Свойства личности имеют влияние на все аспекты жизни человека, в том числе и на его профессиональную деятельность, потому важно знать какими характеристиками обладает личность, чтобы понимать и иметь возможность спрогнозировать поведение работника, эффективность его трудовой деятельности.
Находясь в жестких условиях изоляции во время длительных рейсов, моряки постоянно испытывают сильное психическое напряжение, на него также влияет и сложность профессиональных обязанностей данных работников. Несмотря на то, что ВУЗы ежегодно выпускают большое количество обученных специалистов, а оплата труда в этой области является очень высокой, из-за несоответствия личностных свойств моряка выбранной профессии многие специалисты уходят из профессии, из-за чего в современном мире возникает острая нехватка кадров. Почему люди уходят из профессии моряка? Какие личностные свойства мешают им успешно реализовывать себя в морских специальностях? Какие свойства личности гарантируют эффективность и востребованность морского профессионала? Поиск ответов на эти вопросы определяет актуальность данной темы.
В психологии под свойствами личности принято понимать обобщенные, относительно устойчивые и постоянные характеристики человека, психологические существенные особенности личности, отличающие ее от других индивидов которые существенно влияют на деятельность и проявляются в социуме. [1]
В рамках данной статьи нас интересуют такие свойства личности как темперамент и акцентуации характера.
При всем существующем многообразии подходов к изучению темперамента, большая часть исследователей признает, что темперамент – это проявление в поведении заложенной в человеке от рождения нервно-психической конституции. Это система устойчивых психических свойств, сказывающая в динамических, скоростных, энергетических параметрах поведения и динамические особенности психических процессов (их возникновение, изменение, сила, скорость, прекращение). Поэтому к основным свойствам темперамента можно отнести: сензитивность, реактивность, активность, баланс реактивности и активности, темп реакций, пластичность – ригидность, эмоциональную возбудимость. [1] В данной работе мы придерживаемся точки зрения Г. Айзенка. Темперамент по Айзенку – это более или менее устойчивая система аффективного, эмоционального поведения человека. Ученый установил, что в каждом человеке есть такие черты, которые оказывают мощное влияние на его поведение, он пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека свойств можно представить посредством двух параметров: «экстраверсия – интроверсия», «нейротизм - эмоциональная стабильность». Установлено, что тип темперамента очень редко бывает «чистым», чаще всего он является смешанным. Поэтому при диагностике разумнее констатировать более яркую выраженность одного из четырех типов темперамента. [2]
Характер – совокупность черт личности, приобретённых в определенных социальных условиях, отражающая способы взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми. [1] Акцентуации характера, по определению немецкого психиатра К. Леонгарда, - особо выраженные индивидуальные свойства, накладывающие отпечаток на всю личность, обладающие тенденцией к переходу в патологические состояния. Ученый определяет акцентуации как крайние варианты нормы, он считает, что четкой границы между нормальными людьми и акцентуированными личностями нет. Существует несколько классификаций типов акцентуаций, нас интересует классификация предложенная Г. Шмишеком. Он выделял десять типов акцентуаций характера: гипертимический, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный, тревожно-боязливый, педантичный, возбудимый, демонстративный, застревающий, дистимический. [3]
Профессия моряка относится к типу профессий «человек – техника» по классификации Е.А. Климова, а деятельность данных специалистов на судне это операторский труд, который выполняется в экстремальных условиях.[4] Исследователями указываются такие важные качества и свойства личности моряка, как: ответственность, эмоциональная устойчивость, самостоятельность, исполнительность, эмоциональная сдержанность, лидерские качества, дисциплинированность, организаторские способности, целеустремленность, коммуникабельность, напористость, уверенность в себе, самоконтроль, активность, стрессоустойчивость и многие другие. К неподходящим для данной профессии качествам и свойствам ученые относят: ригидность, подозрительность, тревожность, мнительность, нерешительность, эмоциональную неустойчивость, неуверенность в себе, демонстративность, конфликтность, неумение контролировать гнев. Из этого можно сделать вывод, что такие свойства личности как темперамент и акцентуации характера имеют огромное значение для успешности в профессии моряка и эффективности его деятельности на судне. [5]
Целью эмпирического исследования стало изучение психологических свойств личности курсантов-старшин, обучающихся на морских специальностях.
В исследовании принимали участие две группы курсантов-старшин МГУ им. адм. Невельского (далее – курсант), обучающиеся на 1 курсе. Группа курсантов университета в количестве 25 человек в возрасте от 17 до 24 лет, 1 девушка и 24 юноши. Группа курсантов колледжа мужского пола в количестве 13 человек в возрасте от 15 до 18 лет.
