Организационно - педагогические условия формирования здорового образа жизни у обучающихся средне специального образования - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Организационно - педагогические условия формирования здорового образа жизни у обучающихся средне специального образования

Голунова Ю.В. 1
1Лысьвенский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение: Одной из важных личностных функций человека является отношение к собственному здоровью как важнейшему фактору реализации жизненных смыслов и целей. Современный этап развития общества, обострение социальной напряжённости и ухудшение экологических характеристик среды обитания человека требуют подготовки личности учащихся к динамично изменяющимся условиям существования. Отсюда возрастают требования к адаптационным способностям организма человека, уровню здоровья и его ресурсов. Поэтому функции образовательных учреждений не сводятся только к вооружению учащихся знаниями, в соответствии с учебным планом, но и диктуется необходимость актуализации мотивационной сферы студентов к здоровому образу жизни, вхождению личности в сложные неблагоприятные жизненные ситуации, необходимость развить у них способность противостоять отрицательным факторам, разрушающим здоровье. Под мотивацией ЗОЖ понимается целая система осознанных побуждений, направляющих проявления личности к ценностям здоровья.

Внимание к этой проблеме увеличивается с каждым годом не только в нашей стране, но и во всём мире. Основное исследование базируется на:

1) идеях классической педагогики о значимости воспитания человека. Этим вопросом больше всего занимались Руссо Ж.Ж., Песталоции И.Г., Каменский Я.А., Пирогов Н. И.,

2) современных философских и психолого-педагогических концепциях личности: Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Платонов К.К.,

её социализации: Андреева Г.М., Кон И.С., Маслоу А., Мудрик А.В.

и развития личности в процессе обучения: Братусь Б.С., Бодалев А.А., Мясищев В.Н., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л.,

3) на важнейших дидактических принципах: Беспалько В.П., Лихачёв Б.Т., Леднёв В.С., Вяткий Л.Г., Лернер И.Я.,

4) современных концепциях гуманизации образования: Амонашвили Ш.А., Бездухов В.П., Берулава М.Н., Вершловский С.Г., Крылова Н.Б., Минияров В.М., Сластёнин В.С., Слободчиков В.И.,

и валеологического (комплексное изучение индивидуального здоровья человека) содержания образования: Аникин Л.С., Брехман И.И., Вайнер Э.Н., Зайцев Г.К., Петленко В.П.,

5) принципах управления образованием: Конаржевский Ю. А., Лазарев В.С., Поташник М.М., Третьяков И.П., и другие.

Цель исследования – формирование здорового образа жизни у учащихся СПО посредством выявления организационно-педагогических условий его существования.

Объект исследования – целенаправленный процесс формирования ЗОЖ жизни учащихся в деятельности образовательных учреждений.

Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся СПО.

Методы исследования. Итак, для повышения мотивации ЗОЖ учащихся СПО необходимо:

Медицинское обследование каждого студента, с целью рекомендаций для занятий физической культурой, которые предусмотрены группой здоровья, индивидуальными особенностями, ограничениями в выполнении физических упражнений определённой группы по медицинским показаниям, а также уровнем сформированности мотивации здорового образа жизни. Нужно чтобы медицинские показания формулировались следующим образом: можно подтягиваться, можно кувыркаться, и пр. А не с предлогом «без»: без прыжков, без бега, без переохлаждения. Для этого нужно использовать рекомендации врача со спортивной практикой, имеющего представление о физических тренировках и комплексах упражнений, возможных в применении к студентам с разными группами здоровья.

Учебный коллектив необходимо разделить на группы соответственно медицинским показаниям и для каждой группы разработать свою учебную программу и свой учебный план. Соответствующий не общим нормативам, а конкретным возможностям студентов, входящих в каждую группу. Нормативы должны быть разработаны в соответствии с возможностями учащихся. Необходимо предусмотреть перспективные показатели, которых действительно способен достигнуть студент в процессе занятий, что приведёт, в конечном итоге, к регулярным занятиям физической культурой, приносящим удовольствие от самого процесса занятий, - а это уже шаг к здоровому образу жизни.

Необходимо скорректировать расписание занятий таким образом, чтобы обучающиеся после физических нагрузок могли восстановиться, провести гигиенические процедуры. Это возможно воплотить только в том случае, если для этого будет отведено специальное время. Оставшееся учебное время можно использовать следующим образом: небольшая подготовительная разминка, знакомство с новыми упражнениями, или отработка уже знакомых. Также возможно использовать этот урок для улучшения собственных показателей, когда студент не всё время занят активными физическими упражнениями, поэтому не потребуется время для восстановления. Можно посвятить этот урок, например подготовке к игровым тренировкам.

Весь учебный план каждого образовательного учреждения должен быть сформирован преимущественно индивидуально, хотя бы для небольших групп. Необходимо более субъективное ориентирование при планировании учебной нагрузки. Таким образом, дополнительные занятия и задания повышенной сложности можно давать избирательно. Это позволит студентам стремиться к высоким показателям в обучении.

Все эти методы направлены на достижение долгосрочного и положительного результата в развитии здорового образа жизни студентов, что приведёт к оздоровлению общества в целом.

Трудно переоценить информационные условия сопровождения процесса мотивации ЗОЖ в жизни обучающихся, позволяющие практически в режиме реального времени наблюдать реальные перемены и достигнутые результаты. В зависимости от оснащённости учебного заведения можно проводить информационные сообщения и обеспечить наглядное сопровождение происходящего процесса.

