Социальная конкурентоспособность и, как следствие, успешность человека в рамках постиндустриального общества неразрывно связывается с необходимостью освоения им той или иной профессии, чаще посредством получения соответствующего высшего образования. В период студенчества, человек получает не только диплом об освоении профессии, но и осваивает полезные навыки, приобретает выгодные коммуникативные связи, а также рекламирует себя перед потенциальными работодателями, что делает высшее образование привлекательным для молодёжи. Как результат, число студентов в отечественных учреждениях высшего образования ежегодно увеличивается.
Редакция «NEWS.ru» приводит данные, согласно которым по состоянию на 2020 год, в России проживало 12,6 млн. граждан в возрасте от 17 до 25 лет [8]. Треть из них (32,2%) обучалась в высших учебных заведениях. Министерство науки и высшего образования РФ в ежегодно публикуемых сведениях о численности студентов, обучающихся в вузах, указывает, что всего в 2020 году в Российской Федерации проходило обучение 4 млн. 49 тыс. 333 студента, из которых 1 млн. 125 тыс. студентов являлись первокурсниками [12]. В 2021 году число студентов-первокурсников увеличилось на 75 тыс. и составило 1 млн. 200 тыс. человек [11].
Право на получение гражданами РФ бесплатного высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также на предприятиях закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации [1]. Статья 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет перечень основных прав обучающихся и мер их социальной поддержки и стимулирования [3].
Членство в Болонском процессе позволяет Российской Федерации участвовать в формировании «трансграничного образования», основополагающими характеристиками которого выступают мобильность преподавателей и студентов, учебных программ и институциональных структур. Единое общемировое образовательное пространство открыло для молодёжи обширные возможности трудоустройства, как в России, так и за её пределами. Перспективы трансграничного образования привели к смещению вектора международных связей России в сфере образования на необходимость привлечения в отечественные вузы абитуриентов из зарубежья. Как итог, число студентов из зарубежья в отечественных учреждениях высшего образования ежегодно увеличивается.
Согласно сведениям, опубликованным Министерством просвещения РФ в 2020 году, в период 2014-2020 гг. число студентов-иностранцев в российских вузах увеличилось со 183 тыс. до 315 тыс., что составило порядка 8% от общего числа местных студентов того года [10]. Ожидается, что благодаря национальному проекту «Образование» к 2024 году РФ привлечёт в свои вузы 425 тыс. иностранных студентов [9].
Право на получение иностранными гражданами образования в учреждениях высшего образования РФ закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Статья 78 ФЗ определяет порядок получения иностранными гражданами образования в отечественных образовательных организациях и гарантирует право на среднее профессиональное, высшее и дополнительное образование за счёт бюджетных ассигнований в соответствии с международными договорами РФ и федеральным законодательством [3]. С целью обеспечения дополнительных мер поддержки, Правительством РФ были введены квоты на образование граждан из зарубежья в российских вузах.
Деятельность отечественных учреждений высшего образования предполагает как кадровое обеспечение производственных и иных сил государства компетентными специалистами, так и весомый культурный и экономический вклад в развитие страны, что определяет образовательную сферу, как перспективную и востребованную для РФ. Успех реализации Россией собственных целей и задач в области высшего образования, зависит от множества факторов, среди которых особенно необходимо выделить социальную адаптацию студентов-первокурсников. Повышенный интерес к социальной адаптации студентов-первокурсников обусловлен риском возникновения у них в ходе обучения проблем, заключающихся в снижении учебной успеваемости и активности, а также возможном отчислении, что противоречит целям и задачам государства в сфере высшего образования. В связи с этим, особенно остро актуализируется вопросы, связанные с социальной адаптацией как отечественных, так и иностранных студентов-первокурсников.