Для установления свойств личности характерных морякам использовалась следующие методики: Личностный опросник Г. Шмишека, Тест-опросник Г. Айзенка EPI.
Таблица 1 – Результаты по методике Г. Айзенка «EPI».
Темперамент / Курсанты |
Человек из выборки (университет) |
Человек из выборки (колледж) |
Сангвиник |
20 / 25 |
12 / 13 |
Флегматик |
4 / 25 |
1 / 13 |
Холерик |
1 / 25 |
0 |
Меланхолик |
0 |
0 |
Курсанты университета Курсанты колледжа
Рисунок 1 - Результаты по методике Г. Айзенка «EPI»
В обеих группах преобладают люди с сангвиническим типом темперамента (20 из 25 курсантов университета; 12 из 13 курсантов колледжа), при этом меланхолический тип темперамента не был выявлен ни у одного респондента. Это позволяет сделать вывод, что среди курсантов, вне зависимости от уровня образования, свойственны экстравертированность и эмоциональная устойчивость, сангвинический темперамент.
Результаты, полученные по методике «Личностный опросник Г. Шмишека» представлены в Таблице 2 и наглядно продемонстрированы на Рисунке 2.
Таблица 2 - Результаты по методике «Личностный опросник Г. Шмишека».
Тип акцентуации |
Количество акцентуаций (университет) |
Количество акцентуаций (колледж) |
Гипертимический |
18 / 42 |
12 / 30 |
Демонстративный |
9 / 42 |
5 / 30 |
Эмотивный |
6 / 42 |
3 / 30 |
Экзальтированный |
4 / 42 |
3 / 30 |
Педантичный |
3 / 42 |
3 / 30 |
Тревожный |
1 / 42 |
1 / 30 |
Возбудимый |
0 |
2 / 30 |
Застревающий |
1 / 42 |
0 |
Циклотимический |
0 |
1 / 30 |
Дистимический |
0 |
0 |
Курсанты университета Курсанты колледжа
Рисунок 2 - Результаты по методике «Личностный опросник Г. Шмишека»
В обеих группах наиболее часто встречающимися являются гипертимический (18 у курсантов университета и 12 у курсантов колледжа) и демонстративный (9 в первой группе и 5 во второй) типы акцентуации характера, при этом в обеих группах не выявлена дистимическая акцентуация.
Исходя из анализа полученных результатов, был составлен «Психологический портрет курсанта МГУ им. адм. Невельского».
Курсанту свойственны эмоциональная устойчивость и адекватность, ответственность, инициативность, дисциплинированность, гибкость поведения. Он экстравертирован, общителен, контактен, разговорчив, независим, самостоятелен, испытывает необходимость в контактах с широким кругом людей. Ему характерны легкость в общении, социальная смелость и адаптированность. Курсанту МГУ им. адм. Невельского свойственно стремление к лидерству, высокий лидерский потенциал, который чаще всего успешно реализуется, благодаря способности вести людей за собой. Курсант МГУ им. адм. Невельского отличается высокой работоспособностью, более продуктивен там, где есть частая смена заданий, хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Он имеет сильную нервную систему и поэтому способен выдерживать длительные интенсивные нагрузки, сохранять организованное поведение, целенаправленность, как в обычных, так и в стрессовых ситуациях. Характеризуется отличной адаптацией к новым условиям.
Таким образом, курсанты, вне зависимости от уровня обучения, обладают определенными свойствами и качествами, подходящими для операторской деятельности в особых условиях труда.
Список литературы:
Хоменко Н. В. Личность. Теории личности: учеб.-метод. пособие. Минск: БГМУ, 2017. 28 с.
Федотова Ю. Ю., Моисеева О. Ю., Данченко С. А., Орлова А. В. Психодиагностика темперамента: учеб. пособие. Владивосток : Мор. гос. Ун-т, 2020. 85 с.
Сахарова В. Г. Ответственность: психология и диагностика. Монография. Владивосток: Морской гос. ун-т им. адмирала Г. И. Невельского, 2004. 217 с.
Данченко С. А., Власенко О. А. Профессиографирование морских профессий (на примере судового электромеханика). Владивосток, МГУ, 2012. 121 с.
Лобастов В. М. Психологические основы безопасности судовождения. Учеб. пособие. Владивосток: Дальневост. высш. инж. мор. училище, 1980. 52 с.