Одними из главных организационно-педагогических условий можно считать диагностические, позволяющие проводить мониторинг и анализ полученных данных на всём протяжении процесса формирования мотивации здорового образа жизни студентов. Для получения реальной картины о состоянии здоровья студентов на начальном этапе необходимо провести комплексный медицинский осмотр, который позволит разработать целенаправленный клмплекс физических нагрузок с учётом медицинских показаний, оценить учебную нарузку, разработать сбалансированный режим питания и пр.

Также показателями состояния здоровья учащихся могут являться общая заболеваемость, острая заболеваемость, количество учащихся с хроническими заболеваниями, отношение учащихся к вредным привычкам, показатели физической подотовленности, число учащихся, занимающихся спортом и пр.

Состояние здововья – важный, но единственный критерий формирования ЗОЖ. Ещё одним важным критерием, проявляющимся во всех сапектах жизнедеятельности человека, является социальная ответственность. Развитый социальный интелект играет главную роль в решении коммуникативных задач, характеризует его как особый вид человеческого интелекта.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных организационно-педагогических условий формирования здорового образа жизни, организацией опытно-экспериментальной работы с приминением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, длительностью эксперимента, многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций, результатами сопостовления полученных данных с педагогическим опытом. Результаты исследования должны использоваться в ходе преподавания учебных предметов и реализовываться в практической деятельности образовательных учреждений.

Именно для этого создана одна из программ профилактического тренинга «СТУПЕНИ». При подотовке данной программы были использованы средства, предоставленные Агенством США по международному развитию. Это руководство представляет собой методические материалы для проведения профилактических занятий с учащимися по вопросам рискованных форм поведения, формирования, сохранения и укрепления ЗОЖ. В этой программе обобщён опыт организаций «Право на здоровье» и «Врачи детям». Предназначено оно для специалистов, работающих в сфере санитарного просвещения и профилактики рискованного поведения среди молодежи.

Основными целями данного тренинга являются: Повышение уровня знаний учащихся о различных способах заражения, повышение уверенности и мотивации к положительным изменениям в области здоровья, выработка эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях.

Методологические основы тренинга

Методология профилактического тренинга «ступени» базируется на когнитивно-поведенческом подходе (сначала размышление, затем поступок) . Одним из основных принципов этого подхода является представление о том, что поведение человека определяется как внешними, так и внутренними факторами. В этом подходе значительную роль играет выработка необходимых поведенческих навыков. При этом подчеркивается значимость устойчивых характеристик личности, таких как мотивация, установки и убеждения, для формирования того или иного типа поведения. Основываясь на этом подходе, в тренинге «ступени» реализуются базовые принципы изменения поведения, которые подразумевают обязательное включение в профилактические занятия трёх компонентов: информационного, мотивационного и поведенческого. Информация о путях передачи и профилактики различных заболеваний является обязательным условием для снижения поведенческого риска.Мотивация к изменениям, в свою очередь, определяет действия учащегося, которые будут основываться на полученной информации о риске заражения и способах профилактики. Наконец, выработанные навыки поведенияд в различных ситуациях являются последним элементом, необходимым для того, чтобы информация и мотивация реализовались в положительных изменениях.

Информационный компонент: включает дидактические материалы (презентации, плакаты, брошюры) о строении организма, различных рисках и заболеваниях, возможностях лечения и профилактики. Для реализации данного компонента в тренинге особенно активно используются видеофильмы и реальные истории людей. Также для лучшего усвоения информаци в программе «учавствуют» два героя – молодой человек и девушка – Ипполит и Варвара – с ситуациями которых знакомятся участники руппы. В ходе разрешения этих ситуаций участники должны использовать полученную профилактическую информацию. Таким образом участники вовлекаются в освоение новых знаний.

Мотивационный компонент включает упражнения, направленные на осознание личного риска, повышение мотивации и уверенности в своих силах. Такие упражнения призваны побудить участников к снижению или исключению рисков из своего поведения. Мотивационный компонент тренинга повышает готовность участников к изменениям и усиливает намерения изменить поведение.

Поведенческий компонент включает элементы социально-психологического и когнитивно-поведенческого тренинга по выработке навыков безопасного поведения, такие как различные упражнения и ролевые игры на отработку эффективной коммуникации и навыков в области здоровья.

Вывод: Анализ изученной литературы, представленный в данной статье, показал, чтоэволюция научных знаний, социально-политические и экономические преобразования в мире и в нашей стране выдвинули проблему человека и его здоровья в число наиболее актуальных. В связи с этим педагоги поставлены перед острой необходимостью пересмотра педагогических целей и позиций, систем и технологий обучения и даже воспитания учащихся.

Ожидается, что после завершения тренинга участники получат:

Точную информацию об опасных инфекциях, включая пути их передачи и методы профилактики;

Адекватное представление о собственных рисках заражения;

Понимание разрушительных последствий необдуманных поступков;

Уверенность в собственных способностях противостоять нежелательному влиянию среды и отстаивать безопасное поведение в различных ситуациях;

Умение эфективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска;

Способность чётко формулировать собственные ценности в ситуациях высокого риска и давления со стороны;

Представление об основах строения человека и личной гигиены.

Проведённое исследование вносит определённый вклад в разработку сущности формирования ЗОЖ учащихся. Но полученные выводы и результаты не претендуют на полное освещение всех аспектов изучаемой темы. Перспективными в дальнейших исследованиях могут быть проблемы динамики социального здоровья учащихся в соответствии с изменяющимися факторами и стилем жизнедеятельности и населения региона и страны, актуализации развития психического здоровья, повышение знаний по укреплению здоровья родителей, педагогов и здоровья детей.

Просмотров работы: 29