Социальная адаптация студентов-первокурсников обладает совокупностью критериев, выражающихся через определённые адаптационные показатели, благодаря которым возможен анализ уровня развития у студентов первого курса навыков социальной адаптации. В качестве показателя социальной адаптации студентов-первокурсников в статье анализируется их способность к самоорганизации. Перед тем, как перейти к анализу показателя, необходимо рассмотреть сам процесс социальной адаптации, его сущность и особенности, а также применимость к студентам первого курса.
Социальная адаптация представляет собой процесс активного приспособления субъекта к условиям внешней среды на основе выработки общепризнанных норм, ценностей и правил поведения, что в итоге приводит к определённым изменениям личности, позволяющим ей отождествлять себя с носителями ценностных ориентаций того или иного социума [7, с. 363]. К социальной адаптации, исследователи также относят процесс приспособления человека к рабочей и учебной деятельности, различным видам отношений с окружающими людьми, культурной и досуговой среде. Процесс приспособления человека может осуществляться как пассивно, то есть без изменений в привычном укладе его жизни, так и активно, предполагая частичное или полное изменение жизнедеятельности.
Социальная адаптация, являясь сложным по своей структуре духовно-практическим образованием, проявляется на всех уровнях жизни человека, что делает её одним из важнейших универсальных способов преодоления негативных общественных явлений и подготовки человека к включению в инновационные социальные системы [7, с. 363]. В социальной работе, социальная адаптация имеет ключевое значение: она характеризует процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а также является отражением результата, выступающего критерием эффективности. Таким образом, социальная адаптация определяет последовательность и закономерность эволюционного изменения общества, снижает риски проявления деструктивных тенденций и содействует гармонизации складывающихся социальных отношений.
Социальная адаптация студентов-первокурсников предполагает их приспособление к социальной среде вуза, особенностям образовательного процесса, характеру взаимоотношений в учебной группе и с преподавателями. Указанные составляющие социальной адаптации студентов-первокурсников необходимо учитывать в совокупности, так как их влияние на студентов осуществляется одновременно. Социальная адаптация будет протекать быстрее и успешнее у тех студентов-первокурсников, которым удалось построить позитивные взаимоотношения с преподавателями и одногруппниками, а также соответствовать требованиям учебного процесса и распорядка.
Рассматривая социальную адаптацию студентов-первокурсников, важно отметить, что она имеет разное содержание и особенности в зависимости от категории студентов. В статье выделены две категории: студенты-первокурсники россияне и студенты-первокурсники иностранцы. Если у отечественных студентов-первокурсников социальная адаптация к условиям вуза заключается преимущественно в приспособлении к социальной среде вуза и образовательному процессу, то у студентов из зарубежья наблюдается больший спектр задач адаптации, ввиду их пребывания в иной социокультурной среде.
В исследованиях И.О. Кривцовой отмечается, что молодые люди, приехавшие в Россию из других стран с целью получения высшего образования, оказываются в непростой ситуации. Студенческая жизнь становится для них серьёзным жизненным испытанием, предполагающим не только освоение нового вида деятельности – учёбы в высшем учебном заведении, но и адаптацию к совершенно незнакомому социокультурному пространству [6, с. 285]. Таким образом, возникает социокультурный барьер, отражающий бытовые и культурные стереотипы, как и студентов-первокурсников из зарубежья, так и российского народа, являющегося по своей структуре не однородным, что создаёт дополнительные адаптационные трудности для иностранцев.
Уровень социальной адаптации студентов-первокурсников, как отмечалось ранее, определяется через показатели, выражающие ту или иную часть процесса. Так, например, благодаря данным, касающимся степени развития у студентов-первокурсников языковых навыков, можно свидетельствовать о качестве их коммуникации. Рассмотрим подробнее взаимосвязь социальной адаптации студентов-первокурсников и её показателей посредством анализа такого показателя, как способность к самоорганизации.
