Внедрение активных методов на урок алгебры 8 класс, как способ повышения мотивации к изучению предмета - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Внедрение активных методов на урок алгебры 8 класс, как способ повышения мотивации к изучению предмета

Панова В.С. 1
1Ивановский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном образовании ставится цель развития личности учащегося, раскрытие его творческих возможностей, поддержка его психического и физического здоровья. На данный момент в образовании определилось большое количество благоприятных установок: у преподавателя появилась свобода для творческого поиска; родители имеют право выбирать педагогическую систему; появляются авторские/частные школы; зарубежный опыт активно применяется в обучении; появляется огромный выбор педагогических подходов к обучению.

Проблема внедрения активного метода на урок алгебры 8 класса актуальна, так как педагогу всё сложнее и сложнее заинтересовать ребенка на своих уроках.

Основываясь на опыте других ученых и преподавателей, были выявлены новые способы решения данной проблемы, которые представлены в данной статье.

На педагога с каждым годом возлагаются все более серьезные и ответственные задачи. Каждый год количество информации, которую нужно «принять и осознать», а после «переварить» ученикам растет. Стоит отметить, что сейчас возможности учащихся небезграничные. На данный момент новые требования предъявляют в больше степени к качественной стороне обучения, а не к количественной. Главной задачей в настоящее время является применение современных технологий. Постепенно традиционные методы преподавания уходят из обучения. Можно сказать, что на первом место постепенно появляются новые методы обучения, а именно активные методы обучения. Данные методы дают обучающимся возможность самим активно участвовать в образовательном процессе. Одна из самых актуальных проблем не только в психологической, но в педагогической науке, а также в образовательной практике является активность личности в обучении.

Хочется отметить, что данная проблема интересна таким людям, как В.А. Сухомлинского, а также «педагогики сотрудничества» (70–80-е гг.) – В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой и других.

Данная тема была мне очень интересна, потому что я сама являюсь будущем педагогом, поэтому я хочу соответствовать всем современным методам обучения и использовать их в своей дальнейшей практики.

Целью исследования является проанализировать литературу, а именно методические пособия, статьи и научные работы и сделать вывод по данной теме «Стоит ли внедрять активные методы на урок алгебры 8 класс?».

Задачами данной статьи являются: описание методов активного обучения, чтобы рассмотреть их изнутри, выявить роль активных методов обучения на уроках, дать характеристику методам, а также сделать заключение.

Необходимо рассматривать различные методы и приемы, которые направлены на развитие активности познавательной деятельности, потому что каждый ученик обладает индивидуальными особенностями познавательной деятельности, благодаря которым в будущем ученик будет более успешным в учёбе.

Беспалько В.П. дал отличное понятие методу обучения. «Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей». [4, с.97].

Если рассматривать фундамент общего образования, [7] то такой термин, как «универсальные учебные действия/УУД» объясняется, как «умение учиться», т.е. расположение нашего субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем осознания и активности присвоения социального опыта, который является новым для него, так утверждала Козлова В.В., с ней сложно не согласиться. Педагог обязан планировать применение таких методов, которые должны быть направлены на формирование УУД. Такие методы существуют и называются активными и интерактивными, зависят от взаимодействие учащихся.

Хочется обратить внимание на ряд определений обучения из педагогического энциклопедического словаря, а именно «метод», «средство» и «прием» [5].Определения Бим-Бад Б.М. я взяла себе на заметку.

Метод обучения – это такой процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Средством обучения обычно является какой-то материальный объект, который будет использован или использован преподавателем и обучающимся для того, чтобы знания усвоились лучше.

Приём обучения — это взаимодействие, а, если быть точнее, то кратковременное взаимодействие между учителем и учениками, которое целенаправленно на усвоение и передачу определенного знания, умения, навыка. (ЗУН)

В настоящее время перед педагогом стоит важная цель создания социально-педагогических условий для общения между членами образовательного процесса, благодаря которым личностное развитие обучающегося увеличивается.

Одним из актуальных вопросов в образовательной практике является вопрос активности личности, именно в обучении. На данный момент учащийся испытывает огромное затруднение, когда сам для себя ставит цели, анализирует новую информацию, делает выводы, а также указывает связь между изучаемыми элементами. Многие знаменитые педагоги замечают у обучающихся отсутствие мотивации к учёбе, низкий уровень развития познавательных интересов.

Хочется обратиться к Бабанскому Ю.К, который подметил, что благодаря созданию различных условий учения, которые включают в него интеллектуальную, личностную и социальную активность возможно с применением активных методов обучения [3].

