Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятиях по производству пищевой продукции - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятиях по производству пищевой продукции

Савчихина Д.А. 1, Иванов Д.Е. 1
1Оренбургский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Управление качеством является одной из ключевых функций менеджмента и основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.

Для российских предприятий, ориентированных на международные рынки и стремящихся на равных конкурировать с западными компаниями, принципиальное значение приобретает сертификация на соответствие международным стандартам. Интегрирование систем менеджмента (качество, экология, охрана труда и др.), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития любой организации.

В последнее время вопрос внедрения интегрированных систем менеджмента (ИСМ) становится все более актуальным для российских компаний, которые сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны западных и некоторых отечественных, подтвердивших сертификатами свои достижения в области управления качеством, экологией и профессиональной безопасностью [1].

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) — совокупность не менее двух систем (подсистем) менеджмента организации, ориентированных на различные заинтересованные стороны, и как следствие, отвечающих требованиям/рекомендациям (национальных, международных) стандартов (включая ТУ и др.) к системам менеджмента, имеющих полностью или частично объединенные элементы, которые функционируют в организации, как единое целое [2].

За последние годы большинство организаций все чаще внедряют несколько ИСМ, с целью активного развития и повышения уровня конкурентоспособности.

Для многих российских организаций, которые стремятся на равных конкурировать с западными компаниями, существенное значение приобретает сертификация на соответствие стандартам, признанным не только в России, но и за рубежом.

Интегрированная система менеджмента обеспечивает согласованность и структурирует действия внутри организации.

Важно отметить, что сертификация интегрированной системы менеджмента объединяет в себе преимущества каждой из входящих в ИСМ систем менеджмента. Интегрированная система менеджмента (ИСМ) наиболее оптимально позволяет выполнить требования по повышению уровня экологии, безопасности, качества и пр.

Наиболее распространенными составляющими ИСМ пищевого производства являются система менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001, система экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001, система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья ГОСТ Р ИСО 45001, система менеджмента безопасности пищевой продукции ГОСТ Р ИСО 22000.

Стандарт ИСО 9001 необходим для обеспечения эффективного функционирования системы качества на предприятия. Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

– нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию и (или) услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям;

– ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством результативного применения системы менеджмента качества, включая процессы ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям.

Все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг [3].

Стандарт ИСО 14001. Цель настоящего стандарта – предложить организациям подход для защиты окружающей среды и реагирования на изменяющиеся экологические условия в балансе с социально-экономическими потребностями. Он устанавливает требования, позволяющие организации достигать намеченных результатов, которые она установила для ее системы экологического менеджмента.

Системный подход к экологическому менеджменту может обеспечить высшее руководство информацией для достижения успеха в долгосрочной перспективе и создания возможностей для содействия устойчивому развитию посредством:

– защиты окружающей среды путем предотвращения или смягчения неблагоприятных экологических воздействий;

– смягчения потенциального неблагоприятного воздействия условий окружающей среды на организацию;

– оказания помощи в выполнении принятых обязательств;

– улучшения экологических результатов деятельности;

– управления или влияния на методы проектирования, производства, поставки, потребления и утилизации продукции и услуг организации с применением концепции жизненного цикла, что может предотвратить экологическое воздействие от случайного отклонения на каком-либо этапе цикла;

– достижения финансовых и операционных преимуществ, которые могут быть результатом внедрения экологически значимых решений, направленных на укрепление позиции организации на рынке;

– доведения до соответствующих заинтересованных сторон экологической информации.

Настоящий стандарт, как и другие национальные стандарты, не предназначен для усиления или изменения законодательных требований к организации [4].

ГОСТ Р ИСО 45001 устанавливает требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (ОЗБТ) и содержит руководства по их применению в целях возможного обеспечения организацией безопасных и благоприятных условий труда и предотвращения производственных травм и ущерба для здоровья, а также принятия предупреждающих мер по улучшению показателей в области ОЗБТ.

Настоящий стандарт применим к любой организации, которая планирует разработать, внедрить и поддерживать систему менеджмента ОЗБТ для улучшения состояния в сфере охраны здоровья и безопасности труда, исключения опасностей и минимизации рисков в области ОЗБТ (включая «слабые места» системы), реализации возможностей в сфере ОЗБТ, а также принятия мер в отношении несоответствий требованиям системы менеджмента ОЗБТ, связанных с деятельностью организации.

Соблюдение требований настоящего стандарта помогает организации достигать ожидаемых от ее системы менеджмента ОЗБТ результатов. В соответствии с политикой организации в области ОЗБТ ожидаемые результаты в области ОЗБТ включают в себя:

– постоянное улучшение показателей в области ОЗБТ;

– выполнение законодательных и иных требований;

– достижение целей в области ОЗБТ [5].  

В настоящем стандарте ГОСТ Р ИСО 22000 установлены требования к системе менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП), чтобы организации, непосредственно или опосредованно участвующие в цепи создания пищевой продукции, могли:

– планировать, внедрять, применять, поддерживать в рабочем состоянии и актуализировать СМБПП с целью обеспечения безопасности продукции и услуг при их использовании по предусмотренному назначению;

– демонстрировать соответствие применимым нормативным и законодательным требованиям к безопасности пищевой продукции;

– оценивать и анализировать требования потребителя и демонстрировать соответствие тем взаимно согласованным с потребителем требованиям, которые относятся к безопасности пищевой продукции;

– эффективно обмениваться информацией по вопросам безопасности пищевых продуктов с заинтересованными сторонами, участвующими в цепи создания пищевой продукции;

– обеспечивать соответствие организации заявленной ею политике в области обеспечения безопасности пищевой продукции;

– демонстрировать соответствие заинтересованным сторонам;

– обращаться за сертификацией или регистрацией своей СМБПП во внешние организации или проводить самооценку или самодекларирование соответствия требованиям настоящего стандарта [6].

Интегрированная система менеджмента и есть система, соединяющая в себе требование соответствия нескольким международным стандартам, функционирующая как единая система, являющаяся частью системы менеджмента предприятия.

Соответствие требованиям международных стандартов – необходимое условие развития не только для крупного, но и для малого бизнеса, которое открывает новые перспективы на отечественных и международных рынках. Внедрение ИСМ позволяет реализовать эту задачу наиболее просто и эффективно.

Таким образом, ИСМ – это современный инструмент для оптимизации бизнес-процессов и создания гибкой управленческой модели, которая позволит предприятиям легко адаптироваться к условиям постоянно меняющегося рынка.

Работа выполнена под руководством доцента кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – канд. с.-х. наук, доцента Куприянова А.В.

Список использованных источников

1 Смалева, П. Г. Преимущества интегрированных систем менеджмента в условиях перехода организаций к устойчивому развитию / П. Г. Смалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — 30 с.

2 Русский регистр – Интегрированные системы менеджмента (ИСМ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusregister.ru/standards/ims/.

3 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. – Введ. 2015-11-01. - М.: Стандартинформ, 2020. – 50 с.

4 ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. – Введ. 2017-03-01. - М.: Стандартинформ, 2018. – 72 с.

5 ГОСТ Р ИСО 45001-2020 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению. – Введ. 2021-04-01. – М.: Стандартинформ, 2019. – 28 с.

6 ГОСТ Р ИСО 22000-2019 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции. – Введ. 2020.01.01. – М.: Стандартинформ, 2019. – 34 с.

Просмотров работы: 53