Школа «Лидер» – это школа кадрового резерва, созданная в стенах МГУ им. адм. Г.И. Невельского под руководством В. М. Кононова, и направленная на получение дополнительных знаний в области психологии, педагогики, а также управленческих навыков и умений владеть собой в разных ситуациях, что является основополагающими инструментами успешного лидера. Данные, полученные в ходе нашего эмпирического исследования, позволили выявить основные индивидуально-личностные показатели, представленные в психологическом портрете будущего лидера и оптимизировать процесс психолого-педагогической работы с участниками школы.
Индивидуально-типологические свойства представляют собой устойчивые индивидуальные особенности человека, характеризующие его как личность и индивидуальность и проявляющиеся в его поведении, среди которых: темперамент, характер и способности. К чертам темперамента обычно относят силу и слабость нервной системы и советующую динамику переживания чувств и желаний, их глубину или поверхностность, устойчивость или изменчивость. Характер представляет собой совокупность индивидуальных психических свойств и стилевых черт, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека формах поведения. Под чертами характера в психологии традиционно понимаются свойства личности, определяющие вариативность ее поведения в типичных обстоятельствах, которые социально обусловлены, и могут быть акцентуированы, то есть чрезмерно усилены в виде отдельных глобальных черт характера, при котором могут наблюдаться не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека [1, 2].
Человеку, претендующему на роль лидера в группе, а в дальнейшем, в рабочем коллективе, необходимо обладать определенным набором личностных параметров, обеспечивающих эффективность межличностного взаимодействия. В свою очередь, под лидерскими качествами мы понимаем совокупность индивидуально-типологических, социально-психологических и управленческих свойств личности, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций. Именно наличие или отсутствие необходимых качеств в некоторой степени определяет, почему одни члены группы становятся лидерами, а другие, напротив, не принимаются группой в качестве лидеров.
Оценка и формирование лидерских качеств представляет собой элементы единой системы специальной подготовки участника школы «Лидер» для обеспечения и реализации ими будущей успешной профессиональной деятельности.
Предметом нашего исследования являются индивидуально-личностные характеристики, такие как: темперамент, акцентуации характера, уровень субъективного контроля, уровень невротизации и психопатизации, нейротизм и предрасположенность к конфликтному поведению. Эмпирическая база состоит из 10 участников школы «Лидер» возрастом 21 год.
Методики исследования: методика К. Томаса «Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению»; личностный опросник Г. Айзенка EPI; личностный опросник Г. Шмишека; опросник «Уровень субъективного контроля»; опросник «Уровень невротизации и психопатизации».
Так, в результате проведенной психологической диагностики были получены следующие данные. Частота встречаемости доминирующих стратегий поведения участников школы «Лидер» по методике К. Томаса «Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению» следующая: 5 человек предпочитают «компромисс», 4 человека – «сотрудничество». У 3 человек – «избегание» и «приспособление», и только 1 человек выбрал «соперничество». Полученные данные демонстрируют нам, что у участников школы «Лидер» доминирующими стратегиями поведения в конфликте являются компромисс и сотрудничество. Наши испытуемые склонны к взаимным уступкам, конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрению другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.
Результаты участников по личностному опроснику Г. Айзенка EPI: у 2 человек ярко выражена экстраверсия, у 8 человек – средние значения экстраверсии. У 2 человек – высокий уровень нейротизма, у 6 человек – средние значения и у 2 человек – низкий уровень нейротизма. Респондентам характерны средние значения экстраверсии и нейротизма. Им свойственна зрелость, высокая и хорошая адаптация, эмоциональная устойчивость, ситуативная целенаправленность, склонность к проявлению лидерства.
Частота встречаемости акцентуаций характера респондентов по личностному опроснику Г. Шмишека: гипертимный тип встречается 4 раза; демонстративный и аффективно-экзальтированный типы – 3 раза; эмотивный, неустойчивый и циклотимный типы – 2 раза; педантичный и возбудимый типы – 1 раз. У испытуемых преобладают такие акцентуации характера, как гипертимность, демонстративность и экзальтированность. Это свидетельствует о том, что им характерна общительность, высокая приспосабливаемость к людям, самостоятельность. Респонденты демонстрируют высокий жизненный тонус. Они умеют видеть и получать собственные преимущества в самых неблагоприятных условиях.
Результаты по опроснику «Уровень субъективного контроля»: у 8 человек преимущественно интернальный контроль, у 2 человек – экстернальный контроль. Полученные результаты указывают на то, что у испытуемых преобладает интернальный контроль, высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями.
По опроснику «Уровень невротизации и психопатизации» у 8 человек низкий уровень невротизации, 2 человек попали в зону неопределенного результата. У 2 человек низкий уровень психопатизации, у 1 человека высокий уровень психопатизации и 7 человек попали в зону неопределенного результата. Результаты исследования показывают, что у испытуемых преобладает низкий уровень невротизации и нормальные значения по шкале психопатизации, что свидетельствует об оптимизме, инициативности, независимости и легкости в общении.
На основе результатов исследования мы составили «групповой портрет» участников школы «Лидер». Преобладающие акцентуации характера такие как: гипертимность, демонстративность и экзальтированность свидетельствуют о том, что испытуемые умеют приспосабливаться к трудностям, видеть и получать собственные преимущества в самых неблагоприятных условиях. Их можно охарактеризовать как энергичных и инициативных личностей, которые проявляют неординарность в мышлении. Отличаются умением оказывать влияние на окружающих. Им характерна высокая пластичность, скорость протекания психических процессов. У большинства наших испытуемых преобладают средние значения экстраверсии и нейротизма. Это говорит об их общительности и ситуативной целенаправленности, характерна зрелая позиция, низкая эмоциональная напряжённость, интернальный контроль, что свидетельствует о том, что большинство важных событий в жизни есть результат их собственных действий. Испытуемые продемонстрировали низкий уровень невротизации. Стоит отметить их положительный фон основных переживаний, оптимизм, инициативность и независимость. У респондентов доминирующими стратегиями поведения являются компромисс и сотрудничество. Это говорит о склонности к взаимным уступкам и конструктивному обсуждению проблемы.
Таким образом, результаты исследования позволяют установить ярко выраженные индивидуально-типологические и социально-психологические свойства личности. Полученные нами результаты представляют практическую ценность в вопросах психолого-педагогической работы в контексте необходимости развития качеств современного инициативного, самостоятельного субъекта, способного активно и успешно строить свои отношения с окружающим миром в различных видах деятельности.
1. Мельник, С.Н. Психология личности: Учебное пособие. / С.Н. Мельник. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. – 96 с.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2000. – 705 с.