АНАЛИЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

АНАЛИЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Суханова А.С. 1, Назарова Ю.Н. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день органы государственной власти считаются лидерами по темпам цифровизации и дают мощный импульс для развития бизнеса. Вопросам цифровизации российских компаний уделяется большое внимание: приняты нормативно-законодательные акты на разных уровнях управления. Многие компании начали цифровую трансформацию, и в данной статье рассмотрим, какая методологическая база есть на сегодняшний день, с какими проблемами сталкивается бизнес при цифровизации.

Цифровизация — один из основных трендов развития современного бизнеса. Цифровая трансформация бизнеса — это существенная реорганизация процессов организации с внедрением новых технологий. Она неприемлема без основательного пересмотра структуры и всех процессов, так как становится непростым и комплексным вызовом для компаний. При этом цифровизация способствует выполнять новые форматы работы, оптимизировать консервативные задачи и постоянно располагать доступом к статистической и аналитической информации. Каждая компания, работая над трансформацией, ставит целью добиться экономических показателей, оптимизировать издержки бизнеса и увеличить качество сервиса.

С помощью цифровой трансформации бизнес-процессов, компании за короткое время могут адаптировать работу к любым условиям, отвечать на меняющиеся запросы и потребности клиентов и оперативно принимать решения. И не только внедряются современные технологии в бизнес-процессы предприятия, но и учитываются всесторонние изменения в корпоративной культуре, бизнес-управлении, внутренних и внешних коммуникациях.

В результате комплексной трансформации в компании, руководству удаётся намного быстрее завоевать лояльность и повысить поток клиентов, набрать обороты и приобрести репутацию авангардной современной компании.

В настоящее время разработана программа реализации мероприятий федерального проекта «Цифровые технологии» и Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Также 16 января 2020 года на сайте Минцифры были опубликованы «Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием», которые могут использовать и частные компании при формировании стратегии цифровизации.

Стратегия включает такие программы, как реинжиниринг и цифровизация производственных процессов и управленческих функций; цифровые двойники; создание цифровых продуктов; реализация маркетингового потенциала; архитектура и инфраструктура ГК; цифровые компетенции персонала; информационная безопасность; организационные изменения в рамках программы.

Стратегия обязана принимать во внимание действующие корпоративные документы и соотноситься с ними (перспективный план, долгосрочная программа развития, инвестиционная программа, другие документы). Любой проект выделяется в специальный подраздел с паспортом и планом мероприятий, формируются основные результаты и эффекты от реализации. При планировании необходимо предусмотреть соответствующие тенденции цифровой трансформации: создание и развитие новейших бизнес-моделей; формирование нового подхода к управлению данными; внедрение цифровых технологий и платформенных решений; создание цифровой среды. Основная задача – это назначение руководителя с наделением его соответствующими функциями и полномочиями и формирование Центра компетенций. К формированию Центра компетенций могут привлекаться научные центры, корпоративные лаборатории и управления по развитию инноваций. Кроме того, нужно определить систему мониторинга реализации стратегии с комплексной оценкой основных показателей и при необходимости мерами по корректировке стратегии.

На сегодняшний день в России государство считает нужным поддерживать интернет вещей, искусственный интеллект, квантовые компьютеры, но не вкладывается в облачную инфраструктуру. По результатам исследования KMDA, проведенного при поддержке компании Microsoft, 80% российских компаний находятся в процессе реализации стратегии цифровой трансформации или отдельных цифровых проектов, инвестируя на эти цели от 3% до 10% от годовой выручки. Наряду с этим, только треть компаний применяют простые технологии, как электронный документооборот и облачные технологии, и более половины решений, которые используют компании сегодня, — устаревшие.

Но есть и успешные проекты по цифровой трансформации отдельных процессов, например, у РЖД, «Росатома», «Россетей», «Газпром нефти». Поэтому крупным компаниям, которые привыкли к предсказуемости происходящего и устоявшимся циклам принятия решений, придется изменить свой подход к работе. В России за последние два года прибавилось количество компаний, запустивших и осуществляющих программу трансформации.

