Особенности организации местного самоуправления в Архангельской области - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Особенности организации местного самоуправления в Архангельской области

Стрекаловская Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Архангельская область – один из крупнейших по площади субъектовне только Северо-Западного федерального округа, но и Российской Федерации в целом, в который входит множество различных по статусу муниципальных образований. Каждое их таких образований имеет свою специфику организации деятельности органов местного самоуправления, чем и обусловлена актуальность данной работы.

Цель работы – выявление особенностей организации местного самоуправления в Архангельской области.

Объектом работы является Архангельская область, предметом – организация местного самоуправления в данном регионе.

Подчеркнем, что Архангельская область является сложносоставным субъектом Российской Федерации. В ее состав территориально входит Ненецкий автономный округ, имеющий собственные региональные органы власти, а также органы местного самоуправления и являющийся субъектом Российской Федерации. Однако в данной работе нами будет рассмотрена Архангельская область без Ненецкого автономного округа.

На территории Архангельской области расположено 191 муниципальное образование1, среди которых:

- 7 городских округов: Город Архангельск, Город Коряжма, Котлас, Новая Земля, Город Новодвинск, Мирный, Северодвинск;

- 2 муниципальных округа: Вилегодский и Каргопольский;

- 17 муниципальных районов, состав которых продемонстрирован
в приложении 1 [1].

Исследователи выделяют различные модели организации местного самоуправления, которые могут быть характерны как для большинства муниципальных образований страны, так и для большинства муниципальных образований региона. Так, модель, реализуемая в России, по ряду параметров схожа с англосаксонской моделью местного самоуправления. Особенностью данной модели является исключение какого-либо представительства органов государственной власти на местах, а органы местного самоуправления непосредственно осуществляют власть в пределах своих заранее определенных и закрепленных полномочий. Если говорить о модели местного самоуправления в Архангельской области, то ее ключевыми особенностями являются:

- избрание представительного органа местного самоуправления населением;

- назначение главы муниципального образования депутатами представительного органа в муниципальных районах, муниципальных и городских округах;

- представление кандидатов на пост главы конкурсной комиссией по результатам конкурса;

- глава муниципального образования возглавляет администрацию;

- в сельских поселениях порядок избрания главы муниципального образования определяется согласно уставу (в регионе есть сельские поселения, сохранившие выборность главы населением) [2].

Муниципальные районы и входящие в них сельские и городские поселения имеют свои органы местного самоуправления. Так, например,
в систему управления Вельского муниципального района входит его глава
(он же возглавляет администрацию), администрация района и Собрание депутатов района. В свою очередь, муниципальное образование «Вельское», входящее в состав района, также имеет свои органы власти – главу, администрацию и Собрание депутатов. Стоит отметить, что глава поселения
не подчинен главе района, но их взаимодействие также играет важную роль
в эффективности деятельности каждого из муниципальных образований [3].

Необходимо отметить, что в состав Архангельской области входит городской округ «Новая Земля», располагающийся на одноименном архипелаге. Особенностями данной территории являются затрудненная транспортная доступность (невозможно добраться на наземном транспорте), низкое качество мобильного и интернет-соединения и другие. Такие особенности могут существенно повлиять на эффективность взаимодействия местных органов власти с региональными.

Такой вид муниципального образования как муниципальный округ появился относительно недавно как для всей страны в целом, так и для Архангельской области в частности. В 2019 году в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ внесли изменения, одним из которых и стало появление муниципального округа как нового вида муниципальных образований. А уже в 2020 году и в Архангельской области появился Каргопольский муниципальный округ, позже – Вилегодский муниципальный округ [4].

Преобразование районов в муниципальные округа влечет и существенное изменение системы управления муниципальным образованием. Если до преобразования данная система была подобна ранее приведенному примеру Вельского района, где у каждого поселения в его составе были свои органы власти, то в муниципальных округах управленческая система имеет один уровень. Это обусловлено тем, что в составе муниципального округа формально не будет других муниципальных образований, они «превратятся» в населенные пункты, которым не нужны собственная администрация и представительный орган, там будут организованы представительства окружной власти.

