В настоящее время музыка окружает нас повсюду: в кинотеатрах, в рекламах, в общественном транспорте, в торговых центрах и так далее. С одной стороны, она служит источником вдохновения или просто необходима для полноценного отдыха, с другой – способна привести к зависимости, что в дальнейшем может негативно сказаться на здоровье человека. Действительно, музыка настолько важна для человеческого существования, что немецкий философ Фридрих Ницше, как известно, заявил: «Без музыки жизнь была бы ошибкой» [1].
Многие исследователи отмечают существенное влияние музыки на все системы и функции организма [2]. Органы слуха воспринимают стимул и запускают сложные нейрогормональные реакции. Кожа воспринимает акустические поля своими рецепторами и передает энергию механических колебаний внутренним органам. В свою очередь, органы и клетки меняют активность по принципу резонансных откликов на воздействия акустической энергией [3].Возникающие в головном мозге реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на эмоциональное состояние человека. Эмоции, в свою очередь, влияют на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и другие [2]. Это подтверждается тем, что, например, люди, слушающие одну и ту же музыку, как правило, синхронизируют не только свои движения, но и свое дыхание, а также ритм сердца [1].
Особенно чувствителен к музыке детский организм. В силу лабильности психоэмоционального состояния они легко поддаются музыкальному воздействию, которое ощущается на бессознательном уровне [4]. Так Мария Селеста Фазано в своей работе по влиянию оркестровой музыки на гиперактивность и тормозной контроль детей школьного возраста подтвердила, что инновационная интенсивная трехмесячная оркестровая программа в Италии для детей в возрасте от 8 до 10 лет была особенно полезна в снижении гиперактивности, невнимательности и импульсивности, одновременно усиливая тормозной контроль [5].
Кроме того, тысячи проведенных исследований подтверждают утверждение о том, что музыка изменяет когнитивные способности человека. Известно, что у детей, посещающих учреждения культуры дополнительного музыкального образования, уровень IQ выше по сравнению с детьми, не занимающихся по данному направлению.
В связи с этим возникает немало вопросов. Как воздействуют различные музыкальные жанры на функционирование органов, систем и организма в целом? Действительно ли музыка способна оказывать воздействие на когнитивные функции головного мозга? Данная работа посвящена изучению отдельных аспектов этой проблемы.
Цель исследования: изучение влияния музыкальных композиций разных жанров на внимание и некоторые физиологические функции у детей школьного возраста.
Материалы и методы исследования: в исследовании участвовало 76 учащихся средней общеобразовательной школы в возрасте 13, 16 и 17 лет, среди которых 37 человек женского пола и 39 человек мужского пола. На момент тестирования отклонений в физическом развитии учащиеся не имели, соматические заболевания отсутствовали, во время беседы нарушений со стороны психической деятельности также не было выявлено.
Исследование включало в себя однократное прослушивание музыкальных композиций разных жанров с оценкой физиологических показателей (частоты дыхания, частоты сердечных сокращений, уровня артериального давления) до и после музыкального воздействия. Для определения преобладающего типа вегетативной нервной системы на основании данных частоты сердечных сокращений и уровня диастолического артериального давления производился расчет индекса Кердо. Также был рассчитан коэффициент Хильдебрандта – показатель межсистемных (кардиореспираторных) взаимоотношений.
С целью исследования влияния музыкальных композиций на высшую нервную деятельность человека использовалась корректурная проба Бурдона, позволяющая оценить концентрацию, устойчивость и переключаемость внимания. Кроме того, была проведена оценка скорости арифметического счета, характеризующая процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Для этого учащимся было предложено решение 15 математических примеров на сложение и вычитание двузначных чисел в течение 2 минут.
В соответствии с музыкальным жанром учащиеся были разделены на 4 группы (рок, китайская традиционная музыка, классическая музыка и поп-музыка). Музыкальное воздействие проводилось в течение 20 минут.
Результаты. У учащихся, которым для прослушивания была предложена рок-музыка, в ходе исследования корректурная проба Бурдона показала следующие статистически значимые изменения: снижение устойчивости внимания как на первой минуте (исходные данные соответствовали значениям 5,81±1,64, после музыкального воздействия – 8,64±3,05 (р=0,001)), так и на второй минуте тестирования (исходные значения - 6,42±1,31, после музыкального воздействия – 8,82±3,26 (р=0,007)) (таблица 1).
