Причины возникновения иждивенческой позиции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения интернатного типа - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Причины возникновения иждивенческой позиции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения интернатного типа

Романова Е.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблемы развития детей, оставшихся без попечения родителей, их социализации и интеграции в общество являются предметом активного обсуждения.

В большинстве современных исследований «сиротство» рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без их попечения вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими. Сюда отнесены также дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Сиротство как процесс разрушительно влияет на эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психологического и социального развития.

В Федеральном законе Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 89-ФЗ даны определения понятиям:

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [7].

Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке [7].

На настоящий момент распространенность иждивенчества в среде молодежи, согласно данным официальной государственной статистики, составляет порядка 11,8 % (доля молодежи, которая не учится и не работает) [5].

В бытовом понимании термин «иждивенцы» имеет негативную окраску. Под ним понимается человек, который хочет жить за счет другого и ничего не делать. В юридическом понимании иждивенец не имеет отрицательного смысла: иждивенчество не является правонарушением или преступлением.

Понятие «иждивенчество» в толковом словаре Ожегова определяется как стремление во всем рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счет [7].

Общее правовое определение иждивенцев указывает на то, что к ним относят лиц, которые находятся на долгосрочном или пожизненном материальном обеспечении у других лиц.

Исходя из этих определений, иждивенец — это лицо, находящееся на длительном постоянном материальном или денежном обеспечении со стороны других лиц. При этом такая материальная помощь является для него основным источником средств существования.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также «лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей» (от 18 до 23 лет) являются, по мнению общественности, наиболее склонными к проявлению иждивенческих настроений и поведения. Лишь в последнее время наметилась слабопозитивная тенденция сокращения количества данного контингента за счет активизации работы с семьями, как родными, так и приемными.

Иждивенчество нельзя считать нормальным общественным явлением, так как оно в целом представляет собой такой образ жизни индивида, когда он умышленно, сознательно стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования в данном обществе за счет самого общества, что является своего рода девиацией.

Основой иждивенчества всегда является ситуация зависимости индивида. Направленность такой зависимости может быть весьма разнообразной, но по своей сути социальное иждивенчество всегда означает существование индивида, обеспечение его потребностей за счет других членов общества [4].

Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, соседи и др.) провидит к тому, что социальная роль ребенка-сироты формируется на основе противоречивой информации, полученной ребенком из разных источников. Чаще всего в качестве подобных источников выступают СМИ и мнения сверстников. В результате этого неадекватного воздействия у ребенка, оставшегося без попечения родителей, формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты, вырабатывается иждивенческая позиция.

Условия жизни в учреждении не позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка. У детей практически нет собственного личного пространства, где ребенок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством могут считаться стена над кроватью, которую ребенок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском учреждении, устроенная таким образом, задает вынужденную публичность проживания. Даже сама планировка помещения учреждения не предусматривает личной территории, имеющей четко обозначенные границы, за которые проникновение «других» может происходить только с согласия «владеющего» ею человека [2, c.107].

Проживание в группе не дает возможности ребенку самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с динамикой собственных потребностей. Это может приводить к затруднениям в осознании собственных актуальных состояний. Такой ребенок с трудом будет отвечать на важные для развития самоопределения вопросы: «Чего я сейчас хочу? Какой я сейчас?» В качестве компенсаторного механизма в данном случае начнет функционировать механизм психологического слияния со средой («Я хочу того, чего хотят от меня другие»), что ведет к утрате границ собственного «Я».

В. С. Мухина, анализируя условия воспитания в детских учреждениях интернатного типа, отмечает целый ряд особенностей их воспитанников вне зависимости от возраста. В частности, дети не усваивают навыков продуктивного общения, при наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они строят свое общение с окружающими неадекватным образом. В силу неправильно формирующегося опыта общения дети зачастую занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений [3, с.117].

Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и организационного поведения демонстрируют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи извне, неуверенностью в своих силах. Условия воспитания ребенка-сироты в условиях детского дома исследователи характеризуют как «дефицит индивидуального внимания и преобладание педагогического воздействия». Это способствует иждивенческой позиции у детей («нам должны», «дайте»), осознанию внешней управляемости собственной жизни. Воспитанники детских домов, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр. Атмосфера гиперконтроля, в которой ребенок-сирота проживает свою жизнь в детском доме, отношение к нему как к несамостоятельному и неспособному решать собственные проблемы и проблемы своего окружения, усугубление депривационных нарушений у детей с возрастом и «детдомовским стажем» создают условия, которые снижают способность детей к социализации [6, с. 98].

Еще одной причиной, порождающей иждивенческое отношение к жизни, является безответственность детей-сирот. Не более чем у 5% воспитанников интернатных учреждений наблюдается оптимальное проявление ответственности. Ответственность предполагает способность предвидеть последствия поступков и поведения, отвечать за них, а также самостоятельно осуществлять жизненные выборы.

Следующим выявленным недостатком характера у детей-сирот является безволие. У детей-сирот это приводит к беспомощности, инфантильности, несамостоятельности, повышенной внушаемости, замкнутости. Совокупность этих черт приводит к формированию иждивенческих настроений.

Другой стороной проявления инфантилизма является импульсивность действий сирот, когда они самовольно покидают интернатные учреждения, бросают учебу в техникумах, училищах, а вернувшись в родные стены учреждения, твердо убеждены в том, что там им обязаны помочь жильем, деньгами, советами.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что в детском доме у ребенка было беззаботное существование, о нем заботились и обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения он испытывает культурный шок, ведь теперь он сам должен: думать, решать, предпринимать, а самое главное – обеспечивать себя для нормального существования. В связи с этим предстоит организовать свое жизненное пространство, что вызывает трудности, так как они привыкли рассчитывать на государство, общество, детский дом, где не было наглядного примера и опыта «взрослой жизни».

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Денисова, Д.Н. Сиротство – особенности современной ситуации / Д.Н. Денисова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – № 91. – С. 107.

Мухина, В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / В.С. Мухина. – Москва : Просвещение, 1991. – С. 113-122.

Социологический словарь / сост. Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев, О.Е.Чернощек. – Москва: НОРМА, 2008. – 608с.

Статистические данные Росстат. [Электронный ресурс] - URL: - https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 12.01.2022).

Яковлева, Н.Ф. Проявление недостатков характера у детей-сирот / Н.Ф. Яковлева // Вестник государственного педагогического университета им.В.П. Астафьева. – 2011. – № 4 (18). – С. 98.

Толковый словарь / сост. С.И. Ожегов. [Электронный ресурс] - URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения 12.01.2022).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 89-ФЗ. [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения 12.01.2022)

Просмотров работы: 313