвалидов в занятии спортом регламентирует ст. 30 Конвенции. Так, государства-участники, с целью наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в спортивных мероприятиях, согласились принять надлежащие меры:
– для поощрения и пропаганды как можно более полного участия инвалидов в общепрофильных спортивных мероприятиях на всех уровнях;
– для обеспечения инвалидам возможности организовывать спортивные мероприятия специально для инвалидов, развивать их и участвовать в них, и для содействия в этой связи предоставлению им наравне с другими надлежащего обучения, подготовки и ресурсов;
– для доступа к спортивным объектам, к услугам тех, кто занимается организацией спортивных мероприятий;
– для обеспечения детям-инвалидам равного с другими детьми доступа к участию в спортивных мероприятиях, в том числе в рамках школьной системы.
Пункт 4 ст. 5 Конвенции устанавливает, что инвалиды имеют право наравне с другими на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих. Данное положение подтверждает право глухих развивать самостоятельное направление спорта –дефлимпийский спорт. Он является неотъемлемым элементом их культуры.
Необходимо отметить, что за время подготовительного периода к подписанию Конвенции и впоследствии в белорусском законодательстве появился ряд положений, которые способствуют установлению равных возможностей и, следовательно, равных прав для представителей АС и олимпийского спорта. Так, Закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте» [2] (далее – Закон о спорте), который положил начало системному правовому регулированию АС, предложил следующие нововведения:
– одним из основных направлений государственной политики в сфере спорта определена поддержка основных спортивных движений инвалидов РФ наряду с олимпийским движением ( Закона о спорте);
– внесены дефиниции спортивных движений инвалидов РФ (Закона о спорте) и организаций, возглавляющих их, закреплены положения об оказании государством содействия указанным организациям в реализации своих уставных целей (Закона о спорте)
– установлены единые спортивные разряды и звания для всех спортсменов (Закон о спорте);
– организации, возглавляющие спортивные движения инвалидов РФ, наряду с Национальным олимпийским комитетом РФ включены в перечень организаций, осущест вляющих общественное регули рование и управление в сфере спорта (Закон о спорте), а также в число организаций спорта, с которыми взаимодействуют государственные органы (Закон о спорте);
– организации, возглавляющие дефлимпийское движение России, специальное олимпийского движение России, включены в перечень организаций спорта (Закон о спорте), в перечень организаций, совместно с которыми уполномоченные государственные органы проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно -массовую работу, (Закон о спорте), в перечень организаций, которые имеют право представлять инте ресы РФ в международных спортивных организациях, а та кже представлять Росси йскую Федерацию на мероприятиях, проводимых международными спортивными органи зациями (За кон о спорте);
– закреплены направления спорта инвалидов – параолимпийский спорт, дефлимпийский спорт, специальный олимпийский сп орт (Закона о спор те).
Федеральный За кон от 24 ноя бря 1995 го да N 181 -ФЗ «О социа льной защите инвалидов в Российской Федерации» [3] обязала местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивать инвалидам бесплатно или на льготной основе в соответствии с законодательством необходимые условия. Для свободного доступа и польз ования физкультурно-спортивными сооружениями для зан ятий физической куль турой и спортом, а та кже предоставление специального спортивного инвен таря.
Также выпол няется ряд последо вательно принимаемых государ ственных программ, предусма тривающих создание безбарьерной среды для инвалидов на вновь вводимых и имеющихся объектах физической культуры и спорта.
Несомненно, перечи сленные положения законода тельства будут способствовать реализации прав инвалидов в сфере АС на основе создания равных возможностей всем субъектам АС (спорт смены, тренеры, предста вляющие интересы инвалидов организации) по отношению к субъектам олимпийского спорта и друг к другу. Однако еще имеет место множество дискриминационных с позиции Конвенции положений, которые дифференцируют субъектов АС и олимпийского спорта по поводу предоставления различных благ, препятствуя тем са мым реализации инвалидами прав в сфере АС, а име нно:
ни од на из трех программ Государс твенного физкультурно-оздоровительного комп лекса Российской Феде рации не соде ржит модулей для инвалидов;
– За кон о спо рте в недостаточном объеме определяет правовой статус Паралимпийского комитета РФ и организаций, возглавляющих дефлимпийское движение России, специальное олимпийское движение России.
– призы спортсменам и вознаграждения их тренерам по итогам участия в Паралимпийских и Дефлимпийских играх, иных международных спортивных соревнованиях установлены в значительно меньшем размере, чем по итогам участия в Олимп ийских играх.
– раз мер именных стипендий Президента Российской Федерации за резул ьтаты, достигнутые на Парали мпийских играх и Дефлимпийских играх значительно ниже, чем за результаты, достигнутые на Олимп ийских играх. Кроме того, согласно Положения о порядке назначения и выплаты именных стипендий Президента РФ в сф ере физической куль туры и спо рта, Утвержденного Распоряжения Президента РФ от 06. 09. 1993 № 61 3- рп Росси йской Федерации «Об утвер ждении положения о стипе ндиях Президента Российской Федерации» [4 ]. В случае , ес ли количество спортсменов и тренеров, имеющих право на назначение именных стипендий, превышает их количество, учрежденное Президентом Российской Федерации, преимуществом при назначении именных стипендий пользуются в порядке перечисления: спортсмены и тренеры олимпийских видов спорта; спортсмены и тренеры параолимпийских, дефлимпийских дисциплин, неолимпийских дисциплин олимпийских видов спорта.