Под самоорганизацией студента-первокурсника понимается его учебная деятельность, побуждаемая и направляемая целями самоуправления и саморегулирования своей профессионально значимой учебной работы, осуществляемой системой интеллектуальных действий, направленных на решение задач самостоятельной рациональной организации и осуществления своего учебного труда [5, с. 185]. Самоорганизация студентов-первокурсников напрямую связана с их учебной успеваемостью и качеством усвоения новой информации, а также с тем, насколько молодой специалист будет востребован на рынке труда после окончания высшего учебного заведения. Важность самоорганизации заключается и в вопросах самообразования, что отражает потребности современного общества, где основополагающей тенденцией выступает непрерывное образование, независящее от учебных заведений.
Способность студентов-первокурсников к самоорганизации предопределяется множеством факторов, среди которых можно выделить: мотивы, воспитание, уровень интеллекта, природные качества и задатки [4, с. 149]. Самоорганизация требует от студентов первого курса соответствующих волевых усилий, что является проблемой для большинства обучающихся, так как её формирование охватывает длительные временные рамки и затрачивает весомые психологические ресурсы.
На внешнем уровне, способность студентов-первокурсников к самоорганизации проявляется через следующие умения и действия: оперативно принимать решения, планировать, быть ответственным за принятые решения перед окружающими людьми, своевременно учитывать возможные риски и иметь навыки самостоятельности. Совокупность перечисленных умений и действий характеризует владеющего ими студента-первокурсника, как зрелую и цельную личность, способную участвовать в социальных взаимоотношениях и получать выгоду от своей деятельности.
Способность к самоорганизации особенно необходима студентам-первокурсникам из зарубежья, так как сложности в решении задач их адаптации в перспективе могут привести к возникновению психологической неустойчивости и, как следствие, снижению качества обучения, что не удовлетворяет главную цель приезда студентов в Россию, заключающуюся в получении качественного высшего образования. Эффективное распределение временных, а также иных ресурсов, позволит студентам-иностранцам первого курса облегчить протекание процесса социальной адаптации и повысить качество своего обучения. Способность к самоорганизации предполагает мобилизацию потенциала студентов-первокурсников из зарубежья, сохранение активности их жизнедеятельности в рамках новой социокультурной среды, что позволит обеспечить успешность социальной адаптации, а не сводить всё время пребывания иностранцев в России к выживанию в чужой среде.
Отечественным студентам-первокурсникам также важно иметь способность к самоорганизации, в силу их участия в образовательном процессе и социальной жизни вуза. Навыки самоорганизации помогут студентам-первокурсникам эффективно распределить своё время и психологические ресурсы, что предотвратит возникновение эмоционального выгорания, повысит учебную успеваемость и позволит успешно совмещать студенческую жизнь с образовательным процессом. Таким образом, социальная адаптация студентов-первокурсников, владеющих навыками самоорганизации, будет протекать легче и быстрее, тем самым ускорив их включение в студенческую активность.
На сегодняшний день, в отечественных учреждениях высшего образования наблюдается тенденция, согласно которой подавляющее число студентов-первокурсников частично или полностью не владеют навыками самоорганизации. В качестве основополагающих причин возникновения указанной тенденции, исследователи выделяют наличие у студентов первого курса препятствий и преград, мешающих им освоить навыки самоорганизации. Так, студенты-первокурсники плохо знакомы с тайм-менеджментом, не умеют оценивать свои ресурсы объективно и достоверно, недостаточно мотивированы, а также неправильно организуют рабочее время, тем самым подрывая своё здоровье [4, с. 149].
С целью подтверждения вышеуказанных сведений, было проведено собственное исследование, основным методом которого выступило анкетирование. Анкетирование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». Объектом исследования стали студенты первокурсники россияне и студенты-первокурсники иностранцы в составе 50 человек (25 иностранцев и 25 россиян), в возрасте от 17 до 23 лет.
