Математика важна для любого человека, в том числе и для школьника. Поэтому появляется необходимость в углублённом изучении математики в школах. Но не в каждой школе города или района существует возможность открытия школ и классов с углубленным изучением математики. Также математика, чаще всего, кажется сложной для младших школьников. У учеников теряется интерес к математике. Учителям не хватает времени на уроке для того, чтобы привить интерес к математике, показать, что математика может быть интересной. Это заставляет думать о способах и формах обучения математике, при которых освоение математики школьниками проходило бы увлекательно, познавательно. Одним из таких способов является организация внеурочной деятельности.
В свете реформы образования ФГОС обучающийся с 1 класса должен получать знания, как на уроке, так и вне урока. Поэтому в последнее время большое внимание уделяется внеурочной занятости. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС начального общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Чтобы у учащихся возник интерес, учителю следует овладевать современными педагогическими технологиями для организации и проведения внеурочных занятий. Например, игровой технологией [1]. Применение игровой технологии особенно актуально в 1 классе, т.к. для первоклассников еще актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном возрасте. Для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой.
В ходе анализа литературы были выделены следующие формы проведения занятий внеурочной деятельности в начальной школе: интеллектуально-познавательные квесты, математические турниры и бои, викторины, очные и заочные олимпиады, игры, конкурсы, фестивали, математические кружки, математический вечер, математический КВН, проектная деятельность, неделя математики, математические экскурсии.
Для сопровождения внеурочной деятельности и повышения интереса к предмету полезно наличие в классе математического «уголка» — специально отведенного, тематически оснащенного играми, пособиями и материалами. В нем размещается различный занимательный материал: вырезки из газет, журналов или интернет-источников с интересным материалом, задания с цифровыми данными для составления задач, математические газеты, созданные учащимися [2].
В организации внеурочной работы по математике необходимо варьировать формами внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач: выявление интересов, склонностей, способностей, учащихся к различным видам деятельности; оказание помощи в поисках «себя»; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества [3].
Внеурочная работа помогает формировать творческие способности обучающихся, которые проявляются в выборе наиболее рациональных способов решения задач, в математической смекалке, в конструировании различных геометрических фигур. Названные выше виды внеурочной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни [4].
Формы проведения внеурочных занятий должны быть рассчитаны на различные категории учащихся: работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности работа, и с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия. Возможно, благодаря правильно выбранной форме внеурочной работы, отстающие ученики станут больше уделять внимания математике.
Для повышения результативности проведения внеурочной работы сформулированы основополагающие принципы, в соответствии с которыми необходимо строить эту работу: принцип охвата всех учащихся; принцип добровольности; принцип разнообразия [5].
Внеурочная работа не должна походить на обычные занятия в классе. При этом любую деятельность, связанную с изучением математики в начальной школе, следует направлять на достижение главной цели: расширения математического кругозора и эрудиции учащихся. Для этого используются различные программы внеурочной деятельности:
Программа С.И.Волковой, О.Л.Пчёлкиной «Математика и конструирование» (УМК «Школа России»). Курс объединяет два разноплановых учебных предмета: математику и трудовое обучение. Такое объединение способствует развитию мыслительной и конструкторско-практической деятельности. Особенность курса – его геометрическая направленность. Методы и формы организации внеурочной деятельности, предлагаемые авторами: метод дидактической игры, эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, самостоятельная работа, интегрированные занятия с элементами технологии, кружки.
«Занимательная комбинаторика» И.Б. Румянцевой и И.И. Целищевой (УМК «Начальная школа 2100»). Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализована авторская технология обучения детей решению комбинаторных задач как средства развития гибкости мышления [6]. Технология обучения включает четыре этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития гибкости мыслительной деятельности детей и логику изучения комбинаторики.
«Наглядная геометрия» Н.Б.Истоминой, З.Б.Редько (УМК «Гармония»).
Ведущая форма взаимодействия младших школьников при освоении программы кружка (факультатива) — обучающая самостоятельная работа. Ее отличительной чертой является согласованность действий всех участников образовательного процесса, что достигается сочетанием самостоятельной работы с последующим коллективным (фронтальным) обсуждением выполненных решений и ответов. Сопровождение педагога при этом минимально.
Опыт и анализ множества статей педагогов об организации внеурочной деятельности позволил сделать вывод о том, что что кружковые занятия являются наиболее используемыми формами, а экскурсии – наименее используемыми. Таким образом, было принято решение составить свой вариант конспекта кружкового занятия внеурочной деятельности и план проведения экскурсий. Представим конспект экспериментального внеурочного занятия.