– для представителей АС сужен также перечень оснований для присвоения государственных наг рад в соотве тствии с Ука зом Президента Росси йской Федерации от 07.09 .2010 N 10 99 (ред. от 26.10 .2020) «О государственных наградах РФ» [5] (да лее – За кон о государственных наградах). Для присвоения почетного звания «Заслуженный тре нер России» тренерам циональных (сборных) команд Российской Федерации (Закон о государственных наградах) и первым тренерам спортсменов (За кон о государственных наградах) не принимаются во внимание результаты участия этих команд (спортсменов) в Паралимпийских и Дефлимпийских играх. В число соревнований, за дости жение высоких результатов на которых спортсменам присва ивается почетное звание «Заслуженный мастер спорта Росси йской Федерации» Закон о государственных наградах не включает Дефлимпийские игры;
– государственные стипендии учре ждены только для чемпионов Олимпийских иг р.
Также необходимо отметить отсутствие норм, регламентирующих подготовку и правовой статус специа листов для сферы АС (тренеры, классификаторы, суд ьи, сурдопереводчики и др .); недостаточность освещения в СМИ спортивных событий АС; отсут ствие данных о выполнении показателей направленных на разв итие АС государственных программ на сайтах ответственных за их реализацию организаций.
Что касается опыта зарубежных стран с интервенционистской моделью спорта в регламентации некоторых из обозначенных вопросов, то, например, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [ 6] (Г ТО) ориентирован и на инвалидов. В Росси йской Федерации раз мер призов спортсменам и вознагр аждений их тренерам по итогам участия в Паралимпийских играх, Дефлимпийских играх и Олимп ийских играх установлен в рав ном размере. А при распределении стипендий, подобных именным стипендиям Президента Республики Беларусь, действует квотный принцип – представителям АС гарантировано определенное количество стипендий, при чем размер их равен для всех направлений спорта. Кабинет Министров Украины принял решение поэтапно в течение трех лет увели чивать и к 20 21 г. уравнять размер наград чемпионам и призерам Паралимпийских и Дефлимпийских игр, иных междун ародных соревнований среди инвалидов и их тренерам с размером наград чемпионам и призерам Олимпийских игр, иных международных соревнований и их тренерам.
Анализ обозначенных проблемных правовых вопросов АС показывает, что решение большинства из них лежит в финансовой плоскости, Меры социальной защиты спортсменов и тренеров (различные виды стипендий, призы, вознаграждения) в РФ обеспечиваются за счет средств бюджета, объем которых ограничен. Предпочтение отдается олимпи йскому спорту, хотя если оценивать социальную и имиджевую функции АС, то достижения его представителей не менее значимы для общества и государства, чем успехи спортсменов-олимпийцев.
Препятствуют реали зации инвалидами прав человека и пробелы в законодательстве об АС. Их значит ельная часть возникает по причине того, что нормотворческие органы не принимают во внимание систему АС и нередко отождествляют весь АС с паралимпийским спортом, упуская дефлимпийский спорт и специальный олимпийский спорт. Особое внимание следует обратить на дефлимпийский спорт, в котором, как и в олимпийском и параолимпийском спорте, присутствует и спорт высших достижений, и профессиональный спорт. Отношения в специальном олимпийском спорте необходимо регулировать с уче том его спец ифики (использование нетрадиционной модели соревновательной деятельности для спортсменов с ограниченными возможностями интеллекта без определения победителей и фиксации рекордов), т. е. к данному направлению АС схема правового регулирования иных направлений спорта в полном объеме неприменима. Правовое регулирование в сфере АС должно быть направлено на человека с ограниченными возможностями здоровья, на его созн ание, мотивацию, поведение. Оно призвано обеспечивать соци ально полезное использование потенциала спорта, как публичной сферы, для приобщения инвалидов к занятиям спортом с целью улучшения их физического состояния, отвлечения от асоциальных явлений, которые широко распространены среди ни х, а также для осознания инвалидами равенства возможностей и возможностей достижения целей во всех сферах жизнедеятельности.
Исходя из резул ьтатов проведенного исследования можно определить следующие направления совершенствования правового регули рования отношений в сфере АС:
– массовость распространения АС;
– равенство правового статуса всех спортивных движений;
– доступность объектов физической культуры и спорта для инвалидов;
– равенство возможностей для зан ятий спортом всем категориям инвалидов
– равенство мер социа льной защиты (вознаграждения, призы, стипендии, государственные награды и др .) профессиональных спортсменов и тренеров АС и олимпийского спорта;
– детализация на законодательном уровне правового статуса организаций, возглавляющих спортивные движения инвалидов, и создание равных условий для их деятельности;
– оказание информационной поддержки АС.
Развитие правового регулирования отношений в сфере АС по предложенным направлениям будет способствовать реализации прав инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности, повышению привлекательности и престижа АС, продв ижению Российской Феде рации к ратификации Конвенции, системному и компле ксному регулированию отношений в сфере АС, развитию спортивного права как отрасли законодательства, совершенствованию национальной правовой системы.
Список литер атуры:
Конвенция о пра вах инвалидов [Элект ронный ресурс] : [при нята резолюцией 61/ 106 Генеральной Асса мблеи О рг. Объед. Наций от 13 де к. 2006 г.] // Веб- сайт ООН. – Ре жим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.
Федеральный за кон "О физич еской культуре и спо рте
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
Федеральный За кон от 24 ноя бря 1995 го да N 181 -ФЗ
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
Распор яжение Президента РФ от 6 сент ября 1993 г. N 613 -рп О б утвер ждении Положения о стипе ндиях Президента Росси йской Федерации (с измен ениями и дополн ениями)
http://base.garant.ru/181007/#ixzz6hTLuol4F
Указ Прези дента РФ от 07.09 .2010 N 10 99 (ред. от 26.10 .2020) "О ме рах по совершен ствованию государственной наградной системы Росси йской Федерации" (вм есте с "Положением о государ ственных наградах Росси йской Федерации", "Статусами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных гоударственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации")
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104589/