Влияние музыкальных композиций разных жанров на внимание и некоторые физиологические функции у детей школьного возраста - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Влияние музыкальных композиций разных жанров на внимание и некоторые физиологические функции у детей школьного возраста

Полыгалова Н.Л. 1, Ярошенко А.А. 1, Гуляева И.Л. 1
1ФГБОУ ВО "ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера" Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время музыка окружает нас повсюду: в кинотеатрах, в рекламах, в общественном транспорте, в торговых центрах и так далее. С одной стороны, она служит источником вдохновения или просто необходима для полноценного отдыха, с другой – способна привести к зависимости, что в дальнейшем может негативно сказаться на здоровье человека. Действительно, музыка настолько важна для человеческого существования, что немецкий философ Фридрих Ницше, как известно, заявил: «Без музыки жизнь была бы ошибкой» [1].

Многие исследователи отмечают существенное влияние музыки на все системы и функции организма [2]. Органы слуха воспринимают стимул и запускают сложные нейрогормональные реакции. Кожа воспринимает акустические поля своими рецепторами и передает энергию механических колебаний внутренним органам. В свою очередь, органы и клетки меняют активность по принципу резонансных откликов на воздействия акустической энергией [3].Возникающие в головном мозге реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на эмоциональное состояние человека. Эмоции, в свою очередь, влияют на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и другие [2]. Это подтверждается тем, что, например, люди, слушающие одну и ту же музыку, как правило, синхронизируют не только свои движения, но и свое дыхание, а также ритм сердца [1].

Особенно чувствителен к музыке детский организм. В силу лабильности психоэмоционального состояния они легко поддаются музыкальному воздействию, которое ощущается на бессознательном уровне [4]. Так Мария Селеста Фазано в своей работе по влиянию оркестровой музыки на гиперактивность и тормозной контроль детей школьного возраста подтвердила, что инновационная интенсивная трехмесячная оркестровая программа в Италии для детей в возрасте от 8 до 10 лет была особенно полезна в снижении гиперактивности, невнимательности и импульсивности, одновременно усиливая тормозной контроль [5].

Кроме того, тысячи проведенных исследований подтверждают утверждение о том, что музыка изменяет когнитивные способности человека. Известно, что у детей, посещающих учреждения культуры дополнительного музыкального образования, уровень IQ выше по сравнению с детьми, не занимающихся по данному направлению.

В связи с этим возникает немало вопросов. Как воздействуют различные музыкальные жанры на функционирование органов, систем и организма в целом? Действительно ли музыка способна оказывать воздействие на когнитивные функции головного мозга? Данная работа посвящена изучению отдельных аспектов этой проблемы.

Цель исследования: изучение влияния музыкальных композиций разных жанров на внимание и некоторые физиологические функции у детей школьного возраста.

Материалы и методы исследования: в исследовании участвовало 76 учащихся средней общеобразовательной школы в возрасте 13, 16 и 17 лет, среди которых 37 человек женского пола и 39 человек мужского пола. На момент тестирования отклонений в физическом развитии учащиеся не имели, соматические заболевания отсутствовали, во время беседы нарушений со стороны психической деятельности также не было выявлено.

Исследование включало в себя однократное прослушивание музыкальных композиций разных жанров с оценкой физиологических показателей (частоты дыхания, частоты сердечных сокращений, уровня артериального давления) до и после музыкального воздействия. Для определения преобладающего типа вегетативной нервной системы на основании данных частоты сердечных сокращений и уровня диастолического артериального давления производился расчет индекса Кердо. Также был рассчитан коэффициент Хильдебрандта – показатель межсистемных (кардиореспираторных) взаимоотношений.

С целью исследования влияния музыкальных композиций на высшую нервную деятельность человека использовалась корректурная проба Бурдона, позволяющая оценить концентрацию, устойчивость и переключаемость внимания. Кроме того, была проведена оценка скорости арифметического счета, характеризующая процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Для этого учащимся было предложено решение 15 математических примеров на сложение и вычитание двузначных чисел в течение 2 минут.

В соответствии с музыкальным жанром учащиеся были разделены на 4 группы (рок, китайская традиционная музыка, классическая музыка и поп-музыка). Музыкальное воздействие проводилось в течение 20 минут.

