Развитие рыночных процессов в российской экономике свидетельствует про то, что со стороны предпринимательских структур растет энтузиазм к концепции управления и рекламным способам воздействия на формирование спроса и укрепление позиций на современном рынке. Несмотря на трудное экономическое положение многих компаний в наше время, проявляется тенденция к усилению их выставочной активности, что свидетельствует о роли выставок как о принципиальном средстве выживания в конкурентной борьбе и предпринимательской деятельности.
Российская сфера выставочной деятельности уже прошла стадию становления, однако еще имеет потенциал роста. Выставочные мероприятия представляют широкие возможности предприятию одновременного распространения и получения большого спектра экономической, организационной, технической и коммерческой информации.
В текущее время определения выставка и ярмарка заполучили так недалёкое смысловое значение, что довольно частенько употребляются как слова-синонимы. Они означают специфическую форму рекламной коммуникации (рекламы и PR, стимулирования продаж), при которой на относительно маленькой по размерам оборудованной территории демонстрируются для реализации эталоны новых продуктов либо предлагаются услуги с целью их следующей реализации [7].
А именно в это время необходимо отметить остающиеся различия, в главном, что отражено в следующих определениях.
Выставка - показ, главная цель которого состоит в просвещении публики методом демонстрации средств, имеющихся в распоряжении населения, для ублажения потребностей в одной либо нескольких областях его деятельности или будущих его перспектив.
Ярмарка - интернациональная финансовая выставка образцов, которая представляет большой рынок продуктов, действует в установленные сроки, во время ограниченного периода времени в одном и этом же месте и на которой экспонентам разрешается представлять модели собственной продукции для заключения торговых сделок в государственном и международном масштабах.
Основные функции любой выставки/ярмарки – свести вместе спрос и предложение, дать информацию, продемонстрировать тенденции и разработки – все это в одно время и в одном месте, с возможностью живого общения.
Функция выставок как места для личных контактов и живого общения имеет фундаментальную важность в наше время возрастающего распространения средств телекоммуникации, новых СМИ и интернета.
Выделяют следующие функции маркетинговых коммуникаций: продвижение, запуск новых продуктов, продажи.
Выставки и ярмарки эффективны для решения основных маркетинговых задач, поскольку дают возможность: получить новых клиентов и осуществить качественные контакты с потенциальными клиентами, поддержать контакты с имеющимися и лояльными клиентами, возобновить контакты с бывшими клиентами, вывести на рынок новые продукты или услуги, продемонстрировать и продвинуть весь ассортимент продуктов или услуг, стимулировать продажи, выстроить и улучшить имидж бренда, провести PR кампанию, вызвать интерес со стороны СМИ [6].
Выставки и ярмарки – наиболее экономичный вариант проникновения в сердце конкретного сегмента бизнеса, поскольку помимо возможности заключения сделок они позволяют: узнать больше об ожиданиях клиентов и потенциальных клиентов, оперативно узнать мнение клиентов по ассортименту продукции и имиджу компании, собрать и расширить базу данных потенциальных клиентов, изучить рынок и конкурентов, оценить потенциал рынка, своевременно узнать об инновациях и новых технологиях, подтвердить свое присутствие на рынке, найти возможных агентов и дистрибьюторов, инициировать договоры о сотрудничестве, партнерстве и совместных предприятиях, найти новых сотрудников.
Согласно статистике, выставки и ярмарки отвечают потребностям бизнеса в области сбора информации о рынке и позиционирования компании в «одном месте» [1].
Выставки и ярмарки дают высокий показатель окупаемости инвестиций. Более того, затраты на стимулирование сбыта оказываются эффективнее, если они сопровождаются участием в выставках и ярмарках.
Участие в выставках и ярмарках – синтетическое средство маркетинговых коммуникаций:
1 Реклама
Одно из центральных мест на платформе маркетинговых коммуникаций занимает реклама. Реклама - это платное, однонаправленное и неличное обращение, исполняемое через СМИ и прочие виды связи, агитирующее в выгоду какого-либо продукта, марки, фирмы. Рекламная кампания нужный этап во время выполнения выставок и ярмарок.
Главная цель коммуникации до выставки - это сказать об участии компании в выставке для привлечения в наибольшей степени вероятного количества посетителей профессионалов, интересных компании. Эта задача основополагающая, без её решения затраты на участие в выставке бессмысленны. И следует, в привлечение и приглашение гостей на стенд компании - одно из важных до выставочных мероприятий [2].
