ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Галкин Р.Ю. 1, Назарова Ю.Н. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Банковская информационная система (БИС) позволяет организовать быстрое и качественное обслуживание клиентов по широкому спектру услуг. Примерами могут служить следующие:

- расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;

- кредитные, депозитные, валютные операции;

- любые операции с вкладом частных лиц;

- фондовые операции;

- бухгалтерские операции.

БИС последнего (четвертого) поколения основаны на сетевых технологиях в архитектуре «клиент-сервер» и основаны на единых принципах построения и работы. Слабой стороной многих отечественных информационных систем является недостаточная поддержка специфики банковского дела и его моделирования, недостаточное отражение предметной области. В последнее время все больше внимания уделяется финансовому анализу и целям управления бизнесом. Еще недостаточно развиты информационные системы, позволяющие осуществлять контроль финансовых рисков, управление ресурсами, анализ рентабельности операций, таких как рентабельность банковских услуг (продуктов), рентабельность клиента, рентабельность отдела. В связи с развитием банковских операций такие инструменты должны использоваться в повседневной деятельности.

Одной из ключевых и наиболее эффективной формой обслуживания клиентов является использование пластиковых карт. Они подразделяются на дебетные, кредитные, дебетно-кредитные. Помимо пластиковых карт существуют более новые и современные деления пластиковых карт в зависимости от технической реализации:

- магнитные карты;

- лазерные карты;

- Smart-card.

Если говорить о денежных перемещениях, то существуют отдельные финансовые институты и системы, которые позволяют данные функции выполнять: инвестиционные фонды, страховые компании, биржи, брокерские компании, дилеры и т.д. Но банки как субъекты финансовой системы имеют две существенные характеристики.

Во-первых, для банков характерен двойной своп долговых обязательств: они депонируют собственные долговые обязательства (депозитные и сберегательные сертификаты, облигации, векселя), а полученные таким образом средства размещают в долговых обязательствах и цепных ценных бумагах, выпущенных другими.

Во-вторых, банки выделяются тем, что берут на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые разделяют все риски, связанные с изменением стоимости активов и обязательств, между своими акционерами.

В основе проектирования и работы АБС лежат системные принципы, отражающие важнейшие положения методов общей теории систем, проектирования систем, теории информации и других наук, обеспечивающие необходимую эксплуатационную надежность, совместимость и взаимодействие информационных систем различных объектов для экономии труда, времени и денег на проектирование и внедрение АБС на практике.

Информационное обеспечение (ИО) АБС является информационной моделью банка. Различие между внемашинным и внутримашинным ИО:

1. Во внемашинном ИО находится полный набор информации о банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документы, документооборот информационных потоков.

2. Во внутримашинном ИО осуществляется представление данных на машинных носителях в виде массивов (файлов), баз данных и их информационных связей, различных по содержанию, назначению.

Формируются современные системы банковских отношений и показатели видов банковских услуг и банковской деятельности, которые отражают расчетно-кассовую, кредитную, депозитную, учетную, нормативно-правовую, акционерную, инвестиционную и другие стороны деятельности банка.

Аналитические и сводные показатели используются для анализа структуры активов и пассивов, доходов и расходов, движения денежных средств от активных и пассивных операций, ликвидности и финансовой устойчивости банка и др. Показатели банковской деятельности указывают на соотношение депозитов, кредитов, собственных и заемных средств, долю межбанковских операций в совокупных активах и инвестициях, определяют долю и значимость отдельных операций, что позволяет выявить возможности повышения прибыльности и конкурентоспособности банка.

Всемирная ассоциация межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT), основанная в 1973 году, является ведущей международной ассоциацией в области финансовых коммуникаций. В настоящее время пользователями SWIFT являются более 9000 ведущих банков (включая центральные/национальные банки), финансовых институтов (инвестиционных компаний, брокерских компаний, бирж, депозитариев) и крупных корпораций из 209 стран мира. Ежедневно по сети SWIFT передается около 15 миллионов сообщений.

Сообщество SWIFT создало высоконадежную сеть передачи финансовой информации, обеспечивающую точную и быструю доставку с документальным подтверждением времени отправления и получения. При этом SWIFT берет на себя финансовую ответственность за подлинность, безопасность и своевременность доставки финансовых сообщений.

SWIFT привел к более чем 150 инфраструктурным проектам в 60 странах, включая платежные системы в большинстве стран ЕС, европейскую трансграничную платежную систему TARGET, глобальную систему обмена CLS, а также инфраструктуру центрального депозитария (STRATE — Южная Африка и т. д.). За последние годы пользователями SWIFT стали более 300 ведущих мировых корпораций (Arcelor, General Electric, EADS, Microsoft, ЛУКОЙЛ и др.).

Концепция, форматы и правила передачи финансовой информации, реализованные SWIFT, приобрели статус общепринятого международного стандарта. SWIFT является уполномоченным органом Международной организации по стандартизации (ISO) по поддержанию стандартов ISO 9362 (идентификационные коды банков BIC), ISO 13616 (международный код банковского счета IBAN), ISO 15022 (коммуникации на рынке ценных бумаг), ISO 20022 (финансовый глоссарий). В связи с этим опыт SWIFT часто используется для улучшения стандартов российской финансовой индустрии.

С 7 марта 2006 года Российская Федерация представлена ​​в SWIFT 459 кредитными, финансовыми учреждениями и корпорациями.

География пользователей охватывает более 50 городов в 10 часовых поясах Российской Федерации. Почти треть российских кредитных организаций представлена ​​в SWIFT, которая является крупнейшей финансовой организацией страны и осуществляет более 80% расчетов. Россия занимает второе место после США по количеству пользователей SWIFT.

Крупнейшим пользователем SWIFT в РФ является Сбербанк, который входит в первую сотню банков-лидеров по трафику SWIFT в мире.

Мировой рост трафика SWIFT составляет 10%. Рост трафика российских пользователей SWIFT составил 16%.

Рост трафика позволяет SWIFT ежегодно снижать тарифы и предоставлять пользователям скидки. По объему перевозок Россия сохраняет 23-е место в мировом рейтинге. Отечественные банки используют SWIFT, в основном, для платежей (более 70% трафика), из которых большую долю составляют сообщения, имеющие в качестве конечного адресата российские банки (более 30% платежей), а расчеты с США стоят на втором месте. Около 2/3 трафика платежей составляют клиентские платежи.

В настоящее время помимо SWIFT российские финансовые и кредитные организации используют для обмена финансовыми сообщениями собственные телекоммуникационные системы и Telex. В этой связи интересно отметить мировой опыт финансовых институтов, которые пришли к выводу, что применение SWIFT является более рентабельным решением, чем использование Telex или развитие собственных инфраструктур.

Подавляющее большинство ведущих мировых финансовых учреждений выстраивают свою политику работы с корреспондентами таким образом, чтобы максимально использовать услуги SWIFT. В качестве примера можно отметить, что банковские комиссии за обработку сообщения SWIFT обычно в несколько раз ниже, чем за обработку сообщения Telex. Крупнейшие финансовые институты вообще поддерживают прямые корреспондентские отношения только с банками-пользователями SWIFT.

По оценкам международных экспертов инвестиции в SWIFT на порядок ниже в сравнении с созданием собственной расчетной системы. Это же относится и к текущим затратам на сопровождение. Операционные расходы на обработку сообщений при использовании SWIFT существенно снижаются за счет использования единых правил и стандартов. Таким образом применение SWIFT при осуществлении расчетов позволяет пользователям сконцентрироваться на своем основном бизнесе предоставления финансовых услуг.

Просмотров работы: 77