ПРАВОВОЙ АСПЕКТ АДАПТИВНОГО СПОРТА. В КОНТЕКСТЕ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ АДАПТИВНОГО СПОРТА. В КОНТЕКСТЕ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

Шевелев В.П. 1, Нейман М.А. 1, Аношин С.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Спорт, как публичная сфера, обладает высоким многогранным потенциалом — политическим, гуманистическим, социальным, культурным. Мировое сообщество рассматривает спорт в качестве одного их эффективных инструментов для решения глобальных проблем современности, среди которых — обеспечение прав человека инвалидам. Практически перед всеми государствами стоит задача комплексной (медицинская, социальная и профессиональная) реабилитация представителей самого многочисленного сообщества современности и их равноправной интеграция в общество.

Государства в лице ООН, которая согласно своему Уставу создана в том числе для поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, без какого-либо различия, прошли длительный путь от документов рекомендательного характера, провозгласивших спорт одной из целевых областей для создания равных возможностей инвалидам, к обязательной для государств-участников базирующейся на общепризнанных принципах международного права Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. [1] (далее – Конвенция). По согласию государств- участников цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства (ст. 1 Конвенции). Спорт входит в число областей, призванных способствовать достижению цели Конвенции.

На момент проведения исследования Конвенцию подписали все государства постсоветского пространства (кроме Республики Таджикистан), а некоторые и ратифицировали ее. Российская Федерация подписала Конвенцию

В результате проведенных исследовательских работ, вопросов правового регулирования отношений в сфере адаптивного спорта (далее – АС) (в Конвенции и законодательстве Российской Федерации – спорт инвалидов) в названных государствах показали, что Конвенция оказала решающее влияние на развитие национального законодательства об АС. Так, в законодательстве большинства из них, в том числе РФ, наблюдается тенденция системного правового регулирования отношений в сфере АС, т.е. с учетом основных направлений АС (паралимпийский спорт – среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения; дефлимпийский спорт – среди лиц с нарушениями слуха, специальный олимпийский спорт – среди лиц с нарушениями интеллекта), а также ориентация на создание равных по отношению к олимпийскому спорту условий их развития и становление новых направлений АС.

В связи с подписанием Конвенции Российской Федерацией актуально исследовать национальное законодательство об АС на предмет его соответствия положениям Конвенции с целью определить направления совершенствования правового регулирования отношений в сфере АС, которые будут способствовать реализации инвалидами прав человека.

Преамбула Конвенции дает новое понимание инвалидности, согласно которому «человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе» [1]. Поэтому реабилитация (абилитация) инвалидов предполагает и изменение отношения к ним со стороны общества, чему в значительной мере может способствовать АС, демонстрируя потребности и возможности инвалидов. Документ закрепил социальный подход к инвалидности, заменив социальное обеспечение инвалидов на систему прав и свобод, что предполагает активную роль данной категории лиц в жизни общества.

Статья 3 Конвенции провозгласила следующие общие принципы: уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности и независимости, недискриминация. Полное и эффективное вовлечение и включение в общество, уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества. Равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Участие инвалидов в занятии спортом регламентирует ст. 30 Конвенции. Так, государства-участники, с целью наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в спортивных мероприятиях, согласились принять надлежащие меры:

для поощрения и пропаганды как можно более полного участия инвалидов в общепрофильных спортивных мероприятиях на всех уровнях;

для обеспечения инвалидам возможности организовывать спортивные мероприятия специально для инвалидов, развивать их и участвовать в них, и для содействия в этой связи предоставлению им наравне с другими надлежащего обучения, подготовки и ресурсов;

для доступа к спортивным объектам, к услугам тех, кто занимается организацией спортивных мероприятий;

для обеспечения детям-инвалидам равного с другими детьми доступа к участию в спортивных мероприятиях, в том числе в рамках школьной системы.

Пункт 4 ст. 5 Конвенции устанавливает, что инвалиды имеют право наравне с другими на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих. Данное положение подтверждает право глухих развивать самостоятельное направление спорта –дефлимпийский спорт. Он является неотъемлемым элементом их культуры.