Конспект внеурочного занятия по математике
Тема: Виды треугольников
Программа: Математика и конструирование (УМК «Школа России»)
Класс: 3
Цель занятия: создать условия для формирования у обучающихся представлений о классификациях треугольников по видам углов и сторонам; закреплять вычислительные умения; развитие мелкой моторики средством складывания оригами.
Задачи:
образовательные: формировать знание о разных видах треугольников, их отличиях друг от друга;
развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес, математическую речь обучающихся; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, умение работать в парах.
Планируемые результаты: к концу занятия ученики усвоят классификацию треугольников и различия между ними, будут знать названия треугольников.
Оборудование: ножницы для каждого ученика, клей-карандаш, раздаточный материал для практических работ, листы белой бумаги, квадраты, учебник «Математика и конструирование».
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство и волнение. Вдохните уверенность в своих силах и хорошее настроение. Начнем занятие.
II. Актуализация знаний.
– Сегодня мы с вами станем путешественниками. А вот куда мы с вами отправимся, узнаем после того, как решим несколько примеров.
1. Устный счет. Решение примеров таблицы умножения
– Таблица умножения достойна уважения
Каждый ученик выполняет задание на карточке. На закрытой части доски написаны те же примеры, рядом на магнитах – двусторонние карточки: с одной стороны ответ, с другой – буква.
2*2 |
5*2 |
4*2 |
3*3 |
3*2 |
4*4 |
5*6 |
7*6 |
7*8 |
4(г), 10(е), 8(о), 9(м), 6(е), 16(т), 30(р), 42(и), 56(я)
г е о м е т р и я (Проверка – слово геометрия)
– Итак, сегодня мы отправимся в страну Геометрия.
– А что такое геометрия? (ответы учеников)
В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» - измерять). Геометрия - это раздел математики, который изучает фигуры, их размеры и взаимное расположение.
– Сейчас я расскажу вам одну сказочную историю. Давайте послушаем вот такую сказочную историю: Жизнь в стране Геометрии шла своим чередом. Как и в любой стране, в ней происходили разные события. Много жителей жило там. Царица Геометрия следила за порядком, но однажды…
Прогуливались по улице братцы квадраты (учитель прикрепляет на доску 3 квадрата). Проказник Фокус-Покус решил подшутить над ними. Он подкрался к одному из них и разрезал его пополам - с угла на угол! (учитель показывает)
Квадраты испугались. Но вдруг раздался голос царицы Геометрии:
– Не бойтесь, братцы квадраты. Перед вами новая фигура. Эту фигуру я назову …
– Как вы думаете, ребята, какие фигуры получились?
…Новую фигуру я назову треугольником.
Царица Геометрия наказала Фокуса-Покуса за его злую шутку, но в тоже время была довольна тем, что в её стране появились новые жители.
III. Сообщение темы занятия.
– Кто догадался, о какой фигуре пойдёт речь на уроке?
– Правильно, о треугольнике.
– Что вы знаете о треугольнике? (у него три угла, три стороны, три вершины)
– Сегодня мы с вами рассмотрим виды треугольников.
IV. Изучение нового материала.
1.Повторение геометрических фигур.
Но ведь квадраты и треугольники жили не одни в своей стране. Кто же жил вместе с ними?
– Давайте попробуем назвать названия других геометрических фигур (ученики называют фигуры, какие знают, или с помощью картинок-подсказок учителя)
2.Практическая индивидуальная работа.
Цель работы:на основе наблюдений подвести детей к самостоятельному выводу о новом основании классификации (по углам)
Начнем работу с самой маленькой геометрической фигуры.
1) Точка (заготовка из пластилина)
2) Луч (спичка) (трубочки по цвету)
– Можем пустить еще один луч из этой же точки? Что получится?
3) Угол прямой (острый или тупой)
– Что значит прямой угол? (90 градусов) Острый? (меньше, чем прямой) Тупой? (больше, чем прямой)
4) –Какую фигуру можно достроить из угла?
– Возьмем прямой угол, дочертим до треугольника.
– Как вы думаете, какое название можно дать этому треугольнику, если у него есть прямой угол? (прямоугольный)
– Возьмем тупой угол, дочертим до треугольника.
– Как вы думаете, какое название можно дать этому треугольнику, если у него есть тупой угол? (тупоугольный)
– Возьмем острый угол, дочертим до треугольника.
– Как вы думаете, какое название можно дать этому треугольнику, если у него есть острый угол? (остроугольный)
– Перед вами 3 треугольника. Назовите еще раз названия треугольников.
– Что между ними общего? (два угла всегда острые)
– Чем отличаются треугольники? (третий угол)
Вот по величине этого угла и называют углы (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный)
– Сделайте вывод: по какому признаку выделили виды треугольников?
