Предметом данного исследования является статья 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ).
Для исключения несправедливости при назначении административного наказания при несоразмерности этого наказания, законодатель предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении возможно только в случае несоразмерности совершенного административного правонарушения, с учетом характера и обстоятельств конкретного дела, предусмотренной КоАП РФ за совершение данного правонарушения санкции, только по усмотрению должностного лица, уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении, при наличии совокупности вышеуказанных обстоятельств.
Статья 2.9 КоАП гласит: «при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием»1.
Таким образом, лицо не привлекается к административной ответственности и освобождается от административного наказания, но КоАП не даёт понятия малозначительности. Важно отметить, что если такое же правонарушение будет совершено в будущем, то лицо привлекается к ответственности так же, как и за первое совершенное правонарушение.2 Повторение совершения однородного правонарушения не исключает возможности применения статьи 2.9 КОАП РФ.
В юридической литературе так и не выведено единое понятие малозначительности, по этому вопросу существует большое количество мнений. Так, Ю.А. Тихомиров, не раскрывая само понятие малозначительности, отмечает, что, если совершенное административное правонарушение является малозначительным, орган (должностное лицо), уполномоченный разрешать дело, может освободить нарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием. В этом он видит проявление гуманизма правоохранительных органов.
Д. Н. Бахрах видит малозначительность в качестве альтернативы административной ответственности, и в основе этой альтернативы признаются дискреционные полномочия правоохранительных органов 3. Такую же точку зрения высказывает В.М. Фокин, утверждая, что уполномоченный орган при освобождении нарушителя от ответственности за малозначительность совершенного деяния призван руководствоваться мотивами целесообразности4.
Малозначительность совершенного правонарушения является исключительно оценочной категорией, и признание правонарушения малозначительным зависит от совокупности всех обстоятельств его совершения.
Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления № 5 от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что «незначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее собой существенное нарушение охраняемых публичных правоотношений».
Но необходимо учитывать, что признаки объективной стороны некоторых правонарушений не могут быть признаны малозначительными.
Так, Пленум Высшего Арбитражного суда РФ указал (пп. 18, 18.1), что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания5.
Полагаю уместным рассмотрение вопроса применения статьи 2.9 КоАП на практике.
17 июня 2019 года между МБОУ Спиринская основная школа №11 и ООО «<данные изъяты>» заключен контракт № 1 на выполнение работ по ремонту спортивного зала, срок выполнения работ по контракту до 20 июля 2019 года. Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. Потандаева Э.Я., как должностное лицо – директор МБОУ Спиринской основной школы №11 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель лица, привлеченного к административной ответственности, Белавина П.С. подала жалобу, ходатайствуя о прекращении дела в связи с малозначительностью.
Привлекая должностное лицо к ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, административный орган пришел к выводу об отсутствии малозначительности совершенного правонарушения, указав при этом, что материалами дела не подтвержден факт принятия Потандаевой Э.Я. исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение допущенного нарушения. Было указано, что допущенное Потандаевой Э.Я. правонарушение не обусловлено объективными, не зависящими от нее причинами, у нее имелась возможность осуществить свои полномочия в соответствии с требованиями законодательства.
В тоже время суд принимает во внимание, что правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ имеет формальный состав, который не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, решение вопроса о его малозначительности должно базироваться на анализе всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению.
Оценивая совокупность всех обстоятельств, суд пришёл к выводу о том, что в данном случае степень нарушения охраняемых общественных отношений была незначительна и ненадлежащее исполнение должностным лицом служебных обязанностей по соблюдению требований Закона о контрактной системе в сфере закупок не создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Суд принял решение жалобу Потандаевой Э.Я. удовлетворить.6
Исходя из вышеприведённого можно сказать, что малозначительность является оценочной категорией, при её применении необходимо учитывать все обстоятельства административного правонарушения. К примеру, для определения возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ учитывается состав правонарушения. Формальный состав не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, в связи с этим принимаются во внимание причины и условия, способствующие правонарушению. В случае, если состав правонарушения материальный, возможность применения статьи 2.9 затруднено, так как размер вредных последствий чётко установлен и от него будет зависеть размер (срок) наказания, что исключает возможность несоразмерности назначения наказания.
Литература:
Бахрах Д. Н. Административное право. М., 2000. С. 507–508.
Даровских С.М. К вопросу о малозначительности административного правонарушения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. №7 (266), 2012, С.96.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022)
О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Верхов. Суда Рос.Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 19.12.2013). П. 21. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2021).
Решение № 12-58/2020 от 28 сентября 2020 г. по делу № 12-58/2020 Ширинский районный суд (Республика Хакасия) // Судебные и нормативные акты, https://sudact.ru/law/koap/razdel-i/glava-2/statia-2.9/?page=1
Фокин В. М. Административное право: учебное пособие. М., 2003. С. 255.
1 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022)
2 Даровских С.М. К вопросу о малозначительности административного правонарушения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. №7 (266), 2012, С.96.
3 Бахрах Д. Н. Административное право. М., 2000. С. 507–508
4 Фокин В. М. Административное право: учебное пособие. М., 2003. С. 255.
5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Верхов. Суда Рос.Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 19.12.2013). П. 21. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2021).
6 Решение № 12-58/2020 от 28 сентября 2020 г. по делу № 12-58/2020 Ширинский районный суд (Республика Хакасия) // Судебные и нормативные акты, https://sudact.ru/law/koap/razdel-i/glava-2/statia-2.9/?page=1