ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ ПО ВПЕЧАТЛЕНИЯМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ ПО ВПЕЧАТЛЕНИЯМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Долинина Е.А. 1, Ляпина И.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы, к сожалению, приходится фиксировать рост численности детей, имеющих речевые нарушения. При этом речь является одной из важнейших психических функций человека и играет особую роль в развитии словесно-логического мышления, воображения, памяти, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Сформированная связная речь является необходимым условием для развития ребенка, усвоения дошкольной и школьной программы и дальнейшей социализации. Но, у детей с нарушениями речи ее формирование задерживается и имеет ряд особенностей.

Одним из видов связной монологической речи является творческое рассказывание, которое также имеет специфические особенности формирования в условиях речевого дизонтогенеза. Совершенствование данного навыка у детей выражается в различных формах: в сочинении сказок, рассказов, загадок, стихотворений, небылиц, а также в словотворчестве – создании новых слов.

Составление творческих рассказов по впечатлениям позитивно отражается на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Навык составления творческого рассказывания по впечатлениям необходим для будущих школьников, так как является основой для формирования устных ответов, обеспечивает возможность формулировать полные ответы на вопросы учителя, писать сочинения и изложения.

Многие исследователи сравнивают творческое рассказывание с литературным словотворчеством. От ребенка требуется составить творческий рассказ к уже имеющимся знаниям, внести элементы воображения и впечатления.

Вопросами формирования детского словесного творчества занимались М.М. Конина, Э.П. Короткова, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова и другие ученые. Они считают, что для достижения результата необходима активная работа воображения, мышления, речи, волевых усилий и участие положительных эмоций [3].

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, который связан с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и более легко поддается педагогическим воздействиям [2].

Рассказывание носит характер последовательного систематического развернутого изложения и выполняет коммуникативную функцию, которая развивается в течение всей жизни ребенка.

Рассказы детей с общим недоразвитием речи характеризуются следующим:

ребята затрудняются в определении главной темы повество­вательного рассказа. На вопрос «О чем этот рассказ?» дети чаще всего начинают или пересказывать текст, или отвечают не по су­ществу;

повествование у многих детей не имеет четкой структуры: в их рассказе часто пропускается какая-то структурная часть (на­чало, середина, конец), нарушается последовательность действий в основной части, наблюдается беспорядочность изложения, от­ступление от первоначального замысла, стандартность и стерео­типность зачинов, логическая незавершенность рассказов;

в рассказах детей нет достаточно полной и четкой характе­ристики героев, редко встречаются описание природы, прямая речь;

чаще всего дети используют такие средства выразительно­сти, как назывные и бессоюзные предложения, инверсию, сино­нимы, антонимы, эпитеты. Сравнения и метафоры встречаются в единичных случаях;

типичный недостаток детских рассказываний — большое ко­личество пауз; частое использование повторов какого-либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств времени и места («потом», «там», «тут»), что характерно для фор­мально-сочинительной связи между предложениями. Вместо связ­ного текста образуется несколько предложений, объединенных одной темой;

для детских рассказов характерны однообразные, однотип­ные по структуре предложения (в основном простые и сложносо­чиненные), сложноподчиненных почти нет.

дети не умеют детализировать действие, расчленять на со­ставные части.

Поэтому их рассказы схематичны, они не передают настроения, динамики.

Ребенок, составляя свой рассказ по впечатлениям, хорошо знает то, о чем говорит, ориентируется в первую очередь на действия, которые происходят; проще вспомнить, что они делали, что их заинтересовало, но труднее дается составить описательный рассказ о каком-либо предмете, так как необходимо обратить внимание на характерные особенности и внешний вид, подобрать сравнения, определения.

Навык творческого рассказывания по впечатлениям у ребенка с общим недоразвитием речи начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте (5–6 лет). У ребенка возрастают активность, интеллектуальные способности. Он начинает запоминать образы, действия, движения, развивается логика, память, мышление, воображение. При этом содержание творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи неполные, краткие, фрагментарные, примитивные, отличаются бедным словарным запасом.