Из-за того, что перед образование появились новые задачи: обеспечить обучающегося формированием и развитием способностей и познавательных интересов, развитием творческих способностей личности, то именно по этой причине развитие активных методов стало набирать обороты.

Как сказала Анашкина И.В. активные методы обучения — это методы, из-за которых обучающиеся стремятся к активной мыслительной и практической деятельности [2].

В наше время современное обучение основывается на использование системы методов, которая направлена на самостоятельное изучение и овладевание знаниями и умениями учениками в процессе активной деятельности.

«Учитель ↔ ученик»- это основная схема взаимодействия активных методов обучения. Если рассматривать данную схему, то можно сделать вывод о том, что данные методы предполагают одинаковое участие, как преподавателя, так и ученика. В данном методе ученик выступает точно также, как создатели урока.

Можно считать, что прародителями данного метода является такие прославленные педагоги, как А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо и др.

Стоит обратить внимание на признаки активных методов обучения, которые выявил Выготский Л.С.:

– Обучающийся сохраняет активность на протяжении всего дня (учебного процесса);

– Обучающийся сам определяет себе задачи и ищет способ их решения.;

– Положительная мотивированность к обучению [6].

Активные методы обучения строятся:

–на диалоге, где идет обмен знаниями о решении проблем;

– на практической направленности, игровом действии и творческом

характере обучения;

– разнообразных коммуникациях;

– на использовании знаний и опыта обучающихся, индивидуальной

форме организации их работы;

– на деятельностном подходе к обучению.

Новик М.М. очень четко и понятно расписал эту классификацию

[7].

Существуют две обширные группы активных методов обучения: групповые и индивидуальные.

Сластенин, В.А. дал четкое понятие, которое отлично описывает групповые методы. «Групповые методы относятся к определенной группе участников, индивидуальные- к определенному человеку, выполняющему свою специальную или иную подготовку вне посредственного контакта с другими учащимися». [10, с.212]

Если рассматривать подробно классификацию, то тогда она включает в себя:

1) Дискуссионные;

2) Игровые;

3) Тренинговые;

4) Рейтинговые;

Группа ученых под руководством М.М.Новик предоставили описание активных методов обучения [8]. Классификация, которая делится на имитационные и не имитационные активные методы обучения.

Отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности является главной чертой не имитационных методов. С помощью прямых и обратных связей между педагогом и учащимся осуществляется активизация обучения.

Одна из отличительных черт методов – это наличие модели изучаемого процесса. Самая главная особенность имитационных методов — это разделение на игровые и неигровые. Если обучающиеся должны играть определенные роли, тогда данный метод относится к игровым. Педагог может выбирать, как один активный метод, так и несколько.

При применение активных методов осуществляется распределение обязанностей, а именно при получении, обработки и использовании информации между преподавателем и между самими обучающимися.

Если делать выбор активных методов, то стоит руководствоваться определёнными критериями: - соответствие целям и задачам;

-соответствие изучаемой темы;

- соответствие возможностям обучающихся;

-соответствие временному промежутку и условиям;

-соответствие педагогу, а именно: опыт, желание, профессиональные качества [3].

Чтобы интерес к такому уроку, как алгебра продолжался на протяжении всего учебного процесса, и мотивация обучающихся не пропадала, необходимо их стимулировать на протяжении всего урока. Активность не исчезнет, если педагог на уроке целенаправленно использует задания такие как: сформулируй, докажи, объясни и т.д. Еще можно использовать приемы по исправлению специально сделанных ошибок.

После анализа литературы [1,9,11] можно сделать вывод, что кейс-технологии, дидактические игры, баскет-метод относятся к активным методам.

В основе методов обучения лежит диалог, который представляет собой обмен знаниями и мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Стоит отметить, что без хорошо обдуманных и продуманных действий трудно организовать хорошее усвоение программы такого предмета, как алгебра в 8 классе. Именно поэтому следует улучшать методы и приемы обучения, которые всячески помогают вовлечь обучающегося в учебный процесс. Благодаря использованию активных методов формируются не только знания, но и умения, потребности применения этих знаний в стрессовых ситуациях и принятие правильных решений. Стоит отметить, что главная задача педагога состоит в правильном выборе активного метода, который будет являться не только эффективным, но и соответствующим целям и результатам урока. На данный момент активные методы все чаще стали применяться в обучении детей. С помощью этих методов процесс обучения становится легче, как для учителя, так и для учеников.

Ниже представлены некоторые методы активного обучения, которые на данный момент являются самыми эффективными.

