Социальное сопровождение семей с несовершеннолетними детьми в условиях реабилитационного центра - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Социальное сопровождение семей с несовершеннолетними детьми в условиях реабилитационного центра

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обеспечение благополучного и защищенного детства, создание благоприятной для проживания и воспитания детей среды является национальным приоритетом социальной политики Российской Федерации. Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года ставятся задачи по разработке современной и эффективной политики в области детства, в том числе по совершенствованию системы мер, направленных на предотвращение социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних, развитие различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан.

Столь пристальное внимание к проблеме обеспечения защищенного детства со стороны руководства страны обусловлено тем, что эффективность профилактической работы остается низкой, число находящихся в социально опасном положении детей – стабильным.

Ребенок должен жить в семье. Благополучная, основанная на принципах равного уважения достоинства детей и взрослых, семья играет ключевую роль в формировании среды, комфортной и доброжелательной для жизни и развития детей. Как отмечается в законодательных актах, обеспечение благополучного и защищенного детства стало в последнее десятилетие одним из основных национальных приоритетов России.

В современной России по данным статистики за 2020 год, более 67 тысяч семей находятся в социально опасном положении, в общей сложности это составляет около 202 тысячи человек, из них 60 % – это дети.

По словам Министра семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Натальи Исаевой, начавшаяся в 2020 году пандемия показала, насколько востребованы услуги по реабилитации и социальному сопровождению семей с несовершеннолетними детьми. Так, после снятия первых ограничительных мер, связанных с угрозой распространения новой короновирусной инфекции, наполняемость реабилитационных центров Ульяновской области составила 100%.

Поэтому можно говорить, что в период сложной эпидемиологической обстановки, особенно актуальным встал вопрос организации социального сопровождения семей, находящихся в группе риска. Также ограничительные меры усложняют диагностику и выявление семей, нуждающихся в социальном сопровождении.

Профилактика и раннее выявление детского и семейного неблагополучия, мобилизация возможностей для сохранения семейного окружения ребенка и активизации внутреннего потенциала семьи принадлежат к числу приоритетов деятельности специальных реабилитационных центров.

Основной целью социального сопровождения семей с детьми в организациях социального обслуживания является помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.

Достижение цели возможно при решении следующих задач [1]:

‒ разработка нормативной правовой и информационной методической базы, механизмов эффективного социального сопровождения семей с детьми на территории субъектов Российской Федерации в рамках положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ;

‒ обеспечение эффективных изменений в системе социального поддержки семей с детьми в субъектах Российской Федерации посредством институционализации социального сопровождения;

‒ обеспечение тесного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми;

‒ обеспечение профилактики и/или преодоления кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи;

‒ обеспечение профилактики насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях;

‒ создание условий для сокращения социального сиротства, отказов от детей в семье и в родильных домах, предотвращения лишения родительских прав;

‒ повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

‒ создание условий для сокращения возвратов детей из приемных и замещающих семей в государственные учреждения;

‒ использование эффективных технологий и методик работы с семьей с детьми, направленных на активизацию ее внутренних ресурсов, снижение иждивенческих настроений, формирование чувства ответственности за воспитание детей и содействующих выходу семьи на самообеспечение путем заключения социальных контрактов.

Все описанные задачи наиболее эффективно решаются в условиях специализированных учреждений.

Также стоит отметить, что работа по социальному сопровождению конкретной семьи должна охватывать различные поколения и ориентироваться на качество жизни как отдельных членов семьи (на настоящий момент, работа в основном ориентируется на детей) так и семьи в целом. Поэтому в качестве объекта воздействия нужно рассматривать не жилищные условия, сложные отношения или личностные особенности родителей, детей, родственников, а социальную ситуацию развития семьи в целом [2].

Цели, задачи и содержание социального сопровождения на семью, направленного на оказания ей помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их возникновения. Например, специалист по социальной работе выявил проблему безработицы. Причиной стало сокращение с места работы главы семьи. Специалист по социальной работе (социальный педагог) содействует ему в устройстве на работу через центр занятости населения.

Определение форм и методов работы с семьей на различных стадиях развития проблемной ситуации позволяет интегрировать формы и методы социальной работы в рамках ситуативного подхода и обеспечить эффективность их реализации [3].

Можно выделить и сформулировать некоторые особенности социального сопровождения семей с несовершеннолетними детьми в условиях реабилитационного центра.

1. Одним из наиболее простых и достаточно эффективных методов взаимодействия являются беседы. Это, во-первых, дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Специалист, который ведет беседу, должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения ситуации; быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.

Грамотно подготовленная и построенная беседа помогает наиболее эффективно оценить необходимость и объем работ по социальному сопровождению.

Основополагающей особенностью социального сопровождения в условиях реабилитационного центра является оказание всесторонней поддержки. Наиболее актуально это для детей, чья семья находятся в сложной ситуации. Проведенная работа помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, а также отношения между членами семьи.

2. Также одной из важных особенностей можно выделить оказание помощи для преодоления конфликтов в семье, школе и т.д. Здесь, прежде всего, необходимо выяснить, что привело к конфликту, и попытаться устранить или снизить влияние первопричины. Необходимо проанализировать мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные точки соприкосновения конфликтующих (чаще всего - это общая деятельность)

3. Многие реабилитационные центры также применяют практику социального патронажа. Вид социального обслуживания клиентов и групп риска, преимущественно на дому, заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их лиц социальными работниками, оказании гражданам необходимой поддержки.

Во время патронажа есть возможность оценить реальную обстановку в семье, обследовать жилищно-бытовые условия, понаблюдать за семьей в обычной домашней обстановке, исследовать ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психо-эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке.

Благодаря социальному патронажу, появляется возможность проведения доверительных бесед, освобождающих родителей от страха и неуверенности перед лицом официальных инстанций, что зачастую является очень важным фактором.

В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей специалистам нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях наиболее приемлемым вариантом будет осуществление социального сопровождения в условиях реабилитационного центра.

Реабилитационные центры проводят все необходимые консультации (социально-правовые; социально-педагогические; социально-психологические; информационные).

Содержание практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, как уже говорилось выше, определяется характером ее проблем.

В процессе социального обслуживания данной категории населения у специалистов сформировались схемы, методики, технологии социальной работы по преодолению «социально опасного положения» семьи.

Своевременная и компетентная социальная поддержка детей и их семей, попавших в трудные жизненные ситуации, оздоровление атмосферы в семьях (а не лишение детей семьи) может и должны стать основным звеном в стратегии преодоления и превентивной профилактики социального сиротства.

Список литературы:

1. Вараева, Н. В. Комплексная программа социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка «Семейный круг» / Н. В. Вараева, Е. В. Молькова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 99 с. — ISBN 978-5-9765-1710-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119318 (дата обращения: 02.01.2022).

2. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 272 с.

3. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / Басов Н. Ф., Басова В. М., Бобкова Е. Н., Веричева О. Н., Воронцова А. В. - Москва: Кнорус, 2016. - 528 с.

4. Социальная реабилитация человека в техногенном обществе: сборник материалов Международной научной конференции (23-24 окт. 2013 г.) : материалы конференции. — Казань : КНИТУ, 2014. — 132 с. — ISBN 978-5-7882-1535-8. 

5. Основы теории социальной работы [Текст] : учебно-методическое пособие / И. А. Плохова ; ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова». — Ульяновск : ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2017. — 33 с.

Просмотров работы: 233