Введение. Пульс — волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аорту под большим давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. Измерения пульса говорят о том, как работает сердце в каждый конкретный момент, основная цель – избежать слишком высоких нагрузок и переутомления, которые могут привести к проблемам со здоровьем. Кроме того, учитывая свои пульсовые зоны, можно сделать тренировку более эффективной. В момент стресса, к которому относятся и физические нагрузки, частота сокращений сердца увеличивается. Это происходит в связи с тем, что в организме возникает дополнительная потребность в кислороде, которую кровь доставляет ко всем органам и тканям. В зависимости от скорости сокращения сердца, выделяют несколько так называемых пульсовых зон. Классификаций множество, но обычно они включают в себя от 4 до 8 зон в диапазоне от сердцебиения в состоянии покоя до максимальной частоты сердечных сокращений. Выход за рамки своей пульсовой зоны может привести к проблемам со здоровьем, чрезмерной нагрузки организма. Тренировки на тяжелом пульсе повышают риск внезапной остановки сердца, фибрилляции предсердий и сердечного приступа. Достижение верхних значений пульса допустимо во время силовых занятий, но лишь на короткий промежуток времени (от 20-30 секунд для начинающих и до 5 минут – для опытных спортсменов).
Таким образом, необходимо обращать внимание на своё общее состояние во время физической активности и измерять пульс.
Целью исследования является анализ наиболее эффективных и в то же время не очень тяжелых форм активности среди студентов.
Задачи исследования:
Изучить необходимую литературу по данной теме.
Вычислить пульсовую зону каждого участника исследования.
Провести две тренировки с разными видами активности и замерить пульс во время них.
Провести анализ полученных результатов и сделать выводы.
Методы исследования и исследование. Перед началом тренировки каждый участник исследования вычислил свою пульсовую зону по формуле «220 минус возраст». Так как все участники находятся в возрасте 18-20 лет, средняя пульсовая зона исследуемой группы 200. Это максимальный пульс, который может быть во время тренировки.
Студенты измеряли свой пульс на протяжении двух видов тренировок с помощью пульсометра встроенного в умные часы и результаты отображались в специальной программе.
Первая тренировка, в которой приняли участие студенты, функционально-силовая, которая включала в себя аэробные и анаэробные нагрузки, направленные на развитие силы, выносливости, ловкости и скорости.
Вторая тренировка игровая. Одна из самых распространённых среди студентов игр – волейбол. Она включала в себя разминку, разминку с мячом, упражнения с мячом и саму игру в волейбол.
Результаты исследования и выводы. В данном исследовании приняла участие группа студентов, состоящая из 30 человек. Измерения их пульса в течении тренировок приведены к средним значениям и указаны на графике.
Рисунок 1 – График измерений пульса
Таким образом, можно сделать выводы, что функционально-силовой тренинг является более энергозатратным и хорошо тренирует выносливость, так как студенты работали на максимальном пульсе во время основной части тренировки. Однако, такие тренировки стоит вводить постепенно и очень аккуратно, а может даже стоит снизить интенсивность или убрать какие-то упражнения, ведь как было сказано выше, тренировки на тяжелом пульсе повышают риск внезапной остановки сердца, фибрилляции предсердий и сердечного приступа. Во время занятия по волейболу пульс у всех студентов оставался в средних значениях, однако тренировка проходила в подвижном режиме и после нее ощущалась приятная усталость. Такой вид занятий больше подходит для физической нагрузки среднестатистических студентов, так как не приводит к слишком высоким нагрузкам и переутомлению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В.И. Ильинича Физическая культура студента, 2000 г. — 448 с.