Респондентам была предложена анкета, включающая вопросы по определению уровня социальной адаптации студентов-первокурсников. Анкета условно разделена на 4 смысловых составляющих: «Общие сведения», «Языковые компетенции», «Способность к самоорганизации» и «Межкультурные компетенции». В рамках исследуемой в статье темы, необходимо проанализировать ответы респондентов по блокам «Общие сведения» и «Способность к самоорганизации». Перейдём к анализу результатов.
Проанализировав ответы первого блока, можно заключить, что среди опрошенных студентов-первокурсников, преобладают девушки – их 32, парней – 18. Возраст респондентов пришёлся на диапазон от 17 до 23 лет. Стоит отметить, что 25% респондентов указали возраст старше 20 лет, вследствие чего можно предположить, что процесс поступления в высшее учебное заведение был отложен на определённый срок, ввиду различных факторов: получение среднего профессионального образования, а также прохождение срочной службы в вооружённых силах. С целью конкретизации информации, в анкету были включены вопросы, касающиеся образования и службы в вооружённых силах.
Результаты вопросов показали, что из 25% респондентов старше 20 лет, 40% имеют среднее профессиональное образование, в то время как 60% проходили срочную службу в вооружённых силах. При анализе вышеуказанных данных, была обнаружена особенность, согласно которой прохождение срочной службы в вооружённых силах встречается исключительно у студентов-иностранцев, а средне профессиональное образование – у отечественных студентов. Обобщая результаты двух вышеуказанных вопросов, можно сделать вывод, что те студенты, которые получили среднее профессиональное образование или проходили службу в вооружённых силах, более устойчивы и адаптированы к изменяющимся условиям среды, нежели их одногруппники, так как уже имеют опыт социальной адаптации к новой социальной среде.
Блок «Способность к самоорганизации» ориентирован на определение уровня навыков самоорганизации у студентов первого курса. Вопросы блока имели цель получить сведения, касающиеся отношения студентов-первокурсников к образовательному процессу, подходов к организации времени и самооценки своей эффективности. Рассмотрим подробнее.
Первый вопрос блока направлен на выявление частоты возможных пропусков студентами-первокурсниками учебных занятий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что всего 38% пропускают учебные занятия исключительно по веским причинам. Регулярность пропусков учебных занятий отметили 53% респондентов, 63% из которых являются студентами-иностранцами. Данная особенность позволяет заключить, что иностранные студенты-первокурсники чаще пропускают учебные занятия, нежели местные студенты первого курса.
Вышеуказанная особенность проявляется и в соответствии срокам, отведённым студентам-первокурсникам на выполнение домашнего задания. Всего 19% опрошенных респондентов регулярно выполняют домашние задания в срок, в то время как 40%, 79% из которых являются студентами-иностранцами, часто пропускают отведённое им на задания время или вовсе не выполняют их. Обобщая результаты двух вышеуказанных вопросов, можно сделать вывод: отношение студентов-первокурсников (студентов-иностранцев в особенности) к образовательному процессу является попустительским, что снижает их учебную успеваемость и профессиональную компетентность.
С целью обеспечения полноты представления об этом явлении, в анкету был включён вопрос, направленный на выявление причин такого отношения студентов-первокурсников к образовательному процессу. Из 53% студентов-первокурсников, регулярно пропускающих учебные занятия и сроки выполнения домашнего задания, в качестве причины своих пропусков 33% отметили активность в студенческих объединениях, 24% - рабочую деятельность, 26% - не интерес к выбранному направлению обучения и 17% - стеснение и страх коммуникации с одногруппниками и преподавателями. Анализируя результаты вопроса, можно прийти к выводу, что обучение большинства студентов-первокурсников сопряжено с иной ресурсозатратной деятельностью, ввиду чего им недостаточно навыков самоорганизации, чтобы успешно совмещать все виды деятельности.