Необходимо отметить, что за время подготовительного периода к подписанию Конвенции и впоследствии в белорусском законодательстве появился ряд положений, которые способствуют установлению равных возможностей и, следовательно, равных прав для представителей АС и олимпийского спорта. Так, Закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте» [2] (далее – Закон о спорте), который положил начало системному правовому регулированию АС, предложил следующие нововведения:

одним из основных направлений государственной политики в сфере спорта определена поддержка основных спортивных движений инвалидов РФ наряду с олимпийским движением ( Закона о спорте);

внесены дефиниции спортивных движений инвалидов РФ (Закона о спорте) и организаций, возглавляющих их, закреплены положения об оказании государством содействия указанным организациям в реализации своих уставных целей (Закона о спорте)

установлены единые спортивные разряды и звания для всех спортсменов (Закон о спорте);

организации, возглавляющие спортивные движения инвалидов РФ, наряду с Национальным олимпийским комитетом РФ включены в перечень организаций, осуществляющих общественное регулирование и управление в сфере спорта (Закон о спорте), а также в число организаций спорта, с которыми взаимодействуют государственные органы (Закон о спорте);

организации, возглавляющие дефлимпийское движение России, специальное олимпийского движение России, включены в перечень организаций спорта (Закон о спорте), в перечень организаций, совместно с которыми уполномоченные государственные органы проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, (Закон о спорте), в перечень организаций, которые имеют право представлять интересы РФ в международных спортивных организациях, а также представлять Российскую Федерацию на мероприятиях, проводимых международными спортивными организациями (Закон о спорте);

закреплены направления спорта инвалидов – параолимпийский спорт, дефлимпийский спорт, специальный олимпийский спорт (Закона о спорте).

Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [3] обязала местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивать инвалидам бесплатно или на льготной основе в соответствии с законодательством необходимые условия. Для свободного доступа и пользования физкультурно-спортивными сооружениями для занятий физической культурой и спортом, а также предоставление специального спортивного инвентаря.

Также выполняется ряд последовательно принимаемых государственных программ, предусматривающих создание безбарьерной среды для инвалидов на вновь вводимых и имеющихся объектах физической культуры и спорта.

Несомненно, перечисленные положения законодательства будут способствовать реализации прав инвалидов в сфере АС на основе создания равных возможностей всем субъектам АС (спортсмены, тренеры, представляющие интересы инвалидов организации) по отношению к субъектам олимпийского спорта и друг к другу. Однако еще имеет место множество дискриминационных с позиции Конвенции положений, которые дифференцируют субъектов АС и олимпийского спорта по поводу предоставления различных благ, препятствуя тем самым реализации инвалидами прав в сфере АС, а именно:

ни одна из трех программ Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Российской Федерации не содержит модулей для инвалидов;

Закон о спорте в недостаточном объеме определяет правовой статус Паралимпийского комитета РФ и организаций, возглавляющих дефлимпийское движение России, специальное олимпийское движение России.

призы спортсменам и вознаграждения их тренерам по итогам участия в Паралимпийских и Дефлимпийских играх, иных международных спортивных соревнованиях установлены в значительно меньшем размере, чем по итогам участия в Олимпийских играх.

размер именных стипендий Президента Российской Федерации за результаты, достигнутые на Паралимпийских играх и Дефлимпийских играх значительно ниже, чем за результаты, достигнутые на Олимпийских играх. Кроме того, согласно Положения о порядке назначения и выплаты именных стипендий Президента РФ в сфере физической культуры и спорта, Утвержденного Распоряжения Президента РФ от 06.09. 1993 № 613- рп Российской Федерации «Об утверждении положения о стипендиях Президента Российской Федерации» [4]. В случае , если количество спортсменов и тренеров, имеющих право на назначение именных стипендий, превышает их количество, учрежденное Президентом Российской Федерации, преимуществом при назначении именных стипендий пользуются в порядке перечисления: спортсмены и тренеры олимпийских видов спорта; спортсмены и тренеры параолимпийских, дефлимпийских дисциплин, неолимпийских дисциплин олимпийских видов спорта.

для представителей АС сужен также перечень оснований для присвоения государственных наград в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 (ред. от 26.10.2020) «О государственных наградах РФ» [5] (далее – Закон о государственных наградах). Для присвоения почетного звания «Заслуженный тренер России» тренерам циональных (сборных) команд Российской Федерации (Закон о государственных наградах) и первым тренерам спортсменов (Закон о государственных наградах) не принимаются во внимание результаты участия этих команд (спортсменов) в Паралимпийских и Дефлимпийских играх. В число соревнований, за достижение высоких результатов на которых спортсменам присваивается почетное звание «Заслуженный мастер спорта Российской Федерации» Закон о государственных наградах не включает Дефлимпийские игры;

государственные стипендии учреждены только для чемпионов Олимпийских игр.

