Мотивация выбора профессии обучающихся МГУ им. адм. Г.И. Невельского - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Мотивация выбора профессии обучающихся МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Конторкина Ю.С. 1, Данченко С.А. 1
1ФГАОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование человека как субъекта труда, достаточно сложный и многогранный процесс, тем он и привлекателен для исследователей в области психологии и социологии. Выбор профессии – является одним из важнейших процессов, который во многом определяет жизненный путь человека, в связи с чем этот феномен в научном понимании набирает все большую актуальность.

Ученые часто сравнивают процесс выбора профессии с решением сложной, творческой задачи. «Человеку, выбирающему профессию, нужно суметь разобраться в этом огромном разнообразии, понять содержание разных профессий, требования, которые они предъявляют к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности, интересы» [4].

А. Н. Леонтьев, А. В. Юпитов имеют схожие взгляды на выбор профессии как выбор деятельности. При этом субъектами исследования являются, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, деятельность и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается как процесс развития субъекта труда. Таким образом, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные человека будут соответствовать требованиям профессии [2].

В контексте понимания выбора профессии как выбора вида деятельности также распространена точка зрения, что основным определяющим фактором правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная ориентация (С. Е. Рескина, Т. Ф. Иванчик) [1]. Несомненно, такой подход является более продуктивным, так как он подтверждает активность субъекта выбора профессии в заданном направлении.

Отношение к профессии, мотивы ее выбора, отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы, являются чрезвычайно важными, а при некоторых условиях и определяющими факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения.

Выбор профессии является промежуточным результатом процесса профессионального самоопределения. Характеризуя мотивацию профессионального выбора, необходимо заключить, что на этапе выбора той или иной профессии в структуре личности формируется определённый мотивационный конструкт, куда входят как осознаваемые мотивационные факторы, так и неосознаваемые. Также, в структуре мотивации выделяют внутренние и внешние по отношению к процессу и результату труда мотивы профессионального выбора [3]. При этом структура мотивации профессионального выбора индивидуальна для каждого субъекта этой деятельности, однако она имеет и ряд универсальных черт, обусловленных общностью социальной ситуации развития личности в обществе, общей структурой мотивационной сферы личности и профессионального выбора.

Правильный либо ошибочный выбор профессии молодыми людьми влияет на возможности реализации кадрового потенциала организации. Так, ошибочный выбор профессии вызывает неудовлетворенность работника трудом, отрицательно влияет на трудовую мотивацию, обуславливает низкую производительность труда, не позволяет раскрыть таланты и способности работника. В этой связи повышается актуальность изучения факторов выбора профессии.

Цель исследования: выявление особенностей мотивации выбора профессии обучающихся МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Объект исследования (эмпирический): студенты и курсанты МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Предмет исследования: особенности мотивации выбора профессии у студентов МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Гипотеза: мотивация выбора профессии у студентов различных направлений обучения МГУ им. адм. Г.И. Невельского имеет ряд отличительных особенностей.

Для решения поставленных задач были избраны следующие методы:

1) психодиагностический метод: стандартизованные психологические методики;

2) методы математической статистики (основные дескриптивные статистические показатели, φ*-критерий Фишера, U-критерий Манна-Уитни).

3) номотетические методы интерпретации данных (шкальный, нормативно-статистический).

Сбор данных производился с помощью следующих психодиагностических методик:

1. «Изучение факторов привлекательности профессии» В.А. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

2. «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.

Эмпирическая база исследования. Для исследования была избрана одна средняя выборка. В диагностике принимали участие студенты и курсанты старших курсов МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В общей сложности – 78 человек,

Реализация цели исследования предполагала деление выборки на три страты по параметру «направление подготовки»:

1. Студенты-психологи (19 чел.).

2. Курсанты-судоводители (37 чел.).

3. Студенты-логисты (22 чел.).

Для обработки данных применялись IBM SPSS Statistics 23 и Microsoft Excel. Данное прикладное программное обеспечение позволило быстро извлечь необходимую статистическую информацию в контексте, заданном направлением исследования.

Результаты исследования мотивации выбора профессии у студентов по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой

Результаты исследования мотивов выбора профессии среди студентов-логистов МГУ им. адм. Г.И. Невельского представлены наглядно на рисунке ниже.

Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

у студентов-логистов по методике Р.В. Овчаровой

Из рисунка видно, что среди студентов-логистов доминирующими являются внешние положительные мотивы (SR=10,65). В то же время социально значимые мотивы имеют достаточно низкие значения (SR=6,7). Подобная картина может говорить о том, что для данной выборки студенческой молодежи в настоящее время не является актуальным вопрос индивидуального вклада в развитие общества. Так, в мотивах выбора превалирует материальный интерес, а также избегание давления со стороны значимых фигур (например, родителей).