Стоит отметить, что органы власти региона и главы муниципальных округов планируют полноценную работу органов местного самоуправления таких муниципальных образований с начала 2021 года, но это совсем
не значит, что не возникнет каких-либо проблем в их деятельности. Освоение новой системы территориально-административного устройства – сложный
и требующий времени процесс. Поэтому принципиально важно уделить особое внимание взаимному сотрудничеству органов власти муниципальных округов и органам государственной власти региона, в том числе
и областному Собранию депутатов.

Перейдем к городским округам: казалось бы, ситуация с городскими округами обстоит намного понятнее – в их составе нет иных муниципальных образований, а значит, нет и сложностей в организации местного самоуправления. Но здесь также есть свои нюансы.

Городской округ как муниципальное образование имеет свой административный центр. Например, таким центром в городском округе «Город Архангельск» является Архангельск. Обратим внимание
на таблицу в приложении 1, согласно которой в муниципальном образовании Приморский муниципальный район административным центром также является город Архангельск. Та же ситуация обстоит с городским округом «Город Котлас» и Котласским муниципальным районом. Безусловно, такая особенность не противоречит законодательству и даже, наоборот, закреплена статьей 11 Федерального закона № 131-ФЗ, но она запросто может ввести
в заблуждение жителей территории [5].

Еще одной особенностью организации местного самоуправления
в Архангельской области является дотационность бюджетов муниципальных образований. Иными словами, расходная часть бюджета превышает доходную, что является причиной для осуществления безвозмездных трансфертов из региональной казны. Несмотря на отсутствие подчиненности между местными и региональными органами власти, возникает зависимость первых от вторых, что также может влиять на взаимодействие органов местного самоуправления с областным Собранием депутатов.

Таким образом, в каждом муниципальном образовании Архангельской области имеется собственная специфика организации местного самоуправления. Это касается не только муниципальных образований, входящих в муниципальные районы, но и городских округов и недавно созданных муниципальных округов.

Специфика Архангельской области заключается не только в большом количестве созданных в ее составе муниципальных образований и их различном статусе, но и их территориальной отдаленности и друг от друга, и от административного центра региона. Потому необходимо учитывать эту и другие особенности в построении и поддержании эффективного механизма взаимодействия органов управления всех уровней публичной власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Архангельскстат [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Управление Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. – Электрон. дан. – [Архангельск] : Перечень муниципальных образований. – Режим доступа : https://arhangelskstat.gks.ru/list_of_municipalities, свободный (дата обращения : 16.02.2021). – Загл. с экрана.

Тихалева, Е. Ю. Организационные модели местного самоуправления: тенденции развития [Электронный ресурс] / Е. Ю.Тихалева // Местное право : науч. электрон. журн. – 2015. – № 2. – С. 13–19. – Электрон. журн. – Режим доступа : http://131fz.ranepa.ru/uploads/files/2016/11/mp/2015/2/tihaleva.pdf, свободный (дата обращения : 16.02.2021). – Загл. с экрана.

Администрация Вельского муниципального района Архангельской области [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] – Электрон. дан. – [Вельск] : Глава муниципального образования. – Режим доступа : http://www.velskmo.ru/, свободный (дата обращения : 16.02.2021). – Загл. с экрана.

Архангельское областное Собрание депутатов [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] – Электрон. дан. – [Архангельск] : Архангельское областное Собрание депутатов. – Режим доступа : https://aosd.ru/, свободный (дата обращения : 16.02.2021). – Загл. с экрана.

Регион 29 [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Сетевое издание «Информационное агентство «Регион 29». – Электрон. дан. – Каргопольский район стал округом: зачем это нужно? – Режим доступа : https://region29.ru/2020/05/28/5ece820d764de95b524d2e22.html, свободный (дата обращения : 16.02.2021). – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 10