Также необходимо отметить отсутствие норм, регламентирующих подготовку и правовой статус специалистов для сферы АС (тренеры, классификаторы, судьи, сурдопереводчики и др.); недостаточность освещения в СМИ спортивных событий АС; отсутствие данных о выполнении показателей направленных на развитие АС государственных программ на сайтах ответственных за их реализацию организаций.

Что касается опыта зарубежных стран с интервенционистской моделью спорта в регламентации некоторых из обозначенных вопросов, то, например, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [ 6] (ГТО) ориентирован и на инвалидов. В Российской Федерации размер призов спортсменам и вознаграждений их тренерам по итогам участия в Паралимпийских играх, Дефлимпийских играх и Олимпийских играх установлен в равном размере. А при распределении стипендий, подобных именным стипендиям Президента Республики Беларусь, действует квотный принцип – представителям АС гарантировано определенное количество стипендий, причем размер их равен для всех направлений спорта. Кабинет Министров Украины принял решение поэтапно в течение трех лет увеличивать и к 2021 г. уравнять размер наград чемпионам и призерам Паралимпийских и Дефлимпийских игр, иных международных соревнований среди инвалидов и их тренерам с размером наград чемпионам и призерам Олимпийских игр, иных международных соревнований и их тренерам.

Анализ обозначенных проблемных правовых вопросов АС показывает, что решение большинства из них лежит в финансовой плоскости, Меры социальной защиты спортсменов и тренеров (различные виды стипендий, призы, вознаграждения) в РФ обеспечиваются за счет средств бюджета, объем которых ограничен. Предпочтение отдается олимпийскому спорту, хотя если оценивать социальную и имиджевую функции АС, то достижения его представителей не менее значимы для общества и государства, чем успехи спортсменов-олимпийцев.

Препятствуют реализации инвалидами прав человека и пробелы в законодательстве об АС. Их значительная часть возникает по причине того, что нормотворческие органы не принимают во внимание систему АС и нередко отождествляют весь АС с паралимпийским спортом, упуская дефлимпийский спорт и специальный олимпийский спорт. Особое внимание следует обратить на дефлимпийский спорт, в котором, как и в олимпийском и параолимпийском спорте, присутствует и спорт высших достижений, и профессиональный спорт. Отношения в специальном олимпийском спорте необходимо регулировать с учетом его специфики (использование нетрадиционной модели соревновательной деятельности для спортсменов с ограниченными возможностями интеллекта без определения победителей и фиксации рекордов), т.е. к данному направлению АС схема правового регулирования иных направлений спорта в полном объеме неприменима. Правовое регулирование в сфере АС должно быть направлено на человека с ограниченными возможностями здоровья, на его сознание, мотивацию, поведение. Оно призвано обеспечивать социально полезное использование потенциала спорта, как публичной сферы, для приобщения инвалидов к занятиям спортом с целью улучшения их физического состояния, отвлечения от асоциальных явлений, которые широко распространены среди них, а также для осознания инвалидами равенства возможностей и возможностей достижения целей во всех сферах жизнедеятельности.

Исходя из результатов проведенного исследования можно определить следующие направления совершенствования правового регулирования отношений в сфере АС:

массовость распространения АС;

равенство правового статуса всех спортивных движений;

доступность объектов физической культуры и спорта для инвалидов;

равенство возможностей для занятий спортом всем категориям инвалидов

равенство мер социальной защиты (вознаграждения, призы, стипендии, государственные награды и др.) профессиональных спортсменов и тренеров АС и олимпийского спорта;

детализация на законодательном уровне правового статуса организаций, возглавляющих спортивные движения инвалидов, и создание равных условий для их деятельности;

оказание информационной поддержки АС.

Развитие правового регулирования отношений в сфере АС по предложенным направлениям будет способствовать реализации прав инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности, повышению привлекательности и престижа АС, продвижению Российской Федерации к ратификации Конвенции, системному и комплексному регулированию отношений в сфере АС, развитию спортивного права как отрасли законодательства, совершенствованию национальной правовой системы.

Список литературы:

Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : [принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи О рг. Объед. Наций от 13 дек. 2006 г.] // Веб-сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.

Федеральный закон "О физической культуре и спорте

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/

Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/

Распоряжение Президента РФ от 6 сентября 1993 г. N 613-рп О б утверждении Положения о стипендиях Президента Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)

http://base.garant.ru/181007/#ixzz6hTLuol4F

Указ Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 (ред. от 26.10.2020) "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственных наградах Российской Федерации", "Статусами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных гоударственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации")

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104589/

Просмотров работы: 38