Помимо оформления стенда, важнейшую роль на выставке занимают информационные материалы на стенде. Персонал стенда должен четко знать «что», «когда», «кому» раздавать. Также необходимо вести постоянный учет запасов материалов. Обычно экспонентам приходится работать со следующими группами посетителей:
· Технические специалисты
· Управляющее звено
· Неспециалисты
· Пресса
Для каждой из этих четырех групп на стенде должны быть подготовлены свои материалы. Примеры материалов: брошюры с общей информацией, брошюры с информацией технического характера, описание продукции, каталоги, пресс-релизы, рекомендательные письма, прайсы. На зарубежных выставках вся информация должна быть переведена. Коммуникации на стенде также включают:
·- Мультимедийные презентации
·- Демонстрацию продукции [3].
2 PR – связь с общественностью
PR, являясь частью рекламных коммуникаций, направлено формирование системы гармонических коммуникаций организации с ее мотивированными аудиториями, на базе полной и беспристрастной информированности, в масштабах заслуги рекламных целей коммуникатора.
Этот вид коммуникации ориентирован на формирование подходящего общественного мнения о данном событии.
1.Эффективное использование прессой - также элемент удачной роли в выставке, в особенности если экспонент представляет инноваторскую продукцию или затрагивает занимательные темы. Фактически на каждой выставке работает пресс-центр, в каком месте экспонент оставляет свои пресс-релизы. Принципиальный шаг работы с прессой - это подготовка пресс-релизов и прочих информационных материалов для журналистов; оказание помощи аккредитованным на выставке журналистам собраться с мыслями о материалах, организации проведения репортажей и интервью с соучастниками выставки; организация виртуального пресс-центра (программки семинаров, план мероприятий, координаты главных лиц).
2. Обеспечение обратной связи. После контакта на выставке необходимо продемонстрировать целевой аудитории профессионализм и заинтересованность компании в сотрудничестве.
3.Поддержка контактов. Налаживание отношений (заблаговременная рассылка приглашений) с представителями деловых кругов, ключевыми посредниками и клиентами.
4. Привлечение внимания к компании. Разработка программы около выставочных мероприятий, проведение тематических конференций, семинаров, фуршетов. Это могут быть зрелищные мероприятия, мастер-классы, показы. Все это привлекает внимание к компании, дает информационный повод и положительное воздействие в целом [4].
3 Прямой маркетинг. Прямой маркетинг – это вид маркетинговой коммуникации, в основе которого — прямая личная коммуникация с получателем сообщения (потребителем (B2C)) или клиентом среды (B2B). С точки зрения коммуникативных характеристик прямой маркетинг основан на отношении к клиенту как к индивидууму, предполагает обратную связь и не использует для коммуникаций информационных посредников.
Таковой вид коммуникации более все распространён на ярмарках, выставках-продажах, при непосредственной торговле, продажах на местах. Прямой маркетинг связан также с рекламой, так как для собственных продаж могут употребляться каталоги, буклеты, листовки. Для развития более длительных отношений с клиентом - визитки и тому подобное.
4 Стимулирование сбыта (sales promotion). Стимулирование сбыта и есть разнообразные средства воздействия, стимулирующие спрос и сбыт продукта услуги, повышение узнаваемости торговой марки, в местах реализации, но также в местах нахождения мотивированной аудитории. Также используют материалы, разработанные маркетинговым отделом (акции, их анонсирование, листовки, купоны.)
Субъектами (коммуникаторами) мероприятий продвижения продаж выступают компании-соучастники и торговые посредники (как оптовые, так и розничные). Адресаты клиенты и посредники. Цели, достигаемые приемами стимулирования сбыта, определяются рекламными задачами организации и чертами мотивированной аудитории, на которую они ориентированы [5].
Современная концепция маркетинга требует учёта целостного и безграничного нрава бизнеса. Опыт огромнейших российских бизнесменов показал, что верная стратегия и действенная маркетинговая программа дозволяют фирме найти мотивированные рынки, избрать неизменных надёжных партнёров, существенно увеличить объём продаж.
Современная выставка - это действенное средство сбыта, это важное средство коммуникаций и обмена информацией. Она связана со составляющими инструментами маркетинга, принимая во внимание с этим роль в выставке служит достижению самых разнородных предпринимательских целей - дозволяет производить в одно время и коммуникативную, и ценно - образовательную, и сбытовую, и товарную политическому политику фирмы.
Неоспоримым превосходством выставки в области коммуникации является возможность конкретного наблюдения за соперниками, естественно, если соблюдать условие, что этому предшествовало целевое исследование конкурента. Принимая роль в выставке, компания может обрести еще большее число возможных покупателей либо же оказать еще большее воздействие на теснее имеющихся.
Список литературы:
1. Басовский Е.Л. Маркетинг. - М.: Просвещение, 2000.
2. Ворот И. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 1994.
3. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. - М.: Руспартнер, 1994.
4. Гольман И.А., Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности - М.: Ось, 1996.
5. Исмаев Д.К. Работа стендистов Интуриста на зарубежных выставках и ярмарках. -М.: ВКШ, 1990.
6. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996.
7. Романов А.Н. Маркетинг: Учебник / Под ред. Романова А.Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.