(на доске ПО УГЛАМ)
(по виду углов треугольники бывают прямоугольными, остроугольными, тупоугольными.)
Подведем итог практической работы.
– Значит, треугольники бывают разного вида. Какие треугольники перед вами? По каким признакам определили? (Если у треугольника есть прямой угол, то треугольник прямоугольный. Если есть тупой угол – значит, он тупоугольный. Если все углы острые – значит, прямоугольник остроугольный.)
(На доске часть схемы)
Виды треугольников |
|
По углам |
По ??? |
Остроугольные |
? |
Тупоугольные |
? |
Прямоугольные |
? |
Физкульминутка: построение треугольников в парах (руками)
– Назовите виды треугольников по углам (прямоугольные, тупоугольные, остроугольные)
3. Работа в парах.
Раздаточный материал. На столах конверты с набором разноцветных бумажных полосок разной длины. Практическая работа.
Цель работы: на основе наблюдений подвести детей к самостоятельному выводу о новом основании классификации (по равенству или неравенству сторон).
– Выполним практическую работу. Алгоритм работы вам буду задавать я, а вы в результате практических действий будете делать выводы. Ваша задача- внимательно слушать меня.
– Достаньте из конвертов бумажные полоски. Как можно разделить их? (по цвету)
– Разложите полоски из набора на группы по цвету (жёлтые, зелёные, красные).
– Сколько полосок каждого цвета? (по три)
– Какие геометрические фигуры можно смоделировать из каждой группы? (треугольники)
А) Возьмите три жёлтые полоски.
– Что скажете о длинах этих полосок? (одинаковые, равные)
– Выложите треугольник. Как бы вы его назвали с точки зрения сторон? (Равносторонний)
– Запомните это своё слово.
Б) Возьмите три красные полоски.
– Что скажете о длинах этих полосок? (разные)
– Выложите треугольник. Получился ли равносторонний треугольник, как в первом случае? (Нет)
– Почему? (Все стороны разные)
– Как бы вы его назвали с точки зрения длин его сторон? (Разносторонний)
– Запомните это своё слово.
В) Возьмите три зелёные полоски.
– Что скажете о длинах этих полосок? (2 одинаковые, третья короче)
– Выложите треугольник.
– Как бы вы его назвали с точки зрения длин его сторон? (выслушиваются разные предположения учащихся)
– Итак, назовите все предположенные вами названия треугольников (равносторонние, разносторонние, равнобедренные)
– Что особенного в последнем треугольнике? (две стороны одинаковые)
Одинаковые стороны называются «боковые» стороны
Третья, отличная от двух боковых, сторон – «основание»
– Запомните эти новые слова-понятия.
Итог практической:
По какому признаку определили? (по сторонам)
4.Закрепление. Самостоятельная работа
1) Работа на карточках. (определить виды треугольников)
2) Элемент урока технологии
Ученики достают заранее заготовленные квадратные листы бумаги размером 10*10 см.
– Вспомните, кто правил в стране Геометрии? (царица). А у каждой царицы есть корона. Сейчас мы с вами создадим собственные варианты короны из треугольных заготовок[7].
Сложите бумажный квадрат по диагонали, соединив противоположные углы.
Разверните бумагу и сложите каждую сторону квадрата к намеченной по центру линии.
Свободный уголок в нижней части заготовки согните по направлению вверх.
Конец отогните в обратном направлении, совмещая его при этом с основанием треугольной заготовки.
Подверните основание треугольной заготовки кверху.
Переверните заготовку и еще раз хорошо прижмите все линии сгибов. Немного согните заготовку по центральной оси, формируя грань будущей короны.
Повторяя вышеперечисленные шаги, сделайте несколько аналогичных бумажных заготовок, примерно 8.
Когда все заготовки будут готовы, поочередно скрепите их между собой.
Переверните получившуюся цепочку обратной стороной. Аккуратно, начиная с первого звена, скрутите всю цепочку в рулон. Это нужно для того, чтобы заготовка приняла округлую форму.
Скрепите между собой два крайних звена, замыкая заготовку в круг. Корона для царицы готова!
– Теперь царица страны Геометрии будет счастлива увидеть такие прекрасные короны от таких умных и талантливых учеников! Обратите внимание, какие треугольники мы использовали? (остроугольные, равнобедренные)
V. Итог занятия. Рефлексия.
– О чем говорили на занятии?
– По каким признакам существует классификация треугольников? (по углам и сторонам)
– Назовите виды треугольников по углам? По сторонам?
Другая форма организации внеурочной деятельности по математике – математические экскурсии. Актуальность предметных экскурсий состоит в том, что их проведение обеспечивает здоровьесберегающее обучение, так как освобождают детей от длительного сидения за партой, снимают статистическое напряжение, открывают возможности для проявления эмоций и более свободного общения, чем в классе. Обучение на свежем воздухе делает наглядным и доступным программный математический материал.