Таблица 1
Влияние разных музыкальных жанров на результаты корректурной пробы Бурдона
Показатели |
1 группа Рок-музыка (n=18) |
2 группа Поп-музыка (n=17) |
3 группа Классическая музыка (n=21) |
4 группа Китайская традиционная музыка (n=20) |
||||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|||
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
|||
Концентрация внимания |
40,07 ±27,45 |
27,77 ±29,26 |
49,08 ±28,97 |
52,58 ±25,44 |
45,75 ±28,83 |
30,30 ±28,92 |
43,74 ±27,32 |
*24,36 ±23,36 |
||
Переключаемость внимания, % |
8,48 ±10,83 |
18,20 ±19,25 |
6,02 ±6,58 |
5,07 ±7,23 |
6,32 ±6,08 |
*21,54 ±24,01 |
6,65 ±8,30 |
*15,55 ±12,86 |
||
Устойчивость внимания на 1-ой минуте |
5,81 ±1,64 |
*8,64 ±3,05 |
5,07 ±1,67 |
8,40 ±1,01 |
5,27 ±1,53 |
*6,19 ±1,16 |
5,88 ±1,12 |
6,00 ±1,38 |
||
Устойчивость внимания на 2-ой минуте |
6,42 ±1,31 |
*8,82 ±3,26 |
6,06 ±2,62 |
*8,78 ±2,15 |
5,88 ±2,57 |
5,62 ±1,45 |
6,15 ±1,98 |
6,15 ±1,98 |
Примечание: * - различия статистически значимы в сравнении с группой «До».
Для того чтобы интерпретировать полученные данные об устойчивости внимания, использовались следующие критерии: значение «0-2» - очень высокая, «3-4» - высокая, «5-6» - средняя, «7-8» - низкая, «9-10» - очень низкая.
Таким образом, внимание детей данной группы после прослушивания рок-музыки снизилось, кроме того, в ходе исследования отмечались излишняя гипервозбудимость, неусидчивость и раздражительность.
У учащихся, слушавших поп-музыку, также было отмечено снижение устойчивости внимания на 2-ой минуте тестирования (исходные данные соответствовали значениям 6,06±2,62, конечные – 8,78±2,15 (р=0,003)). Во время прослушивания музыкальных композиций данного жанра ярко выраженных изменений в поведении учащихся не было выявлено.
Классическая музыка, помимо снижения устойчивости внимания на первой минуте (данные до музыкального воздействия – 5,27±1,53, после – 6,19±1,16 (р=0,036)), увеличила переключаемость внимания: значения с 6,32±6,08 возросли до 21,54±24,01 (р=0,008). Для того чтобы оценить полученные данные по переключаемости внимания, были использованы следующие критерии: «0-20%» - очень высокая, «21-40%» - высокая, «41-60%» - средняя, «61-80%» - низкая, «81-100%» - очень низкая. То есть у данной группы детей внимание снизилось аналогично той группе, которой для прослушивания была предложена рок-музыка, но с некоторой особенностью: устойчивость внимания под действием классической музыки на 2-ой минуте тестирования вернулась к исходным значениям. Кроме того, в ходе исследования несколько человек отметили уменьшение головных болей, каждый второй учащийся расслабился, наклонившись на парту. Больше половины исследуемых пожаловались на то, что после музыкального воздействия у них возникли сложности с процессом включения в рабочую деятельность.
Следовательно, классическая музыка обладает седативным эффектом, оказывая тормозящее действие на центры, ответственные за когнитивные функции, также она способствует возникновению трудностей, связанных со сменой вида деятельности.
У учащихся, слушавших китайскую традиционную музыку, корректурная проба Бурдона показала, что концентрация внимания понизилась с значений 43,74±27,32 до 24,36±23,36 (р=0,021), а переключаемость, в свою очередь, стала выше (исходные данные соответствовали значениям 6,65±8,30, после музыкального воздействия – 15,55±12,86 (р=0,013)). Оценка концентрации внимания проводилась согласно следующему принципу: чем больше полученная цифра, тем выше концентрация внимания. Также у данной группы детей были установлены затруднения с процессом сосредоточения на выполнении задач, поставленных перед ними. Кроме того, во время музыкального воздействия у учащихся было отмечено уменьшение раздражительности и волнения.
В ходе работы было установлено, что ни один из используемых в исследовании музыкальных жанров не оказал статистически значимого влияния на такие физиологические показатели организма, как частоту дыхания, частоту сердечных сокращений, уровень систолического и диастолического артериального давления, а также на индекс Кердо и коэффициент Хильдебрандта (таблица 2).