Использование компьютера и различных мультимедийных технологию помогают добиться преподавателю положительных результатов, а именно ученики лучше и легче усваивают материал. Благодаря компьютерным технологиям на практике возможно реализовать такие методы обучения как: деловые игры, презентации и др. С помощью компьютера мы можем располагать огромным количеством информации. Благодаря анимации и звуковому сопровождению, ученик более вовлечен в процесс обучения и легче воспринимает информацию.

Активные задания тоже занимают лидирующую позицию. Эти задания требуют не просто воспроизвести информацию, а творчески подойти к данному заданию. Данный тип задания придает смысл обучения, мотивацию.

Творческое задания является творческим не только для обучающихся, но и для педагога тоже. При выборе такого задания нужно обратить внимание на следующие критерии:

- не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

- является практическим и полезным для учащихся;

- связано с жизнью учащихся;

- вызывает интерес у учащихся;

- максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то нужно постепенно вводить простые упражнения, а затем более сложные.

Работа в малой группе является неотъемлемой частью активных методов.

При организации такой работы нужно обратить внимание на знания и умения, обладают ли они нужным количеством навыков. Если всё-таки навыков недостаточно, то это будет сразу понятно, так как обучающиеся очень скоро потеряют мотивацию.

Очень распространёнными являются различные логические или обучающие игры на уроках.

Например, деловая игры, в которой создается ситуация выбора и принятия решения, есть условия близкие к реальности.

Несколько отличительных признаков: распределение ролей; различие интересов; учет результатов и др.

Главным достоинством является то, что в этих играх совмещается теория и практика. Игры всегда повышают интерес к изучению предмета, потому что сопровождаются эмоциями.

Что касается учебной игры, то она определяется, как модель взаимодействия участников между собой.

Ещё один из известных методов — это метод проектов, способ достижения цели, через четкую, детальную разработку, которая завершается реальным результатом.

Данный метод направлен на предоставление учащимся самостоятельного приобретения знаний в процессе решения проблем.

Это лишь малая часть активных методов, которые могут быть использованы в средней школе. У них есть одна общая цель: вовлечь обучающегося в процесс обучения, помочь преподавателю. Обучающиеся учатся творить, высказывать своё мнение и защищать его, думать. Все это помогает школьникам быть более уверенным в себе и быть готовым к реальной жизни.

В заключении хочется сказать, что изучение литературы по данной теме позволило сделать вывод, что данная тема актуальна и является одной из главных задач современного образования. Также позволило сделать вывод о том, что метод активного обучения — это организация школьного учебного процесса, при котором невозможно не участвовать, т.к., ведется диалог на равных, а именно ученик является частью создания урока, он имеет определённое ролевое задание.

Данная методика включает в себя методы, которые стимулируют познавательную деятельность, благодаря которой в мыслительную активность вовлекается каждый обучающийся, она ориентирована на осознание, отработку и принятие имеющихся знаний у каждого ученика.

Стоит заметить, что наглядно видно все преимущества рассмотренных методов активного обучения. Правильное использование данных методов заметно повышает эффективность обучения.

Технология активного обучения — это такая технология, которая основывается на силах и возможностях обучающегося.

В педагогический процесс обучения следует внедрять активные методы, так как это повышает мотивацию детей к учебе.

Хочется сделать вывод о том, что, анализируя опыт педагогов можно сказать, что активные методы необходимо внедрять на уроки алгебры 8 класс, так как благодаря этим методам у обучающихся повышается интерес к обучению и познавательной деятельности, ребёнок заинтересован в поиске информации самостоятельно, а также полностью вовлечён в процесс обучения, потому что на уроке выстраивается диалог на равных, ученик так же является организатором урока, тем самым полностью создаёт урок сам.

Список литературы

1. Алиухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе: учебное пособие / Т.Г. Алиухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 497 с.

2. Анашкина И.В. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации / И.В. Анашкина. – Тамбов: изд. ООО Орион, 2011. – 239 с.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 2003. – 541 с.

4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Большая российская энциклопедия. / Б.М. Бим-Бад – М: ТЦ Сфера, 2002. – 107 с.

6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 1983. – 358 с.

7. Козлова В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с

8. Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению / М.М. Новик //СПб.: СПбГНЭУ, 2010. – 59 с.

9. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 276 с. 31. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский. − 2–е изд.– М.: 2005. – 287 с

10. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002.

11. Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в школе / О.Н. Хижнякова – М.: Издательство «Владос», 2006. – 360 с

Просмотров работы: 24