Результаты. У учащихся, которым для прослушивания была предложена рок-музыка, в ходе исследования корректурная проба Бурдона показала следующие статистически значимые изменения: снижение устойчивости внимания как на первой минуте (исходные данные соответствовали значениям 5,81±1,64, после музыкального воздействия – 8,64±3,05 (р=0,001)), так и на второй минуте тестирования (исходные значения - 6,42±1,31, после музыкального воздействия – 8,82±3,26 (р=0,007)) (таблица 1).

Таблица 1

Влияние разных музыкальных жанров на результаты корректурной пробы Бурдона

Показатели

1 группа

Рок-музыка

(n=18)

2 группа

Поп-музыка

(n=17)

3 группа

Классическая музыка

(n=21)

4 группа

Китайская традиционная музыка

(n=20)

До

После

До

После

До

После

До

После

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

Концентрация внимания

40,07

±27,45

27,77

±29,26

49,08

±28,97

52,58

±25,44

45,75

±28,83

30,30

±28,92

43,74

±27,32

*24,36

±23,36

Переключаемость внимания, %

8,48

±10,83

18,20

±19,25

6,02

±6,58

5,07

±7,23

6,32

±6,08

*21,54

±24,01

6,65

±8,30

*15,55

±12,86

Устойчивость внимания на 1-ой минуте

5,81

±1,64

*8,64

±3,05

5,07

±1,67

8,40

±1,01

5,27

±1,53

*6,19

±1,16

5,88

±1,12

6,00

±1,38

Устойчивость внимания на 2-ой минуте

6,42

±1,31

*8,82

±3,26

6,06

±2,62

*8,78

±2,15

5,88

±2,57

5,62

±1,45

6,15

±1,98

6,15

±1,98

Примечание: * - различия статистически значимы в сравнении с группой «До».

Для того чтобы интерпретировать полученные данные об устойчивости внимания, использовались следующие критерии: значение «0-2» - очень высокая, «3-4» - высокая, «5-6» - средняя, «7-8» - низкая, «9-10» - очень низкая.

Таким образом, внимание детей данной группы после прослушивания рок-музыки снизилось, кроме того, в ходе исследования отмечались излишняя гипервозбудимость, неусидчивость и раздражительность.

У учащихся, слушавших поп-музыку, также было отмечено снижение устойчивости внимания на 2-ой минуте тестирования (исходные данные соответствовали значениям 6,06±2,62, конечные – 8,78±2,15 (р=0,003)). Во время прослушивания музыкальных композиций данного жанра ярко выраженных изменений в поведении учащихся не было выявлено.

Классическая музыка, помимо снижения устойчивости внимания на первой минуте (данные до музыкального воздействия – 5,27±1,53, после – 6,19±1,16 (р=0,036)), увеличила переключаемость внимания: значения с 6,32±6,08 возросли до 21,54±24,01 (р=0,008). Для того чтобы оценить полученные данные по переключаемости внимания, были использованы следующие критерии: «0-20%» - очень высокая, «21-40%» - высокая, «41-60%» - средняя, «61-80%» - низкая, «81-100%» - очень низкая. То есть у данной группы детей внимание снизилось аналогично той группе, которой для прослушивания была предложена рок-музыка, но с некоторой особенностью: устойчивость внимания под действием классической музыки на 2-ой минуте тестирования вернулась к исходным значениям. Кроме того, в ходе исследования несколько человек отметили уменьшение головных болей, каждый второй учащийся расслабился, наклонившись на парту. Больше половины исследуемых пожаловались на то, что после музыкального воздействия у них возникли сложности с процессом включения в рабочую деятельность.

Следовательно, классическая музыка обладает седативным эффектом, оказывая тормозящее действие на центры, ответственные за когнитивные функции, также она способствует возникновению трудностей, связанных со сменой вида деятельности.

У учащихся, слушавших китайскую традиционную музыку, корректурная проба Бурдона показала, что концентрация внимания понизилась с значений 43,74±27,32 до 24,36±23,36 (р=0,021), а переключаемость, в свою очередь, стала выше (исходные данные соответствовали значениям 6,65±8,30, после музыкального воздействия – 15,55±12,86 (р=0,013)). Оценка концентрации внимания проводилась согласно следующему принципу: чем больше полученная цифра, тем выше концентрация внимания. Также у данной группы детей были установлены затруднения с процессом сосредоточения на выполнении задач, поставленных перед ними. Кроме того, во время музыкального воздействия у учащихся было отмечено уменьшение раздражительности и волнения.

В ходе работы было установлено, что ни один из используемых в исследовании музыкальных жанров не оказал статистически значимого влияния на такие физиологические показатели организма, как частоту дыхания, частоту сердечных сокращений, уровень систолического и диастолического артериального давления, а также на индекс Кердо и коэффициент Хильдебрандта (таблица 2).