Таблица 2
Влияние разных музыкальных жанров на некоторые физиологические функции
Показатели |
1 группа Рок-музыка (n=18) |
2 группа Поп-музыка (n=17) |
3 группа Классическая музыка (n=21) |
4 группа Китайская традиционная музыка (n=20) |
||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
|
ЧД, дыхательных движений/мин |
19,72 ±4,43 |
19,94 ±4,39 |
17,35 ±3,99 |
16,67 ±4,07 |
17,10 ±4,23 |
16,43 ±5,07 |
18,55 ±3,51 |
17,00 ±2,57 |
ЧСС, уд/мин |
70,61 ±11,32 |
75,22 ±9,50 |
77,53 ±15,32 |
78,76 ±14,85 |
81,05 ±14,79 |
78,62 ±16,32 |
70,30 ±10,86 |
72,15 ±11,19 |
САД, мм рт ст |
111,83 ±15,19 |
107,50 ±11,89 |
122,65 ±12,84 |
122,88 ±11,08 |
119,33 ±13,15 |
113,43 ±10,79 |
113,50 ±12,35 |
110,00 ±19,53 |
ДАД, мм рт ст |
71,33 ±11,96 |
68,65 ±8,25 |
73,65 ±9,44 |
72,24 ±8,68 |
73,33 ±10,07 |
72,05 ±8,79 |
73,15 ±10,36 |
67,95 ±11,09 |
Индекс Кердо |
-3,46 ±22,48 |
7,28 ±17,47 |
3,14 ±14,36 |
6,24 ±15,68 |
7,55 ±16,87 |
4,95 ±21,54 |
-5,97 ±20,67 |
4,05 ±19,62 |
Коэффициент Хильдебрандта |
3,74 ±0,93 |
3,96 ±1,05 |
4,68 ±1,54 |
4,95 ±1,65 |
5,06 ±1,75 |
5,18 ±1,83 |
3,95 ±0,84 |
4,36 ±1,09 |
Проба с арифметическим счетом позволила сделать вывод о том, что кратковременное музыкальное воздействие оказывает недостаточное влияние на когнитивные процессы, происходящие на более сложном уровне, требующем большее количество ассоциативных связей и навыков (таблица 3).
Таблица 3
Влияние разных музыкальных жанров на арифметический счет
Показатели |
1 группа Рок-музыка (n=18) |
2 группа Поп-музыка (n=17) |
3 группа Классическая музыка (n=21) |
4 группа Китайская традиционная музыка (n=20) |
|||||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
||||
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
M±SD |
||||
Количество ошибок, шт |
1,22 ±1,17 |
1,44 ±1,20 |
1,00 ±1,58 |
0,82 ±1,67 |
0,67 ±1,11 |
1,00 ±1,61 |
2,15 ±2,39 |
2,20 ±2,57 |
|||
Скорость, пример/сек |
6,93 ±2,88 |
7,63 ±8,19 |
7,17 ±4,33 |
6,76 ±3,56 |
6,36 ±2,15 |
6,16 ±2,50 |
7,33 ±2,17 |
6,45 ±2,13 |
Заключение: однократное прослушивание рок- и поп-музыки, классической и китайской традиционной музыки снижает концентрацию и устойчивость внимания, способствует возникновению трудностей с переключаемостью. Также зафиксировано, что три музыкальных жанра оказывают специфическое влияние на поведенческие реакции: рок-музыка обладает возбуждающим действием; классическая и китайская традиционная музыка оказывают седативный эффект и способствуют расслаблению организма. Поп-музыка, в свою очередь, существенно не влияет на поведение учащихся, что, возможно, связано с наиболее частым ее прослушиванием.
Список использованной литературы
Terry P. C., Karageorghis C. I., Curran M. L., Martin O. V., Parsons-Smith R. L., effects of music in exercise and sport: a meta-analytic review. Psychological Bulletin. 2020. vol. 146. no. 2. P.91-117. DOI: 10.1037/bul0000216.
Лусточкина А. П. Концепция музыкальной терапии // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Международной научно-практической конференции г. Екатеринбург. 07-08 апреля 2020. Т. 2. С. 233-238.
Шушарджан С. В. Эволюция, достижения и перспективы музыкальной терапии // Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование: материалы Международной конференции г. Москва. 22-23 марта 2019. С. 6-8.
Waheed A., Kossor D., Collins W., Camie A., effect of specific music on psychoneuroimmunological responses. International Journal of Oncology Research. 2018. vol. 1. no. 2. P. 1 -16. DOI: 10.23937/ijor-2017/1710011.
Welch G. F., Biasutti M., MacRitchie J., McPherson G. E., Himonides E., editorial: The impact of music on human development and well-being. Frontiers in psychology. 2020. vol. 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01246.