Имеющиеся теоретические и исследовательские данные о формировании навыка творческого рассказывания по впечатлениям у старших дошкольников с ОНР носят фрагментарный и несистемный характер и нуждаются в уточнении и систематизации.

С этой целью необходимо разработать и реализовать диагностическое исследование навыка творческого высказывания по впечатлением у детей 5-6 лет с ОНР. Для этого использовались методические рекомендации В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, В.П. Глухов, О.С. Ушакова, Н.С. Жукова и другие. В результате программа исследования навыков творческого высказывание у старших дошкольников с нарушения речи может быть представлена следующими экспериментальными заданиями (В.К. Воробьевой) [1]:

Задание 1 «Составление рассказа на основе личного опыта, по впечатлениям».

Выполнение задания предполагает составить самостоятельный рассказ ребенка на любую из предложенных тем: «рассказ о группе детского сада», «рассказ о детской площадке» по определенному плану:

что находится на участке;

чем занимаются дети на участке;

в какие игры они играют;

назвать свои любимые игры и занятия;

вспомнить о зимних играх и развлечениях.

Ребенку можно предложить альтернативный вариант, то есть составить самостоятельный рассказ на любую из предложенных тем: «как я играю», «моя семья», «мои друзья». Его задача поделиться с педагогом своим опытом и впечатлениями, раскрыть заданную тематику.

С помощью данного задания можно выявить уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Задание 2 «Составление описательного рассказа по впечатлениям»

Выполнение задания предполагает составить описательный рассказ об игрушке (машинке или кукле), рассказать о ней, как её зовут, какая она по величине, назвать её основные части, сказать из чего она сделана и т.д.

Задание 3 «Выявление умений описывать предмет, составлять описание без наглядности».

Выполнение задания предполагает самостоятельный рассказ-описание ребенка о мяче. Его задача рассказать, какой он, для чего он нужен, что с ним можно делать.

Задание 4 «Продолжение рассказа по заданному началу»

Выполнение задания предполагает выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовый материал.

Ребенку предлагается текст и ему необходимо его продолжить:

«На деревьях поспели яблоки. Самые спелые упали на землю. А местный житель-ежик решил собрать их. А что было дальше?»

Задание 5 «Составление рассказа на заданную тему»

Перед началом составления рассказа ребенку задаются вопросы: «Как мы назовем мальчика? Куда пошел мальчик? Зачем он пошел в лес?» После этого предлагается составить рассказ о каком-нибудь случае с мальчиком в лесу, включив воображение.

Оценка по всем заданиям выставляется ребенку в баллах от 1 до 3. Оценивается каждый ответ ребенка в соответствии с показателями уровней развития связной речи и умения состоять творческий рассказ по впечатлениям.

3 балла получает ребенок за самостоятельный, полный ответ, с незначительной неточностью.

2 балла получает ребенок, допустивший неточность, отвечающий по наводящим вопросам на основе уточнений взрослого.

1 балл ставят ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, не понимает вопросы.

В результате, если 2/3 ответов оцениваются у ребенка в 3 балла – это высокий уровень развития связной речи и соответствующий уровень сформированность навыка творческого рассказывания по впечатлениям. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла – это достаточный уровень и незначительное отставание в сформированности навыка творческого рассказывания по впечатлениям. Если 2/3 ответов оцениваются по 1 баллу, то соответственно определяется средний или низкий уровень и недостаточный уровень сформированность навыка творческого рассказывания по впечатлениям.

Выделены 3 уровня связных высказываний детей, демонстрируемых в процессе творческого рассказывания:

I уровень – высокий. Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию.

II уровень – средний. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами.

III уровень – низкий. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.

Таким образом, предложенная программа диагностического исследования позволит оценить уровень сформированности связной речи и навыка творческого рассказывания по впечатлениям, выявить и описать особенности творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Список литературы

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. [Текст] / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П. Короткова – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.

Просмотров работы: 19