Соответственно, можно говорить о сформированном среди респондентов стереотипе на отвержение социальной значимости профессии. Полученный результат соотносится с тенденциями, выявленными в ходе исследований последних лет [3].

Далее рассмотрим результаты, полученные в ходе диагностики курсантов-судоводителей МГУ им. адм. Г.И. Невельского, которые наглядно продемонстрированы на рисунке ниже.

Рис. 2. Результаты исследования мотивов выбора профессии

у студентов судоводительского факультета по методике Р.В. Овчаровой

Из рисунка видно, что для курсантов-судоводителей в большей степени характерны внутренние мотивы выбора профессии. Так, наиболее сформированными оказались внутренние индивидуально значимые мотивы (SR=11,75), а также социально значимые (SR=11,15).

Соответственно, можно говорить о том, в вопросе выбора профессии среди студентов судоводительского факультета внутренняя мотивация преобладает над внешней. Внутренняя мотивация формируется из потребностей личности, поэтому на ее основе будущие специалисты обучаются с интересом, без внешнего давления.

Таким образом, выбор профессии среди курсантов-судоводителей может быть интерпретирован как основанный преимущественно на потребностях самореализации, удовлетворения внутренних потребностей, т.е респонденты избрали ту профессию, которая показалась действительно интересной.

Далее на рисунке представлены результаты исследования мотивов выбора профессии среди студентов-психологов МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

Рис. 3. Результаты исследования мотивов выбора профессии

у студентов-психологов по методике Р.В. Овчаровой

Примечательно, что студентов психологического факультета в большей степени отличают внутренние социально значимые мотивы (SR=13,5), которыми традиционно отличаются обучающиеся помогающих профессий [33]. Далее следуют внутренние индивидуально-значимые мотивы (SR=12, 35): интерес, потребность в саморазвитии через освоение определенной деятельности и приобретение профессиональных знаний.

Наименее представленными в данной группе оказались внешние отрицательные мотивы (SR=7,95), т.е в выборе будущей профессии страх неудачи, осуждения со стороны значимых фигур имел небольшой вес. К тому же, внешние положительные мотивы (SR=9,95), такие как высокий заработок и возможность удовлетворить потребность в престиже, в ситуации выбора профессии для студентов-психологов оказались чуть менее значимыми факторами.

Вероятно, студенты-психологи воспринимают будущую профессию в первую очередь как возможность помогать другим, а также развиваться самим. При этом материальные факторы (заработок, престиж и т.д.) уходят на второй план и даже ярко отрицаются частью респондентов как мотив, способствовавший выбору профессии.

Подводя промежуточный итог, следует сказать о том, что мотивационные профили студентов несколько различаются между собой. Так, для студентов-логистов характерен неоптимальный профиль, характеризующийся преобладанием внешних мотивов над внутренними.

В группах психологов и судоводителей картина иная – внутренние мотивы доминируют над внешними. Тем не менее, мотивационные профили несколько отличаются: у первых более выражен комплекс индивидуально значимых мотивов, у вторых – социально значимых.

Таким образом, первичные описательные данные о присутствии ряда отличий в выраженности комплексов мотивов выбора профессии у студентов различных направлений потребовали уточнения достоверности описательных данных при помощи непараметрического критерия U Манна-Уитни (см. Таблица).

Таблица 1

Различия в выраженности мотивов выбора профессии

у студентов МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Сравниваемые группы

U Манна-Уитни

Асимптотическая

значимость

Уровень значимости

Внутренние индивидуально значимые мотивы

Психологи/судоводители

173,500

,473

ρ≥0,05

Психологи/логисты

139,000

,098

ρ≥0,05

Логисты/ судоводители

99,000

,006

ρ≥0,05

Внутренние социально значимые мотивы

Психологи/ судоводители

187,000

,725

ρ≥0,05

Психологи/логисты

122,000

,034

ρ≥0,05

Логисты/ судоводители

114,500

,020

ρ≥0,05

Внешние положительные мотивы

Психологи/ судоводители

191,500

,818

ρ≥0,05

Психологи/логисты

170,500

,423

ρ≥0,05

Логисты/судоводители

163,000

,315

ρ≥0,05

Внешние отрицательные мотивы

Психологи/ судоводители

111,500

,016

ρ≥0,05

Психологи/логисты

123,500

,038

ρ≥0,05

Логисты/судоводители

156,500

,238

ρ≥0,05

Группирующая переменная: направление подготовки

Исходя из результатов, полученных в ходе статистического анализа, можно сделать вывод о том, что группы студентов различных направлений обучения статистически значимо не отличаются друг от друга по выраженности комплексов мотивов выбора профессии. Так, различия в показателях внутренних индивидуально значимых и социально значимых, а также внешних положительных/отрицательных мотивов не достигают уровня достоверности в 5%.