Следующие вопросы призваны получить сведения, касающиеся подходов студентов-первокурсников к организации собственного времени. Согласно полученным данным, большинство студентов-первокурсников (67%) предпочитают планировать и чётко организовывать своё время, нежели действовать в хаотичном порядке, однако, всего 16% респондентов используют при планировании вспомогательные средства – ежедневники, различного рода планеры, мобильные и компьютерные программы. Вышеуказанные результаты позволяют сделать вывод: подавляющее число студентов-первокурсников в вопросах запоминания и планирования полагаются на память, тем самым подвергая себя риску утраты важных частей информации и пропуска каких-либо задач.
Заключительный вопрос блока «Способность к самоорганизации» направлен на определение самооценки студентов-первокурсников в области организации собственного времени. Большинство респондентов (72%) оценивают свою эффективность, как среднюю, отмечая частый перенос невыполненных дневных задач на следующий день. Высокая эффективность, предполагающая своевременное выполнение поставленных задач и осознанный подход к планированию своего дня, была указана только у 10% респондентов, что подтверждает сведения исследователей о недостаточной компетентности студентов-первокурсников в области самоорганизации.
Резюмируя предшествующие рассуждения, можно заключить, что способность к самоорганизации является важнейшим показателем социальной адаптации студентов первого курса, так как благодаря уровню её развития среди первокурсников, можно выдвигать предположения, касательно траектории и динамики их адаптационного процесса. Способность к самоорганизации особенно необходима студентам-первокурсникам из зарубежья, ввиду недостаточности их знаний в области особенностей и норм социокультурной среды, а также сложности стоящих перед ними задач адаптации. Описанное в статье исследование подтвердило позицию многочисленных авторов, в основе которой лежит утверждение о недостаточной компетентности студентов-первокурсников в области самоорганизации.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), статья 43 // ГАРАНТ.РУ – информационно-правовой портал : [Электронный ресурс] – URL : https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 04.11.2021).
Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. N 2150 «Об установлении квоты на образования иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // ГАРАНТ.РУ – информационно-правовой портал : [сайт] – URL : https://base.garant.ru/75091924/ (дата обращения: 04.11.2021).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // ГАРАНТ.РУ – информационно-правовой портал : [Электронный ресурс] – URL : https://base.garant.ru/70291362/caed1f338455c425853a4f32b00aa739/ (дата обращения: 04.11.2021).
Литература
Виноградова, Н. В. Самоорганизация студентов как педагогический феномен / Н. В. Виноградова / Молодой учёный. – 2021. - №42 (384). – С. 149-151.
Воробьёва, М. А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов / М. А. Воробьёва // Педагогическое образование в России. – 2012. - №6. – С. 184-188.
Кривцова, И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) / И. О. Кривцова // Фундаментальные исследования. – 2011. - №8 (1). – С. 284-288.
Позднякова, О. В. Социальная адаптация как стадия социализации личности / О. В. Позднякова // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. -№5-6. – С. 362-366.
Электронные ресурсы
В России ежегодно уменьшается количество студентов // Новые известия : [сайт]. – URL : https://newizv.ru/news/society/12-08-2020/v-rossii-ezhegodno-umenshaetsya-kolichestvo-studentov (дата обращения: 03.11.2021).
К 2024 году Россия привлечёт в университеты 425 тысяч иностранцев // Министерство науки и высшего образования РФ : [сайт] – URL : https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=23272 (дата обращения: 04.11.2021).
Количество иностранных студентов в России растёт // Study in Russia – официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов : [сайт] – URL : https://studyinrussia.ru/actual/articles/rekordnoe-kolichestvo-inostrannykh-studentov-vybrali-rossiyu-v-2020-godu/ (дата обращения: 04.11.2021).
Названо число поступивших в 2021 году студентов в вузы // LENTA.ru – Новости России и мира сегодня : [сайт] – URL : https://lenta.ru/news/2021/08/24/studenti_statistika/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 03.11.2021).
Сведения о численности студентов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : [сайт] – URL : https://www.minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o-chislennosti-studentov-obrazovatelnykh-organizatsiy-osushchestvlyayushchikh-obrazovateln (дата обращения: 03.11.2021).