Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности. Лица с ограниченными возможностями здоровья «инвалиды» составляют особую категорию населения, численность которой постоянно увеличивается, в том числе и в сельской местности.
Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что проблема реабилитации инвалидов остаётся одной из самых сложных, требующих от общества не только её понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур.
Лица с ограниченными возможностями здоровья относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью, тем более это проблемно с сельской местности. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни[3, с.363].
Размер финансового и социального снабжения инвалидов на сегодняшний день, остается достаточно низким, вопреки тому, что, начиная с 2008 года, после запуска программы «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями, государство проделало огромную работу, благодаря которой, постепенно, социальное и финансовое обеспечение инвалидов стало улучшаться.
Важным фактором социальной адаптации инвалидов в обществе, является их приспособленность к жизни в социуме здоровых людей. Данная проблема имеет особую важность, исходя из того, что с каждым годом, взгляды здоровых людей на тех, кто родились или стали инвалидами в течение жизни, стало существенно меняться.
Реабилитация - одна из главных и ответственных задач современной государственной политики.Государство, обеспечивая социальную защищённость инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни[1].
В нашей стране только начинает набирать темпы работа по разработке индивидуальных реабилитационных программ для лиц с ограниченными возможностями, создаются различные модели реабилитационных учреждений, внедряются инновационные технологии социальной работы с данной категорией населения, развивается реабилитационная индустрия..
Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определять свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.
Целью социальной реабилитации является ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе достижение самостоятельности и материальной независимости. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию в условиях в сельской местности [2, с. 314].
Социальная реабилитация инвалидов - это система и процесс восстановления способности человека с проблемами развития к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Она включает в себя адаптацию и приспособление инвалида к самому себе, адаптацию его в обществе, в окружающей среде [5, с.240].
Социальная реабилитация включает в себя два направления - социально-бытовую реабилитацию и социально - средовую реабилитацию. Рассмотрим подробнее каждое из них [6, с. 12].
Охарактеризуем данные направления социальной реабилитации.
Социально-бытовая реабилитация - это процесс ознакомления клиента с предметами и окружением социально-бытового назначения. В этом процессе участвует специалист, который ориентирует клиента в социально-бытовых проблемах, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определённых усилий.
Социально-бытовой реабилитации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни.
Приоритетными формами проведения социально-бытовой реабилитации являются занятия-практикумы, организуемые в условиях учреждения социального обслуживания населения, а также экскурсии. Их необходимо организовывать таким образом, чтобы клиенты не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли сами совершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей.
Социально-средовая реабилитация - это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Данный процесс включает умение определить свои жизненные планы и перспективы, сделать выбор относительно профессионального становления, умение устанавливать межличностные отношения, владение способами достижения поставленных целей в соответствии с устоявшимися социальными нормами. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности. Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.
Последовательность обучения предполагает создание условий для формирования способностей, определяющих уровень социально-средовой ориентированности.
1. Способность к общению - это умение устанавливать контакты с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации, умение вести диалог, сотрудничать, уважать других, проявлять заботу, отзывчивость, доброжелательность.
2. Способность контролировать свое поведение предусматривает знание собственных психологических особенностей, осознание своего эмоционального состояния и способность в любых обстоятельствах к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм [8, с. 240].
3. Способность планировать свою жизнедеятельность включает определение жизненных перспектив, умение использовать алгоритм планирования для достижения поставленных целей.
4. Способность реализовывать свои планы основана в первую очередь на применении ресурсов человека в интересующей его деятельности, на целеустремленности и развитых волевых качествах.
В последнее время большое значение придается физической реабилитации [7, c.427].
Так же в последнее время большое значение придается физической реабилитации.
Физическая реабилитация - это использование с лечебной и профилактической целью физических упражнений и природных факторов в комплексном процессе восстановления здоровья, физического состояния и трудоспособности инвалидов. Физическую реабилитацию применяют в социальной и профессиональной реабилитации. Её средствами являются: лечебная физическая культура, лечебный массаж, физиотерапия, механотерапия, трудотерапия.
Так же к социально-средовой реабилитации можно отнести приемную семью для инвалидов.
Работа по созданию приемной семьи оказывает необходимую помощь знакомому инвалиду, в зависимости от совместного с ним проживания. Такая работа дает возможность инвалидам проживать в семье, получать общий уход, помощь в удовлетворении основных жизненных потребностей, в том числе путем приготовления и подачи пищи, оказания разносторонней помощи в соблюдении правил гигиены, содержания в чистоте предметов одежды и обуви, оказания иной необходимой помощи [4, с. 636].
Рассмотрим еще одно направление социльно-педагогическую реабилитацию, она предоставлена комплексом культурно-досуговой деятельности: работой комнаты творчества, музыкального и танцевального кружков, кукольного театра, компьютерного класса. Огромным реабилитационным потенциалом обладает арттерапия – терапия искусством, способствует развитию креативности, гармонизации личности, помогающие при решении многих проблем.
Программа психологической поддержки лиц и ограниченными возможностями здоровья - комплекс групповых занятий, способствующих разрешению основных психологических проблем инвалидов, а также повышению их психологической культуры и информированности. Эта программа способствует снижению уровня тревожности, преодоление стрессов, методам самореализации и релаксации. Укрепление психологического здоровья, информирование и повышение психологической культуры, а также снижение уровня агрессии, профилактика социального одиночества.
Мобильная бригада педагогического сопровождения семей в сельской местности, воспитывающих детей с ОВЗ - проект, направленный на повышение доступности услуг по ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей с ОВЗ. Проект предусматривает комплекс мероприятий при межведомственном взаимодействии по созданию условий для улучшения состояния здоровья и развития детей с инвалидностью.
Заключение: Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей в условиях сельской местности.
Социальная реабилитация направлена на то, чтобы помочь лицам с ограниченными возможностями здоровья не только приспособиться к окружающей их среде, но и оказывать воздействие на их непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает их интеграцию в общество.
В сельской местности нет достаточного количества сотрудников для реабилитации инвалидов, но они могут обратиться в соседний город в данные учреждения, при этом помочь ему может местный специалист по социальной работе. Единственная проблема для инвалида — это дорога до города и передвижение до городского реабилитационного центра.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года (в редакции ФЗ от 31.12.2005 № 199-ФЗ) //Информационно-правовая система «Консультант плюс»
2. Андреев, В.С. Социальное обеспечение/ В.С.Андреев. - М.: Логос, 2018. - 314 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная работа/Г.М. Андрееева. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.
4. Епифанова, А.В. Основы реабилитации/ А.В.Епифанова. Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 636 с.
5. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения/ Е.Е.Мачульская.: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2017. - 240 с.
6. Зуева, Д.Е. Творческая реабилитация: / Д.Е. Зуева / Социальное обслуживание. - 2019. - №6. – С. 12.
7. Фирсов, М.В. Социальная работа: теория и практика/ М.В.Фирсов. Учебное пособие. - М.: Н11ФРА, 2017.- 427 с
8. Шапиро, Б.Ю. Идеологические аспекты социальной работы с людьми с ограниченными возможностями/Б.Ю.Шапиро. -М.: Аспект-Пресс, 2018. 410с.