В итоге, наиболее представленным среди студентов является мотивационный профиль ВИЗМ≥ВСЗМ>ВПМ>ВОМ, где ВИЗМ – внутренние индивидуально значимые мотивы, ВСЗМ – внутренние социально значимые мотивы, ВПМ – внешние положительные мотивы, и ВОМ – внешние отрицательные мотивы.

Подобный результат, вероятно, говорит о том, что особенности мотивации выбора профессии скорее отличаются содержательно, при этом сами мотивационные профили схожи между собой структурно.

Результаты исследования мотивации выбора профессии у студентов по методике «Изучение факторов привлекательности профессии» В.А. Ядова

В связи с вышесказанным возникает необходимость более детального изучения содержательных характеристик мотивации студентов при выборе профессии. Данной цели удовлетворяет методика«Изучение факторов привлекательности профессии» В.А. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана),сводные результаты исследования по которой представлены на рисунке ниже.

Рис. 4. Результаты исследования внешних мотивов выбора профессии

у студентов МГУ им. адм. Г.И. Невельского по методике В.А. Ядова

Как демонстрирует рисунок, в иерархии внешних мотивов выбора профессии у студентов-логистов и студентов судоводительского факультета ведущее место занимают категории «Отсутствие частого контакта с людьми» (КЗ=0,65; КЗ=0,76) и «Высокая заработная плата» (КЗ=0,8; КЗ=0,89).

При этом психологи в высокой степени склонны отвергать последний мотив как привлекающий в избранной профессии (КЗ=0,11), считая ведущим фактором выбора общественную ценность будущей проф. деятельности (КЗ=0,81), а также возможность взаимодействовать с другими людьми (КЗ=0,77).

Для студентов-психологов и студентов-логистов оказываются также важными гигиенические условия труда, например, отсутствие переутомления (КЗ=0,74; КЗ=0,6).

Далее проанализируем факторы привлекательности профессии, связанные с внутренними мотивами (см. Рис. 5).

Рис. 5. Результаты исследования внутренних мотивов выбора профессии

у студентов МГУ им. адм. Г.И. Невельского по методике В.А. Ядова

Как видно из рисунка, наименее важным внутренним фактором респонденты единогласно признают творческий характер профессии (КЗ=0,00; КЗ=0,47; КЗ=0,15).

При этом студентов-психологов и студентов-судоводителей отличает высокая ориентация на возможность саморазвития в профессии (КЗ=0,68; КЗ=0,86), её соответствие характеру (КЗ=0,53; КЗ=0,76).

Среди логистов, напротив, наблюдается низкая значимость по факторам, связанным с самореализацией в профессии, таким как соответствие характеру и способностям (КЗ=0,30; КЗ=0,35), возможность самосовершенствования (КЗ=0,35).

Далее проанализируем полученные результаты при помощи методов математической статистики. С целью проверки гипотезы о том, что доли лиц, признающих значимыми различные факторы привлекательности профессии, в группах логистов, судоводителей и психологов неодинаковы, нами был избран φ*-критерий Фишера. Результаты представлены в таблице ниже.