Экскурсии в природу и на производство при обучении математике можно организовать с целью ознакомления с количественной стороной природных или общественных явлений. Во время экскурсий учитель организует наблюдения за количественными изменениями, сбор числового материала и т.д.
Для наилучшего представления о том, как проводить математические экскурсии и какому плану следовать, составлен план проведения тематических экскурсий для 1 класса по УМК «Школа России»:
№ п/п |
Тема экскурсии |
Кол-во часов |
Основные понятия |
Место проведения |
1 |
Счёт предметов. Сравнение предметов, объектов |
1 |
Счёт: первый, второй, третий. Пространственные отношения: вверху, внизу, слева, справа. Сравнение предметов. Длиннее, короче, шире, уже. |
Пришкольный участок, парк |
2 |
Учимся сравнивать |
1 |
Столько же, больше, меньше. Состав числа. Равенство, неравенство. На сколько больше, на сколько меньше. |
Парк, пришкольный участок |
3 |
Находим и измеряем |
1 |
Линия прямая и кривая, пересекающиеся линии, замкнутая линия, незамкнутая линия. Отрезок, ломаная. |
Пришкольный участок |
4 |
Чётные и нечётные числа |
1 |
«Чётные» и «нечётные» числа. Нумерация домов. |
Улица населённого пункта |
5 |
Рисуем и сравниваем |
1 |
Симметрия. Прямой угол. Виды углов. |
Школьный двор |
6 |
Считаем дальше |
1 |
Двузначные числа: чтение, запись, счёт, последовательность. |
Улица населённого пункта, школьный двор |
7 |
Длина ломаной. Периметр. |
1 |
Понятие «длина ломаной». Способ нахождения длины ломаной. Периметр. Маршрутная карта, путевая карта. |
Улицы населённого пункта (Маршрут: школа, магазин, школа) |
8 |
Учимся делать покупки |
1 |
Сложение и вычитание круглых десятков. |
Магазин |
9 |
Величины |
1 |
Единицы измерения: «литр», «килограмм», «объём», «масса». |
Магазин |
10 |
Плоские и объемные предметы |
1 |
Плоский предмет, объёмный предмет. Симметрия предметов. |
Школа, пришкольный участок |
Например, на экскурсии №2 можно предложить ученикам посчитать количество окон в школе с двух сторон и сделать вывод, или предложить одной группе учеников собрать 15 листьев, а второй группе столько же или на 5 листьев больше.
На экскурсии №3 можно предложить ученикам понаблюдать за деревом и найти там пересекающиеся, ломаные линии, возможно – параллельные.
Организация каждой экскурсии включает в себя три этапа: 1) подготовка к ней учителя и учащихся; 2) проведение экскурсии; 3) оформление полученного материала.
Особенностями внеурочной работы по математике является то, что по содержанию она не регламентирована программой по математике, при подборе заданий по математике для внеклассных занятий непосредственная связь с текущим программным материалом желательна, но не обязательна, а сами задания по математике по форме не обязательно должны быть точно такими, какие встречаются на уроках, а также отмечается занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.
Разнообразные формы внеурочных занятий представляют большие возможности для повышения интереса к учебному предмету.
Список литературы:
Старицына О.Н. Формирование математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности // Евразийский Союз Ученых. 2016. №3-2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-matematicheskih-sposobnostey-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.12.2021).
Тайлакова Е. В. Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах / Е. В. Тайлакова, С. Б. Носова. Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). Казань: Бук, 2018. С. 51-53.
Озеркова Е.А., Закорюкина Н.Н. Внеурочная деятельность как одно из направлений реализации основной образовательной программы начального общего образования (из опыта работы МОУ Средняя школа № 8) / Е.А. Озеркова, Н.Н. Закорюкина // Научный поиск: личность, образование, культура. 2017. №1.3. C.10-12.
Гребенникова Н.Л. Организация внеурочной работы по математике в современной начальной школе / Н.Л. Гребенникова, Д.З. Хасанова// Новости науки 2019: сборник материалов VIII-ой международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 15 марта 2019 года. Москва: Научно-издательский центр "Империя", 2019. С. 206-208.
Сорока О.А. Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших школьников по математике / О. А. Сорока. Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. С. 189-192.
Румянцева, И.Б. Занимательная комбинаторика / И.И. Целищева; И.Б. Румянцева. Шуя : Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2015. 133 с.
Корона короля из цветной бумаги. – URL: https://uprostim.com/korona-korolya-iz-tsvetnoj-bumagi/ (дата обращения: 07.11.2022).