Среди приоритетных сфер цифровизации компании считают цифровизацию бизнес-процессов, управление на основе данных и управление клиентским опытом, также российские компании стали больше использовать данные для решения более сложных задач. В настоящее время мало внимания уделяется комплексным областям, способным принести компании выгоду в долговременной перспективе – это формирование капитала и компетенций и создание собственных новых продуктов.

Некоторые организации рассматривают трансформацию как единственный способ оперативно реагировать на постоянные изменения в экономическом водовороте и бизнес-секторе.

С сентября 2020 года по декабрь 2020 года PwC и ABBYY было проведено исследование вместе с «Digital IQ в России» для оценки уровня цифровой зрелости компаний и выявления новых возможностей для их развития в ближайшие два года. В исследовании приняли участие руководители и специалисты из промышленных предприятий, банков, телекоммуникационных компаний, транспорта и логистики.

Показатели в цифрах:

ИТ - 19%, Промышленность - 14%, Телеком - 8%, Финансовый сектор - 8%, Транспорт и логистика - 7%, Образование - 7%, СМИ, маркетинг, SMM - 6%, Услуги для бизнеса - 6%, Строительство и ремонт - 5%, Другие - 20%.

Отдельно отметим, что Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков по итогам 2020 года.

Стоит отметить, что российские компании сталкиваются с проблемами цифровой трансформации бизнеса. По мнению главы Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Владислава Онищенко – это административные барьеры (несоответствие действующего отраслевого регулирования потребностям нового технологического уклада и отсутствие единых стандартов); недостаток информации о цифровых технологиях; финансовые трудности; нехватка кадров, которая по мере нарастания цифровизации будет приобретать все более масштабный характер. Как часть этой проблемы — недостаток опытных управленцев, которые могут осуществлять современные цифровые бизнес-стратегии.

Темпы развития цифровизации и спрос на цифровые компетенции, и экспертизу стремительно увеличивается, чем рынок высококвалифицированных кадров цифровой экономики. Поэтому в перспективе темпы цифровизации в большинстве случаев будут зависеть от развития программ обучения, вовлечения государства и бизнеса в подготовку кадров для современной экономики, интенсификации обмена опытом и переноса компетенций между отраслями. Следует отметить главное препятствие цифровизации – сопротивление преобразованиям внутри компаний – тоже является результатом невысокого уровня технической осведомленности специалистов.

Позиция компаний к цифровизации стремительными темпами изменяется и модифицируется. Важный катализатор нового периода цифровой трансформации — растущие достижения в формировании современных научно-технических направлений, включая ИИ, робототехнику, блокчейн, технологии виртуальной и дополненной реальности и ряд других. Данные технологические процессы демонстрируют потребителям уникальные способности, в том числе высокую точность прогнозирования и принятия управленческих решений, основанных на данных, сокращение издержек, обеспечение наилучшего качества «потребительского опыта». Часть современных цифровых технологий в едином объеме затрат непрерывно увеличивается и может достичь 23,4% к 2023 г. В 2020 г. вследствие пандемии обозначились наиболее заметные сдвиги: инвестиции отраслей в передовые технологии выросли за год на 16%. Российская повестка формирования цифровых технологий в целом соответствует глобальным трендам. В число приоритетных высокотехнологичных областей входят 11 цифровых технологий, развитие которых наиболее активно поддерживается в ведущих странах.

Инновационные цифровые технологии представляют значительную роль в корпоративном управлении, постепенно увеличивая свое влияние и захватывая все сферы мировой экономики. Мы видим, как совершаются масштабные перемены: стремительно внедряется «цифровизация» (применение цифровых технологий) и «цифровая трансформация» (радикальное изменение деловой стратегии и бизнес-процессов под влиянием цифровизации). Данные процессы становятся не только объективной реальностью для многих компаний, организаций и целых отраслей, но также обязательным условием выживания в цифровой экосистеме «государство - бизнес - общество».

Просмотров работы: 117