Таблица 2

Результаты применения φ*-критерия Фишера для сравнения

распределения факторов привлекательности профессии

Фактор привлекательности профессии

Психологи/

Логисты

Психологи/

судоводители

Логисты/

судоводители

φ* эмп

Уровень

φ* эмп

Уровень

φ* эмп

Уровень

Общественная ценность

3.407

ρ≥0,01

3.476

ρ≥0,01

0,319

ρ≤0,05

Работа с людьми

1,753

ρ≥0,05

2.186

ρ≥0,05

1,129

ρ≤0,05

Отсутствие переутомления

0.121

ρ≤0,05

4.581

ρ≥0,01

4,944

ρ≥0,01

Высокая оплата труда

5.035

ρ≥0,01

6.548

ρ≥0,01

1,007

ρ≤0,05

Небольшой рабочий день

3.244

ρ≥0,01

0.478

ρ≤0,05

4,275

ρ≥0,01

Отсутствие частого контакта с людьми

1,775

ρ≥0,05

Социальное признание

2.772

ρ≥0,01

0.886

ρ≤0,05

4,153

ρ≥0,01

Творческий характер профессии

0.999

ρ≤0,05

Возможность самосовершенствования

2.044

ρ≥0,05

1,952

ρ≥0,05

4,671

ρ≥0,01

Соответствие способностям

0.776

ρ≤0,05

3.253

ρ≥0,01

2,507

ρ≥0,01

Соответствие характеру

0.996

ρ≤0,05

0.663

ρ≤0,05

1,853

ρ≥0,05

Итак, в ходе статистического анализа полученных данных был обнаружен ряд достоверных различий. В группе студентов-психологов присутствует наибольшая доля лиц, признающих привлекательными факторами в избранной профессии её общественную ценность (ρ≥0,01), социальное признание (ρ≥0,01) и возможность работать с людьми (ρ≥0,05). Также в данной группе выявлен наименьший процент респондентов, отдающих предпочтение материальным мотивам (ρ≥0,01).

Группа логистов отличается наибольшими долями студентов, ориентированных на высокую оплату труда (ρ≥0,01), небольшой рабочий день (ρ≥0,01) и наименьшими – на возможность самосовершенствования (ρ≥0,05), соответствие характеру (ρ≥0,05) и способностям (ρ≥0,01).

Среди курсантов-судоводителей были установлены наибольшие доли лиц, считающих привлекательными такой гигиенический фактор труда как отсутствие переутомления (ρ≥0,01). Данная группа в том числе демонстрирует наибольший процент студентов, ориентированных на соответствие профессии характеру (ρ≥0,05) и способностям (ρ≥0,01).

Обобщая полученные результаты, следует сказать, что для студентов-логистов характерен «прагматичный» подход к выбору профессии, в котором слабо выражено стремление реализовываться в полной мере на профессиональном поприще. Содержание работы, как и нематериальная отдача от нее (развитие и т.д.) для них не играют в выборе профессии существенной роли. Более важными оказываются факторы высокой заработной платы и материального вознаграждения, комфортных условий будущей профессиональной деятельности.

Противоположная картина наблюдается среди студентов-психологов, в группе которых можно наблюдать ярко выраженный «мотив служения» при выборе профессии, характеризующийся доминированием социальных мотивов над материальными, потребностью приносить своей работой пользу конкретным людям и обществу в целом.

Курсанты-судоводители же отличаются выраженной потребностью в совершенствовании и развитии. Как правило, данный тип мотивации оказывается тесно связанным с интенсивным освоением знаний и умений, необходимых для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Общие выводы

Итак, выдвинутая в ходе исследования гипотеза нашла своё подтверждение – мотивация выбора профессии у студентов различных направлений подготовки имеет ряд особенностей.

Достоверные особенности, отличающие студентов-психологов:

ориентация на общественную ценность профессии и социальное признание;

привлекательность работы с людьми;

слабо выраженный мотив высокой оплаты труда;

ориентация на возможность самосовершенствования в профессии.

Для студентов-логистов в большей степени характерен подход к выбору профессии, в котором:

слабо выражено стремление реализовываться в полной мере на профессиональном поприще;

соответствие работы способностям и характеру, как и нематериальная отдача от нее для них не играют в выборе профессии существенной роли;

значимыми являются факторы высокой заработной платы, а также комфортных условий будущей профессиональной деятельности – небольшой рабочий день, отсутствие переутомления и частого контакта с людьми.

В группе курсантов-судостроителей удалось выявить следующие отличительные особенности мотивации выбора профессии:

выраженный мотив саморазвития через профессиональную деятельность;

высокая привлекательность проф. деятельности, соответствующей способностям и характеру.

Тем не менее, мотивационные профили студентов МГУ им. адм. Г.И. Невельского схожи между собой структурно. Наиболее распространенным является профиль, в котором внутренняя мотивация преобладает над внешней.

Список литературы

Бодров, В.А., Факторы выбора профессии / В.А. Бодров. – [Электронный текст] / Психологические основы профессиональной деятельности. – URL: https://psyera.ru/faktory-vybora-professii_8015.htm

Гаврилова, О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровневого образования: спец. 19.00.05 – Социальная психология автореф. дис. канд. психол. наук / О.В. Гаврилова – Казань, 2000. – 24 с.

Овчарова, Р.В. Мотивы выбора профессии [Электронный текст] Профориентационная работа / Р.В. Овчарова. – URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/18.html

Ретунская, Т.Н. Выбор профессии как психологический феномен / Т.Н. Ретунская. – Высшее образование в России, №8-9, 2012. 130 с.

Просмотров работы: 194