С развитием рыночной экономики в стране необходимы новые подходы к организации перевозок для повышения эффективности транспортного процесса. Это привело к появлению нового направления – транспортной логистики. Ввиду сложности экономики для описания ее модели используются различные подходы, в том числе линейное программирование.
Транспортные задачи являются частью линейного программирования и играют особую роль в снижении транспортных расходов компании. Это актуальная проблема в условиях рыночной экономики, где все затраты необходимо минимизировать, так как тогда затраты покрываются меньшей долей прибыли, а также позволяют снизить себестоимость продукции на рынке, делая предприятие более конкурентоспособным.
Разработаем наиболее рациональные пути и способы транспортировки товаров с помощью транспортной задачи.
В классической транспортной задаче рассматривают перевозки одного или нескольких видов продукции из исходных пунктов в пункты назначения.
Существует 2 модели транспортной задачи:
задачи, удовлетворяющие условию баланса: означающие, что суммарные запасы поставщиков равны суммарными запросам потребителей;
задачи с нарушенным балансом, при которой запасы могут быть больше (меньше) запросов потребителей.
Решим транспортную задачу методом итерационного улучшения опорного плана, т.е. найдём опорный план и проверим его на оптимальность. Если план неоптимальный, продолжим решать, пока затраты не будут наименьшими.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством следующих задач:
1. Строим исходную таблицу.
2. Вычисляем потенциалы, проверяем опорный план на оптимальность.
3. Анализ оптимального плана.
1. Исходная таблица.
Поставщик/ Потребитель |
V1=7 |
V2=4 |
V3=1 |
V4=5 |
V5=0 |
∑ |
U1=0 |
8 |
11 |
25 1 |
*+ 4 |
95- 0 |
120 |
U2=-2 |
54 5 |
32 2 |
7 |
11 3 |
0 |
97 |
U3=0 |
10 |
4 |
3 |
4- 5 |
+65 0 |
69 |
∑ |
54 |
32 |
25 |
15 |
160 |
286 |
m+n-1=7
Zmin=25*1+54*5+32*2+11*3+4*5=412
∑a = 120 + 97 + 69 = 286
∑b = 54 + 32 + 25 + 15 + 160 = 286
Условие баланса соблюдается. Запасы равны потребностям. Следовательно, модель транспортной задачи является закрытой.
2. Вычисляем потенциалы, проверяем опорный план на оптимальность.
Поставщик/ Потребитель |
V1=6 |
V2=3 |
V3=1 |
V4=4 |
V5=0 |
∑ |
U1=0 |
8 |
11 |
25 1 |
4 4 |
91 0 |
120 |
U2=-1 |
54 5 |
32 2 |
7 |
11 3 |
0 |
97 |
U3=0 |
10 |
4 |
3 |
5 |
69 0 |
69 |
∑ |
54 |
32 |
25 |
15 |
160 |
286 |
Zmin=25*1+4*4+54*5+32*2+11*3=408
3. Анализ оптимального плана.
Из 1-го склада необходимо груз направить к 3-му потребителю (25 ед.), к 4-му потребителю (15 ед.).
Из 2-го склада необходимо груз направить к 1-му потребителю (54 ед.), к 2-му потребителю (32 ед.).
Таким образом, благодаря использованию и решению транспортных задач, снижаются транспортные расходы, выбирается кратчайший маршрут, сокращаются временные затраты, упрощается схема доставки продукции, снижаются прочие затраты, что в свою очередь приводит к конкурентоспособности даже самых мелких компаний.
Современные процессы в обществе реализуются в рамках информационной среды, базовым компонентом которой являются компьютерные технологии. В связи с этим, проблемы и задачи, решаемые с использованием этих систем, должны быть представлены в понятной для компьютера форме. Практическое решение этих проблем невозможно без использования математических моделей, которые затем реализуются в компьютерные модели. К классическим моделям задач линейного программирования относится транспортная задача.