Таблица 2

Влияние разных музыкальных жанров на некоторые физиологические функции

Показатели

1 группа

Рок-музыка

(n=18)

2 группа

Поп-музыка

(n=17)

3 группа

Классическая музыка

(n=21)

4 группа

Китайская традиционная музыка

(n=20)

До

После

До

После

До

После

До

После

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

ЧД, дыхательных движений/мин

19,72

±4,43

19,94

±4,39

17,35

±3,99

16,67

±4,07

17,10

±4,23

16,43

±5,07

18,55

±3,51

17,00

±2,57

ЧСС, уд/мин

70,61

±11,32

75,22

±9,50

77,53

±15,32

78,76

±14,85

81,05

±14,79

78,62

±16,32

70,30

±10,86

72,15

±11,19

САД, мм рт ст

111,83

±15,19

107,50

±11,89

122,65

±12,84

122,88

±11,08

119,33

±13,15

113,43

±10,79

113,50

±12,35

110,00

±19,53

ДАД, мм рт ст

71,33

±11,96

68,65

±8,25

73,65

±9,44

72,24

±8,68

73,33

±10,07

72,05

±8,79

73,15

±10,36

67,95

±11,09

Индекс Кердо

-3,46

±22,48

7,28

±17,47

3,14

±14,36

6,24

±15,68

7,55

±16,87

4,95

±21,54

-5,97

±20,67

4,05

±19,62

Коэффициент Хильдебрандта

3,74

±0,93

3,96

±1,05

4,68

±1,54

4,95

±1,65

5,06

±1,75

5,18

±1,83

3,95

±0,84

4,36

±1,09

Проба с арифметическим счетом позволила сделать вывод о том, что кратковременное музыкальное воздействие оказывает недостаточное влияние на когнитивные процессы, происходящие на более сложном уровне, требующем большее количество ассоциативных связей и навыков (таблица 3).

Таблица 3

Влияние разных музыкальных жанров на арифметический счет

Показатели

1 группа

Рок-музыка

(n=18)

2 группа

Поп-музыка

(n=17)

3 группа

Классическая музыка

(n=21)

4 группа

Китайская традиционная музыка

(n=20)

До

После

До

После

До

После

До

После

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

M±SD

Количество ошибок, шт

1,22

±1,17

1,44

±1,20

1,00

±1,58

0,82

±1,67

0,67

±1,11

1,00

±1,61

2,15

±2,39

2,20

±2,57

Скорость, пример/сек

6,93

±2,88

7,63

±8,19

7,17

±4,33

6,76

±3,56

6,36

±2,15

6,16

±2,50

7,33

±2,17

6,45

±2,13

Заключение: однократное прослушивание рок- и поп-музыки, классической и китайской традиционной музыки снижает концентрацию и устойчивость внимания, способствует возникновению трудностей с переключаемостью. Также зафиксировано, что три музыкальных жанра оказывают специфическое влияние на поведенческие реакции: рок-музыка обладает возбуждающим действием; классическая и китайская традиционная музыка оказывают седативный эффект и способствуют расслаблению организма. Поп-музыка, в свою очередь, существенно не влияет на поведение учащихся, что, возможно, связано с наиболее частым ее прослушиванием.

Список использованной литературы

Terry P. C., Karageorghis C. I., Curran M. L., Martin O. V., Parsons-Smith R. L., effects of music in exercise and sport: a meta-analytic review. Psychological Bulletin. 2020. vol. 146. no. 2. P.91-117. DOI: 10.1037/bul0000216.

Лусточкина А. П. Концепция музыкальной терапии // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Международной научно-практической конференции г. Екатеринбург. 07-08 апреля 2020. Т. 2. С. 233-238.

Шушарджан С. В. Эволюция, достижения и перспективы музыкальной терапии // Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование: материалы Международной конференции г. Москва. 22-23 марта 2019. С. 6-8.

Waheed A., Kossor D., Collins W., Camie A., effect of specific music on psychoneuroimmunological responses. International Journal of Oncology Research. 2018. vol. 1. no. 2. P. 1 -16. DOI: 10.23937/ijor-2017/1710011.

Welch G. F., Biasutti M., MacRitchie J., McPherson G. E., Himonides E., editorial: The impact of music on human development and well-being. Frontiers in psychology. 2020. vol. 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01246.

Просмотров работы: 169