Основы полемического мастерства в деловых коммуникациях - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Основы полемического мастерства в деловых коммуникациях

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Деловое общение является главной частью жизни человечества, важным видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из основных регуляторов этих отношений выступают этические общепризнанные норм, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, корректности либо неправильности поступков людей. И, общаясь в деловой совместной работе со своим подчиненными, начальником либо сотрудниками, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на все эти представления [7].

Важным средством коммуникации для человека является слово. «Словом можно убить  – и оживить, ранить – и излечить, посеять сомнение и безнадежность  – и одухотворить», - писал известный многим  педагог В.А. Сухомлинский [5].

Ясное и страстное слово в разные времена, как свидетельствует история развития общества людей, оказывало огромное воздействие на которые важны их взоры и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание находящийся вокруг. Высказывая какое-нибудь суждение, полемист повлияет на слушателей. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, обосновывает правильность выдвинутых положений [1].

Умение компетентно и плодотворно обсуждать актуально важные трудности, обосновывать и доказывать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать суждение оппонента, есть владение полемическим мастерством, которое обязано стать обязательным качеством каждого образованного человека.

В содержание понятия полемическое мастерство включается познание предмета спора и его разновидностей, соблюдение главных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать воззрение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять ухваткам соперника [4].

Происхождение термина полемика - значит «воинственный», «воинственно настроенный».

Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется  конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Цель полемики – надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную  позицию.

Полемика – это наука доказывать. Она учит подкреплять идеи убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

В дискуссии, полемике постоянно  приходиться доказывать или опровергать  те или иные положения, убеждать оппонентов. Поэтому полемисту необходимо соблюдать  основные законы формальной логики.

Логические законы имеют  самостоятельное значение и действуют независимо от воли и желания людей. В них зафиксирован многолетний опыт деятельности людей. Законы логики отражают легитимные процессы и явления  объективного мира [3].

Закон тождества. Первый закон логики формулируется следующим образом: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание». Это значит, что на протяжении рассуждения нельзя изменять один предмет другим. Закон тождества требует в любом рассуждении определенности мысли. Он ориентирован против расплывчатости, беспредметности суждений [1].

Закон противоречия. Следующий закон логики звучит так: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Впервые этот закон был  сформулирован Аристотелем. Он считал его главным законом  мышления. Закон противоречия запрещает считать сразу правильными два противоречивых высказывания только при определенных критериях. Прежде всего, речь должна идти об одном и том же предмете. Высказывание должно относиться к одному и тому же времени. Так же предмет должен рассматриваться в одном и том же отношении. Закон противоречия помогает полемистам быть последовательными  в мышлении, в изложении своей  точки зрения, так же позволять избежать двусмысленности, логической противоречивости.

Против непоследовательности, противоречивости рассуждений направлен  закон исключенного третьего. Этот закон звучит так: «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Этот закон, как и предшествующие, был сформулирован Аристотелем [4].

Закон достаточного основания. Правильное мышление должно быть не только определенным, последовательным и непротиворечивым, но так же и  доказательным, обоснованным. Закон  достаточного основания звучит так: «Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность, которых доказана». Закон был сформулирован  Лейбницем. Он отражает главную особенность  окружающего нас мира. В природе и обществе все взаимосвязано и взаимообусловлено. Ни одно явление  не может произойти, если оно не подготовлено предшествующим материальным развитием [3].

Закон достаточного основания  не допускает голословности утверждений выводов, просит убедительного  подтверждения истинности мыслей.

Рассмотренные главные формально-логические законы – это законы правильного  мышления. Знание и применение законов  логики дисциплинирует мышление, повышает его культуру, позволяет сделать  выступление более действенным, помогает избежать логических ошибок.

Эффективность публичного спора  значительно зависит от опоры на логику, от владения искусством аргументации. Умение доказывать свою позицию – необходимое условие культуры спора.

При построении правильного доказательства полемисту необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов. Тезис нужно четко формулировать, он должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства. В качестве аргументов нужно использовать истинные положения, причем их истинность доказывается независимо от тезиса [6].

Следует так же опасаться  ошибки, получившей называние  «порочный круг» или «круг в доказательстве». Она состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из того же тезиса.

Логические ошибки в рассуждениях участников спора, независимо от того, какова их причина, являются ли они  преднамеренными или ненамеренными, осложняют ведение диалога, мешают поиску истины, принятию правильного  решения. Поэтому полемисты должны стараться свести их к минимуму в  своей речи, уметь отыскать логические ошибки в рассуждениях оппонентов, разоблачить логические ухищрения  соперников.

Для того что бы овладеть полемическим мастерством, нужно много работать над собой, заниматься самообразованием в самом широком смысле этого  слова. Ведь полемист должен быть прежде всего человеком эрудированным, компетентным. Он должен отличаться высокой общей культурой и разнообразными интересами. Нужно помнить, что каждый участник дискуссии и полемики несет большую ответственность перед обществом за нравственную атмосферу обсуждения спорной проблемы, плодотворность ее решения [5].

Не смотря на то, что спор является неотъемлемой частью нашей  жизни, человечество должно уделять ему столь  же безграничное внимание, как и  другим психологическим аспектам повседневности. Спор может привести к нежелательным последствиям и, как таковой, вовсе не безопасен. Однако следует минимизировать возможный ущерб, причиненный этим явлением, и извлекать из него как можно большую пользу [2].

Исходя, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что овладение навыками делового общения, полемического мастерства является необходимым для деловых людей: менеджеров, экономистов, педагогов. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти знания, умения и навыки в будущем могут сыграть наиважнейшею роль при заключении сделки или подписании контракта.

Список литературы

Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Р/Д.: Феникс, 1996.

Павлова Л.Г. Обучение полемическому мастерству. М.: «Знание» 1988.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986.

Минеева С.А. Полемика – диспут – дискуссия. М.: Просвещение, 1990.

Прошунин Н.Ф. Что такое полемика? М.: ПГУ, 1985.

Кохтев Н.Н., Основы ораторской речи. М.: Моск. Ун-т, 1992.

Кузин Ф. А., Культура делового общения, М.: Ось, 1996

Просмотров работы: 233