Использование интерактивного видео на уроках информатики - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Использование интерактивного видео на уроках информатики

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За последние десятилетия наблюдается существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов, изучаемых в школе. В связи с этим большое внимание уделяется применению прогрессивных методик обучения, в том числе предполагающих использование образовательных видеоматериалов.

Очевидно, что видеоматериалы предоставляют большие возможности для обучения, так как соединяют видео и аудиовосприятие, погружают учащегося в ситуации, в которых необходимо применять знание предмета. Они обладают наглядностью и зачастую игровым характером, само использование новой методики привносит значительное разнообразие в урок.

Таким образом, применение видеотехнологий открывает большую возможность развития творческого потенциала учащихся, в частности развитие воображения и прогнозирования ситуаций на основе реальных жизненных ситуаций и событий. Отсюда очевидна важность и актуальность изучения использования видеоматериалов в обучении различным дисциплинам, в том числе и информатике. Более подробно в своей статье мы остановимся на таком виде учебного видеоконтента как интерактивное видео.

Интерактивное видео – это видео, с которым пользователь имеет возможность взаимодействовать напрямую. Такое видео позволяет облегчить его просмотр (ссылки, аннотации, комментарии), проверить усвоение материала (опросы, обсуждения, задания) или внести элементы игры (выбор сюжета).

Опишем три наиболее известных сайта для создания интерактивных учебных видеоматериалов:

1. Edpuzzle (https://edpuzzle.com/)

Сервис EDpuzzle позволяет создавать интерактивные онлайн-уроки на основе видеофрагментов. Все настолько просто, что с ним может разобраться любой человек. Для начала нужно выбрать видеоролик, который можно либо импортировать, либо найти на EDpuzzle. Поисковая система платформы позволяет искать видео на TED, Youtube и многих других информационных ресурсах. После выбора видео, вы можете вырезать из него нужный фрагмет, добавлять голосовые комментарии, и создавать различные типы задач, которые могут появляться в любой необходимый момент в видео.

После входа на платформу, учащиеся могут просматривать урок, присоединившись к классу, по автоматически сгенерированному коду, который выдается преподавателю после его создания. Преподавателю доступна статистика всего класса, можно времени ученик потратил на просмотр видео, и какие фрагменты пересматривал несколько раз. Учащиеся также могут создавать свои уроки, доступные только преподавателю.

Кроме того, на сайте есть библиотека бесплатных уроков, созданных другими преподавателями.

Сервис бесплатный и имеет англоязычный интерфейс, однако при поиске и создании можно использовать русский язык.

2. Learnis (https://www.learnis.ru/)

Сервис Learnis – отечественный электронный набор инструментов для эффективного обучения на основе игровых методов. Образовательная платформа уникальна, прежде всего тем, что она обладает многофункциональностью. С ее помощью можно создать:

Образовательные квесты;

Дидактические игры (своя игра);

Терминологические словари (флэш-карточки);

Интерактивное видео.

На сайте необязательна регистрация, но созданные без нее задания будут автоматически удалены через 3 месяца после создания, если их никто не использует. Соответственно преимущество регистрации в том, что созданные квесты хранятся в личном кабинете и их всегда можно найти и отредактировать.

3. LearningApps (https://learningapps.org/)

Сервис LearningApps – полностью бесплатный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать интерактивные упражнения разных видов. Сервис русифицирован, и за редким исключением знание иностранного языка не понадобится.

Платформа имеет 20 различных вариантов игровых механик, которые можно использовать для создания собственного упражнения. Каждый вариант игровой механики снабжен подсказками поэтому сервис очень прост в использовании.

На сервисе есть библиотека уже готовых работ, ранее созданных другими авторами, которые всегда можно использовать в качестве шаблона.

Можно выделить следующие достоинства и недостатки LearningApps.

Достоинства:

Бесплатное использование;

Большой выбор игровых механик;

Любое упражнение можно использовать как шаблон;

Простота создания упражнений.

Недостатки:

Внешний вид упражнений;

Отсутствие статистики с результатами выполнения упражнений;

Качество перевода интерфейса на русский язык.

Составим сравнительную таблицу рассмотренных сервисов, оценив в баллах каждую характеристику.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика программных средств

 

Интерфейс на русском языке

Количество доступных функций

Бесплатность

Готовые элементы

Итого

Edpuzzle

Нет русского интерфейса (0)

Работа только с интерактивным видео (0,5)

Полностью бесплатный (1)

Большое количество готовых уроков (1)

2,5

Learnis

Отечественный сервис (1)

Достаточный выбор функций (1)

Условно бесплатный, наличие платной подписки (0,5)

Нет библиотеки готовых элементов (0)

2,5

LearningApps

Полностью русифицирован, но с недостатками перевода (0,5)

Большой выбор функций (1)

Полностью бесплатный (1)

Большое количество готовых заданий (1)

3,5

Исходя из анализа, для создания интерактивного видео будем использовать сервис LearningApps.

Рассмотрим задание для урока информатики по теме: «Основные компоненты компьютера». Интерактивное видео было создано с помощью сервиса LearningApps. Мы использовали учебное видео к учебнику для 7 класса Л.Л. Босовой, А.Ю.Босовой «Информатика», разработанное авторами учебника, размещенное на сайте методической поддержки курса информатики bosova.ru. Видео длится 6 минут 40 секунд.В него было добавлено 5 интерактивных заданий разных типов (рис. 1).

Рис.1. Интерактивное видео «Основные компоненты компьютера»

Первое задание посвящено работе с определением «современный компьютер». Это задание типа «Вставка слов» (рис. 2). Ученики должны вписать недостающие слова самостоятельно.

Рис. 2. Задание №1 «Определение компьютера»

Второе задание направлено на соотнесение устройств компьютера с их функциями. Тип задания – «Найти пару» (рис. 3). Ученики должны соотнести устройства с их функциями.

Рис. 3. Задание №2 «Устройства компьютера и их функции»

Третье задание направлено на работу с определением «разрядность». Тип задания – «Вставка слов» (рис. 4). Ученики должны выбрать правильные ответы из предложенного списка.

Рис. 4. Задание №3 «Определение разрядности»

Четвертое задание направлено на умение классифицировать устройства компьютера. Тип задания – «Классификация» (рис. 5). Ученики должны распределить картинки.

Рис. 5. Задание №4 «Устройства ввода и вывода»

Пятое задание направлено на проверку полученных знаний по теме «основные компоненты компьютера». Тип задания – «Викторина с выбором правильного ответа» (рис. 6). Ученики должны пройти тест.

Рис. 6. Задание №5 Тест «Основные компоненты компьютера»

Созданное интерактивное видео размещено по ссылке: https://learningapps.org/watch?v=pfyejs6f522

Данное видео можно использовать для организации объяснения материала и фронтальной работы, а также в качестве домашней работы. Одновременно решается две задачи – просмотр видео становится активной деятельностью. Кроме того, данное задание можно использовать для формирующего оценивания, т.к. ученик сразу получает обратную связь от программы – верно ли он ответил.

Таким образом, мы наглядно продемонстрировали, что существует несколько простых для освоения учителями сервисов позволяющих сделать видео интерактивным. А также показали, как можно использовать интерактивное видео, созданное в программе LearningApps на уроке информатики по теме «Основные компоненты компьютера».

Список литературы:

Использование мультимедийных технологий в процессе образования // Завуч. – 2007. - №31, с.34-36.

Лобанова Е. А. Актуальность использования видеоматериалов при организации учебного процесса на практических занятиях иностранного языка естественнонаучных направлений // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — с. 45-46.

Информатика. 7 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – с.57-60.

Просмотров работы: 172